Вместе с Мельниковым в губерниях работали и другие чиновники Министерства внутренних дел, оставившие менее объемные и подробные, но также весьма ценные Записки. Среди них — Надворный Советник Брянчанинов и Коллежский Ассесор Арнольди, изучавшие состояние раскола в Костромской губернии69.
Они отмечали, что расколы здесь распространялись с древнейших времен, но так как каких-либо решительных мер к пресечению этих явлений не предпринималось, то число раскольников постоянно росло. Нельзя утверждать, что приводимые чиновниками МВД цифры истинны, т.к. точное число раскольников может знать лишь приходской священник, ном сельское духовенство, сделало из тайных раскольников главный предмет своих доходов, скрывая их от правительства.
Тайных раскольников прежде здесь не было, но в 1833 г. приказано было правительством составить поименные списки раскольников. С этого времени поступление в раскол и совращение православных стали преследоваться законом гражданским, как преступление, что заставило новых раскольников тщательно скрываться от местных начальников. Отсюда - пс куп местного духовенства, дабы, оставаясь в тайном расколе, показывать себя православными. Это главная причина огромного количества тайных раскольников в Костромской губернии.
"Крестьяне православные, помещики и их вотчинные начальники, и наконец Головы и Старосты в удельных и казенных имениях не всегда знают настоящее число раскольников тайных, заботясь более об исправном платеже оброка, чем о нравственности и степени религиозности крестьянина; а некоторые, если и знают, то страшась лишиться лучших работников в случае преследования их правительства, тоже скрывают их в своих показаниях. Вот причины, по которым, надо полагать, что раскольник тайных в Костромской губернии гораздо более, чем сколько их открыто настоящее время".
Чиновники выделяют шесть сект, существующих в Костромской губернии:
1.Поповщинская секта.
2. Секта Перекрещиванцев, или так называемая Поморская.
3. Нетовщина, или Спасово Согласие.
4. Хлыстовская секта.
5. Секта странников или Бегунов.
Анализируя причины сильного развития раскола в Костромской губернии, авторы делят их на два разряда: общие, свойственные всем местам, где распространен раскол; и местные, характерные лишь для Костромской губернии.
К первому разряду они относили: религиозное заблуждение староверов; особую притягательность для необразованного простолюдина, который, став раскольником, становился членом отдельного общества, имеющего свои законы, свои отличия и свои выгоды; дух противостояния новому порядку вещей, введенному Петром в одежде, быте, языке, культуре. Снисхождение закона относительно преступлений по расколу еще более утверждает раскольников в их заблуждении, и наглость их в распространении раскольнических учений с каждым годом заметно усиливается. Среди причин частного, местного порядка чиновники выделяют следующие:
• Географическое положение. Среди Костромской губернии протекает река Волга, которая способствует "пристанодержательству" беглых раскольников. Огромное количество лесов позволяет раскольникам скрываться от преследований правительства.
• Соседство с Ярославской и Нижегородской губерниями, где раскол очень силен, способствует укреплению его и в Костромской губернии.
• "Промышленный дух костромичей". Они занимаются промыслами, бурлачеством, большую половину года проживают в других губерниях на заработках. "Возвращаясь оттуда, они нередко приносят с собою на родину новые, вредные учения раскольников и поселяют в своих семействах семена раскола".
• Потворство и корыстолюбие большей части чиновников Костромской земской полиции; безнравственная, корыстолюбивая, нетрезвая жизнь сельских священников.
Для уничтожения и ослабления раскола в Костромской губернии необходимо, по мнению чиновников, "удалить главных двигателей раскола, знаменитейших Наставников и Ересиархов раскольников", удалить приходских священников, которые своим поведением способствуют распространению раскола. Усилить надзор за действиями земской полиции; уничтожение всех существующих здесь молитвенных домов и часовен, как явных, дозволенных правительством, так и тайных, открытых в настоящее время. Воспрещение выбирать в удельных и казенных имениях голов, старин и старост не только из раскольников явных, но и из тех даже, которые не усердны к церкви и могут быть подозреваемы в принадлежности к расколу.
Обращение Единоверческих церквей в церкви православные или по крайней мере запрещение на будущее время устраивать церкви единоверческие. Необходимо устройство церквей православных в тех местах, где деревни удалены на 50 и более верст от своих приходов. Учреждение тайного полицейского надзора над лицами, подозреваемыми в пристанодержательстве беглых раскольников, частные обыски в домах пристанодержателей посредством благонадежных чиновников.
Исследователи раскола в Костромской губернии считали, что все эти средства есть единственные для прекращения раскола в Костромской губернии, но если будут приняты лишь некоторые из них, то вреда будет больше, чем пользы.
Все меры, предложенные чиновниками, носили характер исключительно ограничительно-запретительный.
В мае 1852 г. в Ярославскую губернию Министр внутренних дел направил Статского Советника Ив. Синицына70. Вместе с Синицыным в Ярославской губернии работали еще 6 чиновников Министерства, причем каждому был определен свой территориальный участок. С июня до сентября каждый чиновник должен был исследовать свой участок.
В отчете Синицын указывал, что также как и в других местах, в Ярославской губернии раскол двух видов — тайный и явный. Наиболее распространенным являлся поповщинский толк. Поповщина в этих местах, судя по всему, усиливалась. Это следует из того, что во многих православных церквах стали пропадать древние напрестольные кресты, антиминсы и. иконы. Наставники и частные лица стали чаще ездить в Москву для утверждения или рукоположения.
На основании собранных экспедицией данных и выводов, действительное число всех открытых и тайных раскольников приблизительно приравнивается к 100.000 человек.
Интересные сведения сообщает Синицын о моленных. Формально они считаются закрытыми, кроме одной, открытой до 1826 г. Однако только по его участку было обнаружено 88 молелен, устроенных в частных или пустующих домах. Иконы и прочую утварь старообрядцы приносят с собой, устраивая моленную каждый раз и в случае опасности разбирая ее в течение 15 минут71.
Говоря о влиянии раскола, Синицын выделяет следующие моменты:
1. На движение и семейный состав населения. Наиболее развит раскол в городе Романовоборисоглебске и его уезде. И именно здесь более всего холостых, девиц, вдовцов, вдов и бездетных супругов и так мало браков, рождений и прибыли в народонаселении.
2. По отношению к ведомствам, раскол наиболее развит в волостях Государственных Имуществ, где крестьяне пользуются наибольшими льготами, свободой и выгодами промышленности
3. Из имений помещичьих раскол наиболее развит в больших вотчинах, управляемых вотчинными конторами или крепостными людьми и пользующихся также особыми льготами и плодами промышленности.
4. Люди мирские, по церкви. Несмотря на нелепость многих раскольничьих верований, в простом народе распространено мнение, что раскольническая вера - святая, настоящая христианская, и спастись можно только в ней, и что вера православная, по-народному, вера по церкви есть вера - мирская, в которой невозможно спастись.
5. Синицын дает также сведения о пропагандистах, выкупленных на свободу богатыми раскольниками, келейниц; о тайных типографиях, об обучении; об иконописцах.
Завершает автор свое исследование утверждением, что одною из.главных причин, по которым раскол держится, является поблажки духовенства и полиции, для которых это есть существенный источник дохода.
В 1853 г. Синицын получил новое предписание от Министра Внутренних Дел Бибикова изучить состояние раскола в Ярославской и Костромской губерниях. В этом отчете появилась такая, например, справка: "Невежество, в котором большею части ю погружена эта масса, есть как бы полусонное состояние. В этом состоянии она не имеет о себе никакого сознания, кроме грез о золотой старине, о несовершенстве настоящего времени и т.п. По сему отсутствию сознания, массу эту, при обстоятельствах более благоприятных для раскола, можно будет увлечь в любую секту, с грезами ее более или менее согласную, и наоборот, при осторожном, но неослабном действовании с одной стороны к разъяснению заблуждений, ее покрывающих, с другой к восстановлению того, что в старине есть действительно золотого, национального, истинно христианского, не невоз-.можно со временем утвердить ее в православии: тогда она может увлечь за собою и другую массу раскола тайного, а может быть и часть открытого, потому что для масс пример есть самое сильнейшее побуждение направлению их в ту или иную сторону. Тогда остальной открытый раскол при крепком оплоте против его расширения, в непродолжителном времени счахнет и уничтожится сам собой"72.
Таким образом, материалы, представленные чиновниками, четко делятся на две части: характеристика современного им состояния раскола в губерниях, где были проведены ими исследования; и меры, которые, с их ррчки зрения, необходимо предпринять к пресечению раскола. Что касается первой части исследования, то схема, по которой собирались сведения, прослеживается определенно: численность староверов, причины распространения раскола, особенные характеристики и общие закономерности. Подобная схема позволяла в достаточно короткие сроки составить более или менее объективную картину развития раскола в каждой местности.
|