Именной Высочайший Указ от 17 октября 1906 г.135 о порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядчеких согласий и отделившихся от православия сектантов.
Согласно этому указу старообрядцам предоставляется свободное исповедание их веры, отправление обрядов и образование религиозных общин. Здесь же определяется, что такое старообрядческая община и какие необходимо предпринять шаги, для того чтобы общину эту создать, а также кто может стать членами этой общины. Оговаривался также и порядок закрытия общины, в случае если в ее деятельности обнаруживаются действия, противные закону. Губернатор или градоначальник могли приостановить действие собственной властью, но вопрос о закрытии решался на уровне губернского или областного правления.
В.К. Пинкевич"116 отмечает, что первые шаги в деле расширения вероисповедных свобод император и правительство предпринимают в 1903-1905 гг. Однако содержание этих шагов соответствовало скорее принципам широкой веротерпимости и свободы вероисповеданий. В это же время основные политические партии выдвигали в своих программах требование вероисповедных реформ, имея в виду не просто расширение границ веротерпимости, а утверждение свободы совести как принципа буржуазно-демократического, ориентируясь на передовые страны Европы и США.
Анализируя положение по вероисповедному вопросу в III и IV Государственной Думах, неудачу в решении этого вопроса, автор отмечает: "Вершителям судеб тогдашней России мешала действовать адекватно ситуация в стране, косность взглядов и психология XIX века, политическая близорукость. Они никак не хотели предвосхитить, предупредить события, всегда отставали от них и, цепляясь за старое, предпочитали репрессии и силу реформам117.
На 2-ой Сессии Государственной Думы 12 мая 1909 г. обсуждался законопроект о старообрядческих общинах118. Представлял его председатель старообрядческой комиссии, сибирский депутат В.А. Караулов. Собственно законопроект представлял собою уже действующий закон, но в переработанном виде. Закон был принят в 1906 г. по 87 ст. осн. Зак. Суть этого закона: старообрядцам предоставляется свободное исповедание их веры, публичное отправление богослужения; для целей религиозных, культа, просветительных и благотворительных, они могли образовывать общины. Общины - самоуправляющиеся единицы, с правом юридического лица, имеют право на приобретение и отчуждение собственности, на иск и ответ на суде, образование капиталов и т.д. Законодательный орган общины — общее собрание; исполнительный орган -избираемый общим собранием совет. Община ведет хозяйственные дела и избирает духовных лиц. В обязанность общины входит ведение актов гражданского состояния. Община образовывается подачей заявления, подписанного 50 полноправными и совершеннолетними лицами, а затем заносится в списки губернским правлением.
Дополнения, которые внесла Комиссия:
1. Наряду с правом исповедания, право проповедания.
2. Для регистрации общины надо не 50 подписей, а лишь 12.
3. Для регистрации установить порядок явочный, безоговорочный, а не разрешительный, как это было. Регистрацию общин перенести из губернских правлений в особое присутствие по обществам и союзам.
4. Избранные духовные лица и старосты общин не утверждаются, а регистрируются губернским правлением.
Представленный проект вызвал чрезвычайно бурное обсуждение в Государственной Думе: в прениях выступило 87 человек. В основном протестовали против права проповедывания, расценивая его как пропаганду в ущерб Православной церкви, явочный порядок регистрации, 12 заявлений.
Львов В.Н., член партии 17 Октября, председатель думской комиссии по делам православной церкви : "Я приветствую тот законопроект, который наконец откроет широко старообрядцам двери для законного существования, потому что, я должен сознаться, как и многие другие, что правительственная политика в отношении старообрядцев во все предшествующие годы, конечно, ложилась тяжелым камнем на русское государство. Безусловно, вся эта политика страдала несоответствием с жизненными потребностями государства русского и того населения старообрядческого, которое искони хранило исторические устои русского государства: преследовать их было совершенно нецелесообразно, — поэтому я высказываюсь за законопроект119. Но и Львов выступил против тех пунктов о которых сказано выше.
Говоря о праве пропаганды, он утверждает, что оно хотя и вытекает из права совести, но государство имеет право определить, в каких границах оно желает предоставить право религиозной пропаганды всем религиозным сектам, которые находятся внутри российского государства; может вообще не предоставлять права религиозной пропаганды, не затрагивая при этом свободы каждого человека. Львов не считает себя сторонником неограниченной свободы, т.к. свобода неограниченная легко впадает в анархию, а религиозная анархия близка к политической.
Далее слово предоставляется Товарищу Министра Внутренних Дел Крыжановскому. Высочайший указ о старообрядческих общинах 17 октября 1906 г. и законопроект, вынесенный на обсуждение, имеют своей задачей "во-первых, облегчить старообрядческим общинам возможность организации и пользования гражданскими правами; во-вторых, определить отношение старообрядческих обществ к государству и третьим лицам в области гражданско-правовой и административно-полицейской". Эти документы не касались ни отношения старообрядчества к Православной Церкви, ни канонических вопросов. Однако среди тех поправок, которые внесла Комиссия, подобного рода предложения есть. "Правительство, господа, всегда относилось и относится с величайшим вниманием к нуждам старообрядчества и поставило удовлетворение этих нужд на первое место, впереди многочисленного ряда, других вопросов государственного устроения". Поэтому при обсуждении законопроекта в комиссии правительство шло навстречу всем пожеланиям расширить и упрочить права И положение старообрядцев и старообрядческих обшин. Но по соображениям отношения российского государства к православной церкви и высших интересов государственного и общественного устройства, на некоторые уступки правительство пойти не может. Препятствий два: наличие в старообрядчестве свяшенства и предоставление права пропаганды.
"Старообрядчество не есть какое-нибудь законченное вероучение, нечто замкнутое в кругу определенных идей, нечто имеющее центральную организацию, бдящую за чистотою тех догматов, которые в нем проповедуются. Старообрядчество есть весьма разнообразный сбор согласий и толков, чрезвычайно различных ...все многочисленные попытки дать определение тому, что такое старообрядчество, никогда не имели успеха, и можно с достоверностью сказать, что одной обшей обхватывающей старообрядчество формы придумать нельзя"'40. Именно поэтому не может быть речи о праве проповеди.
Милюков, представляющий партию народной свободы, говорит о том, что все выступающие — старообрядцы, миссионеры, представители православного духовенства, представитель правительства - становились на чью-либо сторону. Но постановка вопроса должна быть в корне иная, "...здесь вы должны говорить не как представители миссии той или другой церкви, или того или другого иноверного или инославного исповедания, а что здесь мы все присутствуем в одинаковом качестве — законодателей ...и что на этот законопроект мы должны смотреть исключительно с законодательной и государственной точки зрения"141. Милюков считает, что все обсуждения заходят в тупик, как только подходят к границе взаимоотношений с Православной Церковью. Главный вопрос, который важнее всех детальных обсуждений законопроекта, состоит в том, может ли в России существовать действительная свобода совести? Может ли она быть осуществлена в тех границах и рамках, в которых вынужден работать русский законодатель. Милюков полностью поддержал старообрядческий законопроект и попытался показать, что господствующая церковь в настоящее время не в состоянии выполнять возложенные на нее заботы по духовному воспитанию паствы.
Трактовка законов была неоднозначной и в 1910 г., о чем свидетельствует Циркуляр Министерства Внутренних Дел о религиозных процессиях и о иерархическом звании старообрядческих духовных лиц142.
Циркуляр обращен к Управляющему Томской губернией, который предписал Томскому Полицмейстеру не допускать религиозной процессии старообрядцев по поводу закладки храма старообрядческой общиной города Томска. Все распоряжения томского управляющего согласно Циркуляру, находились в противоречии с действующим законодательством. По силе ст. I разд. 1 Именного Высочайшего Указа 17 Октября 1906 г. старообрядцам предоставляется свободное исповедание их веры и отправление религиозных обрядов по правилам их веры.
32 статья того же Указа духовным лицам, настоятелям и наставникам старообрядческим дозволяется употребление церковного облачения, а также монашеского и духовного одеяния. Поэтому старообрядцам и их духовным лицам принадлежит право устройства религиозных процессий и потому всякое оказываемое им в этом отношении стиснение должно расцениваться как прямое нарушение закона.
По поводу высказанного Томским управляющим мнения, что старообрядческий епископ Иоасаф мог бы пользоваться таким званием только при надлежащем утверждении его в нем, в Циркуляре говорится, что старообрядческие духовные лица утверждаются, как таковые без отношения к тем наименованиям иерархическим, которые в их среде им присвоены. При этом нужно иметь в виду, что старообрядческая иерархия не признана законной, и потому никаким официальным признанием ни одна из ступеней ее признана быть не может. Однако согласно примечанию к статье 27 разд. I Высочайшего Указа 17 октября 1906 г., среди старообрядцев поповщинских согласий их духовные лица вправе пользоваться соответствующим старообрядческим наименованием. Поэтому нет законных обстоятельств запрещать старообрядческим духовным лицам именоваться тем или иным иерархическим званием среди своих единоверцев.
Таким образом, изучаемый нами период формирования вероисповедной политики представляется правомерным разделить на два этапа, весьма существенно друг от друга отличающихся.
Первый охватывает годы с 1850 до 1903. В это время продолжает развиваться та политика в отношении раскола, которая уже сложилась в предшествующее время: запретительно-карающая. Этот период неоднозначен, т.к. в правительственных кругах шла постоянная борьба идей, предложений, искались новые варианты решения проблемы раскола. Принимались постановления и инструкции с целью облегчить положение староверов, хотя очень часто почти одновременно принимались и прямо противоположные, ограничивающие их статус. Некоторые решения, казалось, выводят официальную политику на новый уровень и, уступая требованиям времени, изменившимся условиям исторического развития, эта политика приобретает новые, цивилизованные черты. Однако в целом отношение к расколу в это время со стороны государственных структур не выходило за рамки определения его как зла, с которым теми или иными средствами, но надо бороться.
Этот этап мы можем разделить на два периода: первый продолжается с 1850 г. до 1875 г. — это время активных поисков решения проблемы взаимоотношений со староверами. Эти активные действия были обречены на пропал, т.к. в основе их лежало устоявшееся мнение о том, что старообрядчество есть зло, которое должно прекратить свое существование.
Второй этап начинается в 1903 г., принятием Высочайшего Манифеста, который предоставил всем подданным инославных и иноверных исповеданий свободное отправление веры и богослужений по их обрядам. Этот Манифест также имел спои ограничения, о которых мы говорили выше, но в этом документе была провозглашена свобода вероисповедания, а не тот принцип допускания существования староверия в силу определенных исторических причин.
Таким образом, Манифест 1903 года открыл новую эпоху в становлении взаимоотношений между государством и старообрядчеством. Как мы видели, эти взаимоотношения развивались сложно, в постоянных дискуссиях, разрешении противоречий, дебатах на заседаниях Государственной Думы. Однако этот процесс проходил в рамках нормального цивилизованного развития событий: в такой многоконфессиональной стране как Россия, до начала XX века не было положительного опыта формирования вероисповедной политики, поэтому деятелям того времени приходилось многие параметры открывать заново.
К сожалению, временной фактор сыграл в деле развития государственно-церковных отношений в России отрицательную роль. Процессы, происходящие в этой области не успели сформироваться и развиться таким образом, чтобы стать правовой базой в регулировании межконфессиональных проблем.
Наступившая Первая мировая война и последовавшие за ней революционные события надолго заставили современников того времени отдавать предпочтение решению проблем выживаемости, иногда физической, отодвигая на период более благополучный вопросы духовной религиозной жизни.
|