Одной из самых сложных проблем, подвергшихся обсуждению, стала проблема о старообрядческих браках. В целом отношение к браку со стороны государства было традиционное и однозначное:"Брачный союз — коренное условие всякого гражданского устройства107. Именно поэтому отношение к браку — признание пли непризнание его — было одним m признаков классификации сект по степени вредности.
На III заседании Временного Комитета Министр внутренних дел предложил решить вопрос следующим образом:"...браки раскольников, внесенные в ревизские и полицейские списки и засвидетельствованные местными общественными начальствами по принадлежности сословий, считаются действительными и могут быть расторгаемы только в случаях, общими законами определенных"107. П.А. Валуев объяснил, что такое решение было принято "Ввиду крайней необходимости и желая при этом избегнуть положительного признания раскольничьих браков"108.
Наделение староверов гражданскими правами было невозможно без решения хотя бы некоторых проблем в области религиозной жизни. На VI заседании Комитета 2 мая 1864 г. министр внутренних дел обосновал необходимость отхода от старой системы притеснений староверов в этой области, в результате чего наносился вред государству и церкви, "что подтверждено и историей и других стран"109'
Итогом обсуждения явилось единое мнение Комитета о том, что оставшиеся меры строгости должны не стеснять раскольником, а ограждать религиозные интересы православных"". Это обстоятельство предписывало "особую осторожность в переходе от системы строгих мер по расколу к мерам снисхождения". Ограниченная, расплывчатая постановка вопроса предопределила такой же характер и принятых решений. Были рассмотрены три группы вопросов: о дозволении раскольникам творить общественную молитву; о молитвенных зданиях; о лицах, исполняющих у раскольников духовные требы.
Предоставленное право творить общественную молитву и совершать богослужения в домах, молитвенных зданиях и на кладбищах, было ограничено для старообрядцев запретом к "публичным оказательствам раскола", т.е. запрещались: крестные ходы, употребление вне домов и молелен монашеского одеяния и публичного ношения икон, а также пение на улицах раскольничьих песен"110.
В отношении молитвенных зданий разрешалось: чинить обветшавшие; распечатывать те молельни, которые были запечатаны в предшествующие годы, и, в случае необходимости, обращать в молельни жилые здания. Каждый из этих трех вариантов оговаривался отдельно, но в любом случае для открытия молельного здания требовалось разрешение начальника губернии или министра внутренних дел. Следовательно, контроль со стороны светских властей носил всеобъемлющий характер.
Так же как во всех остальных вопросах, разрешающих раскольникам определенный вид деятельности, самым строгим образом запрещалось внешнее проявление признаков принадлежности к последователям старообрядчества. На молитвенных зданиях должны были отсутствовать колокола, кресты, наддверные иконы. Распечатывание молелен должно было проходить без каких-либо торжеств.
Священнослужители и наставники не преследовались и не стеснялись в деятельности, но за ними не признавали духовного звания, и в гражданском порядке они считались принадлежащими к тем сословиям, к которым они относились по правам происхождения и состояния112. При этом все священнослужители разделялись на четыре группы, по степени вредности их влияния на окружающих: 1. Священники, бежавшие от православной церкви; 2. Прибывшие из-за границы; 3. Посвященные лжеепископами в России; 4. Наставники и уставщики сект беспоповшинских. Опасными распространителями раскола были признаны священники второй и третьей групп. И хотя "розыск и преследование их не согласны с проводимой политикой, но полиция была обязана назначать им места жительства и не допускать отлучек.
Итак, первое впечатление о том, что старообрядцы получили религиозные свободы в результате постановлений Комитета 1864 г., должно быть значительно скорректировано после анализа вошедших в силу решений. Ограниченное число староверов, получивших право воспользоваться льготами, многочисленные условия и ограничения, сделанные для них, приводят к выводу о том, что правительственные круги в 60-е годы XIX века не пришли к пониманию необходимости коренного изменения политики в данной области. Поэтому принятые постановления, носившие характер уступок, фактически подтверждали положения, существующие на практике, но в скрытой форме (это касается и общественных молитв, и молелен, и раскольничьих священников) и соответствовали тому уровню политической системы, который был реально достигнут к тому времени.
В 1874 г. при Министерстве Внутренних Дел была образована Комиссия, под председательством Товарища Министра графа Лобанова-Ростовского. В состав Комиссии входили члены ведомства Святейшего Синода, II и III Отделений Собственной Канцелярии, Министерства Юстиции и Внутренних Дел.
Цель Комиссии состояла в том, чтобы разработать положения Комитета 1864г. Комиссия просуществовала до 26 декабря 1875 г., когда, "выработав предложения по гражданским правам и отправлениям богослужения у раскольников", была закрыта Высочайшим повелением"1. Это правило не распространялось только на тех раскольников более вредных сект, которых уличали в пропаганде своего учения.
В результате деятельности Комиссии было подтверждено, что все существующие в России секты делятся на две большие группы: более вредные (скопцы и хлысты) и менее вредные (все остальные, включая все толки старообрядцев). Соответственно этому делению были разработаны определенные льготы в области наделения староверов гражданскими правами.
Представители менее вредных сект, т.е. все старообрядцы, получали следующие права: возможность использовать паспорта для поездок как внутри Империи, так и за границу; въезжать в Россию из-за границы. Отменялись все ограничения в правах промышленных и торговых. В Своде законов отменялось запрещение о допущении в иконописные цехи. Староверы отныне допускались к общественным службам, однако, волостные старшины и их помощники, принадлежащие к расколу, не могли участвовать в приходских советах. Староверы могли представляться к получению знаков отличия или почетных званий "в исключительных случаях, составляющих государственную заслугу или особые подвиги благотворительности по собрании нужных сведений...". Было разрешено староверам создавать свои школы грамотности, правда, преподавание там было ограничено: чтение, письмо, 4 правила арифметики. Для Архангельской и Олонецкой губерний отменялось правило посылки губернаторами чиновников для осмотра жилищ раскольников; начальники губерний должны были наблюдать и предупреждать распространение раскола и учреждение новых сектаторских скитов114.
Таким образом, весьма ограниченный перечень гражданских прав, которые получали приверженцы староверия и других сект в России, носил условный характер, так или иначе каждый пункт имел свои ограничения, действие его оговаривалось.
Были предоставлены определенные свободы и в богослужебной деятельности. Дозволено было тнорить общественную молитву и отправлять требы в домах, молитвенных зданиях, на кладбищах, но "не должно быть публичного соблазнительства для православных". На кладбищах допускались молитвы и обряды, но без церковных облачений. Ремонт обветшавших часовен разрешался, но каждый раз необходимо было получать разрешение Начальника губернии, при этом обязательное условие — сохранение неизменного внешнего вида и строгое соблюдение запрещения иметь наружные колокола или кресты. Разрешалось также распечатывание прежде закрытых молитвенных домов, но прежде необходимо было получить разрешение Министра Внутренних Дел, который согласовывал этот вопрос с Начальником Губернии и Епархиальным Начальством. Не допускались никакие торжества по поводу открытия молитвенных домов. В отношении открытия скитов, не разрешалось даже поднимать вопрос"5. Таким образом, и и области богослужебной ситуация была идентичной наделению староверов гражданскими правами: ограниченный круг пран оговаривался таким образом, что зачастую решение вопроса все равно оставалось недостижимым, как, например, открытие молитвенного здания с разрешения Епархиальных властей.
Завершение работы Комиссии в 1875 г. свидетельствовало об окончании определенного этапа в деятельности МВД в области раскола. Хронологически этот этап охватывает период с 50-х до середины 70-х годов XIX века. В это время создавались Комиссии, активно велась деятельность Комитетов, принимались Постановления, которые могли достаточно серьезно изменить вероисповедную политику в государстве, направить ее в русло решения проблем взаимоотношений с конфессиями. Однако этого не произошло и направление запретительное осталось главным в деятельности МВД.
Завершение этапа активной деятельности Министерства проявилось не в принятии какого-либо Указа или Постановления, напротив, обычная рутинная работа продолжала осуществляться как и прежде: разрабатывались Инструкции, Циркуляры, собирались сведения. Однако, складывается впечатление, что Министерство Внутренних Дел, реализовав в той или иной степени с большим или меньшим успехом те возможности, которые были заложены определенной исторической обстановкой, остановилось и более действий, претендующих на коренное изменение ситуации в области вероисповедной политики из стен этой структуры не выходило вплоть до начала XX века.
Закон 3 мая 1883 г., декларировавший наделение старообрядцев равными с остальными подданными Российской империи гражданскими правами, на деле не внес в жизнь данной конфессии каких-либо изменений, т.к. он не имел конкретных последствий: постановлений, изменений в законодательной базе.
Для 80-х годов характерна некоторая активизация деятельности Святейшего Синода в отношении староверов.
В 1888 г. по определению Св.Синода за № 1116 были приняты Правила об устройстве миссии и о способе действия миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам117.
В каждой епархии, где имелись раскольники, учреждались один или несколько епархиальных миссионеров для вразумления раскольников "в истинах православной веры и обличения их заблуждений". На должность епархиальных миссионеров назначались священнослужители, хорошо знакомые с расколом, обладающие даром красноречия и вполне благонадежные по нравственным качествам.
Независимо от епархиальных миссионеров, епархиальные преосвященные по мере надобности, могли назначать еще особых окружных миссионеров из местных приходских священников, или из среды мирян для ведения собеседований в местностях уезда или округа, зараженных расколом или сектантством.
Несмотря на наличие специальных миссионеров, каждый священник в своем приходе обязан вести миссионерскую работу на основе: нравственно-попечительного и всегда участливового отношения к пастве, собеседования проводить с христианской любовью, устраивать внебогослужеб-ные назидательные беседы и чтения, учреждать церковно-приходские школы и школы грамотности, распространять в народе книги, брошюры, листовки, раскрывая заблуждения раскольников, выбирать из прихожан людей, способных вести миссионерскую деятельность. "Миссионеры и приходские священники, при исполнении ими своих обязанностей, прежде всего, должны быть проникнуты живым сознанием единства их действий и оказывать друг другу братскую любовь и взаимную помощь в достижении общей цели..."
В Центральном Государственном историческом Архиве Москвы имеется фонд Московского епархиального миссионерского совета"7. В этом фонде находятся многочисленные дела о деятельности миссий, переписке с миссионерскими советами о проведении бесед и проповедей среди старообрядцев и сектантов. Статьи и проповеди миссионеров, как правило, отличались отрицательной направленностью к староверию, что вполне объясняется целью, которая перед ними стояла. В Казани в 1897 г. прошел III Миссионерский съезд118 по старообрядческому вопросу, на котором рассматривались направления деятельности миссионеров, характер их борьбы со старообрядчеством. Среди миссионеров были люди преданные идее, которые искренне верили в то, что борьба со староверием есть необходимый элемент для установления спокойствия в государстве.
В целом последние два десятилетия XIX века отличал относительный застой в области государственного решения проблем взаимоотношений со старообрядчеством, шла подготовка и в общественном сознании, и в правительственных кругах к тому значительному перелому в вероисповедной политике, который должен был произойти в начале XX века. Решение вопроса о раскольниках в начале XX века. Начало XX столетия ознаменовалось принятием ряда постановлений в отношении старообрядцев, призванных существенно изменить положение последних в государстве.
Принятые постановления, даже если это был самый высокий уровень, нуждались в дополнительной проработке, т.е. подключались соответствующие органы, которые разрабатывали всевозможные циркуляры и инструкции. Вот на этом уровне, как правило, опасность "потерять" основное содержание вопроса была чрезвычайна высока. Сами же Постановления, Указы, Манифесты носили лишь самый общий характер, они декларировали изменения в подходах, понимании старообрядческих проблем.
Высочайший Манифест 26 февраля 1903 г.118
В Манифесте подтверждалось, что Православная Церковь в России является "первенствующей и господствующей", но всем подданным инославных и иноверных исповеданий предоставляется право свободно отправлять их веру и богослужения по их обрядам. Речь, таким образом, шла о том, что позиции Православной Церкви оставались непоколебимыми, но представители остальных конфессий получали право свободно отправлять богослужения. Столь общая постановка вопроса, конечно, потребовала дальнейшей его разработки. В результате никаких сущетвенных изменений в положении староверов не произошло.
Тем не менее, в правительственных кругах в это время все еще не было единого мнения о том, каким образом следует осуществлять политику в области вероисповеданий. Свидетельством тому является доклад директора Департамента общих дел Министерства внутренних дел Б. В. Штюрмера.
Доклад появился в связи с принятием Манифеста 26 февраля 1903 г. Появление этого документа вызвало некоторое оживление в старообрядческой среде и предположения о том, что их статус еще более укрепился и можно ожидать дальнейшего расширения прав и льгот со стороны правительства. Следствием явилось представление нескольких ходатайств от староверов, направленных в МВД.
Такая уверенная и активная позиция старообрядцев насторожила официальных деятелей, в результате чего Департамент общих дел принимает решение ознакомиться на месте с положением вопроса о старообрядцах за 20 лет после принятия Закона 3 мая 1883 года и "тем строем отношений, которыми определяется современное положение раскола". Был собран материал, который и послужил основой для составления доклада Б.В. Штюрмера.
Доклад Б. В. Штюрмера120, таким образом, стоит в одном ряду с теми докладами, которые ровно полвека до него делали чиновники Министерства Внутренних Дел, направляемые графом Перовским на исследование губерний, наиболее подверженных расколу.
Чрезвычайно обширные данные, собранные для доклада, дают представление о состоянии старообрядческого общества в это время. В то же время Б. В. Штюрмер делает выводы, преломляя факты и сведения согласно своим представлениям о расколе.
Борис Владимирович Штюрмер (1848-1917) принадлежал к числу государственных деятелей с резко консервативными, реакционными взглядами. Выпускник юридического факультета Московского университета, он занимал посты в министерствах юстиции и двора, а с 1902 г. служил в Министерстве внутренних дел, являясь, в частности, директором Департамента общих дел. Его дальнейший послужной список — член Госсовета, председатель Совета министров, министр внутренних и иностранныхдел. Б.В. Штюрмер закончил жизнь весьма трагично: после февральских событий 1917 г. он был арестован и умер в Петропавловской крепости.
Наибольшее внимание Штюрмер уделяет характеристике поповщинского или австрийского толка121 в старообрядчестве. Австрийским этот тол к стал называться потому, что еще в 40-е годы XIX века он создаетсвою иерархию, которой лишился после реформы патриарха Никона в середине XVI1 века. Это произошло в Белой Кринице, местечке, принадлежавшем в то время Австрии. Следует отметить, что создание иерархии формально приблизило староверов этого направления к официально признанной церкви, и в последующем при разделении толков в правительственных документах поповцы будут признаваться наиболее лояльными и "наименее вредным направлением" в старообрядчестве.
Вместе с тем, в трактовке Б.В. Штюрмера это наиболее многочисленная, воинствующая и сплоченная группа, где, кроме всего прочего, сосредоточены крупные денежные средства и энергичные руководители. Они независимы в духовной жизни, т.к. еще в 40-е годы ими создана самостоятельная иерархия.
Подробный анализ ситуации приводит его к мысли о том, что "Все изложенное выше если и не позволяет еще категорически утверждать, что австрийский толк уже и сейчас грозит стать политической силой, то, вместе с тем, трудно удержаться от опасений при взгляде на законченность и стройность приведенной организации121. "Организация австрийцев опутана мраком тайны, и только слабые ея отражения доступны подсчету. Но, рядом с этим нельзя не отметить упорно повторяемые главными деятелями раскола указания на то, что раскольники заслужили дальнейшие льготы, так как до сих пор пребывали верноподданными слугами Его Императорского Величества. Эти указания ... все более и более звучат угрозой".
Следующим по количеству приверженцев и влиятельности Б.В. Штюрмер определяет беглопоповшинский толк122. Собственно беглопоповцами было все поповское направление до создания в 40-х годах австрийской иерархии. С этого момента австрийцы сами ставят себе священников, а беглопоповцы переманивают из официальной церкви. Однако, по мнению автора доклада, с точки зрения государственной, беглопоповцы, в отличие от австрийцев, опасности никакой не представляют, являясь темной и беспомощной массой. Если с их стороны опасность и есть, то только полицейского, уголовного характера, но не политического. Хотя, по собранным сведениям, в скитах у беглопоповцев царят разврат, сброд, детоубийство и действуют фальшивомонетчики, но справиться с ними гораздо менее сложная задача, чем с воинствующей австрийщиной.
Лидером беглопоповцев, без сомнения, являлся купец Н.А. Бугров, образ которого столь красочно выведен писателем Мельниковым. Н.А. Бугров — личность незаурядная, поддерживал беглопоповиев как материально, так и морально, идеологически. Но Штюрмер и здесь показывает разницу между поповцами и беглопоповцами, говоря о том, что сам Бугров, хотя и не помышляет изменить беглопоповцам, но "с завистью смотрит на то, как все стройнее и прочнее слагается, уже и без того столь горделивое, здание австрийской организации".
И, наконец, наиболее лояльное отношение Штюрмера просматривается в отношении беспоповцев121 Главное их достоинство, видимо, и том, что у них отсутствует определенная организация, хотя живут они но многих местах и наиболее крупное направление — поморское. "С точки зрения государственной ни беспоповцы вообще, ни поморцы в частности не грозят никаким особыми осложнениями, если не понимать под таковыми факт существования беспоповщины. Беспоповство издавна является как бы переходной ступенью от грубого фанатизма к полному безверию, известному в народе под грустным названием "немолячества".
Подводя итоги, Штюрмер делает вывод о том, что в современном ему старообрядческом обществе беспоповство живет и питается невежеством, беглопоповство— материальной поддержкой нескольких покровителей, а австрийцы — стройной организацией, созданной и поддерживаемой отдельными расколоводителями, которые начинают осознавать ту политическую роль, которую они могут сыграть в более или менее близком будущем. Отсюда ближайшие меры для разрешения вопроса о расколе в соответствии с интересами церкви и государства.
1. Нецелесообразно идти дальше прав Закона 3 мая 1883 г., который исходил из воззрения на раскол, как на отпадение от православия; он не признает законности самочинной иерархии, не дозволяет публичного ока-зательства раскола, запрещает всякую агитацию и пропаганду. Всякое отклонение от этих принципов губительно для коренных воззрений русского народа, почитающего православную церковь, а русское государство представляющего лишь единым.
2. Все ходатайства раскольников, какого бы ведомства они ни касались, сосредоточить в МВД.
3. Особое внимание обратить на австрийский толк, «новейшие настроения которого уже и сейчас грозят достаточно определенной опасностью политического характера. Его руководители упорно и успешно двигаются по пути объединения раскольничьего мира под своим главенством, а внешнее сходство обрядов австрийского священства с обрядами православия делает означенную секту весьма опасной и для простого народа, мало понимающего различие между православием и расколом, между истинною иерархиею и ложною, и потому легко совращаемого в австрийский раскол. В сознании все растущей силы и надлежит искать объяснения настойчивых домагательств австрийцев о расширении прав, предоставленных раскольникам законом 3 мая 1883 г., и все более и более смелых нарушениях ими, особенно в области публичного оказательства раскола и в делетех ограничений, которые установлены этим законом. Стремление австрийцев объединить и подчинить себе другие секты было установлено еще и в последние года минувшего столетия и признано Правительством на столько опасным для церкви и для государства, что послужило основанием к исходотайствованию Министром В.Д. по согласованию с Обер-Прокурором Святейшего Синода, Высочайшего Е.И.В. соизволения, последовавшего 28 сент. 1895 г. на восстановление действия правил 26 марта 1822 г., разрешающих беглопоповцам принимать приходящих к ним беглых от православной церкви священников. Мера эта ... не привела, однако, к ожидаемым результатам, и переход беглопоповцев в австрийство все более и более усиливается».
Не оправдало себя единоверие.
Поэтому наиболее рациональные средства борьбы с расколом необходимо признать следующие:
а) общегосударственную народную школу;
б) оживление в православном духовенстве интереса к борьбе с расколом.
в) широкую организацию миссионерского дела.
Там, где раскол распространен более всего, необходимо устраивать больше школ, строить храмы, назначать выдающихся настоятелей.
«Ввиду изложенного, представлялось бы крайне важным подвергнуть есь вопрос о русском расколе, его новейших настроениях, на основании данных, определившихся за время после издания закона 3 мая 1883 г. , обсуждению в Совещании, особо созванном для этой цели, по примеру Комитетов, рассматривающих дела о раскольниках в 1825, 1831, 1853, 1858, 1864 и 1875 гг. и по примеру того Особого совещания по делам о раскольниках, которое проходило в Москве в 1899 г.».
Вот почему директор Департамента общих дел призывает обратить особое внимание на австрийский толк "новейшие настроения которого уже и сейчас грозят достаточно определенной опасностью политического характера. Его руководители упорно и успешно двигаются по пути объединения раскольничьего мира под своим главенством, а внешнее сходство обрядов австрийского священства с обрядами православия делает означенную секту весьма опасной и для простого народа ..."
Таким образом, точка зрения одного из высших чиновников правительства Российской империи Б.В. Штюрмера имела некоторые отличия от официально принятой линии. Если в официальных документах речь идет о борьбе со старообрядчеством как явлением русской жизни, одним из составляющих которой является политический аспект, то Штюрмер выдвигает опасения и предлагает меры борьбы не со старообрядческим обществом в целом, а лишь с австрийским толком, строго организованным в систему, который может, с его точки зрения, играть политическую роль и стать государством в государстве.
|