Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 46 Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Мы видим, таким образом, как постепенно естественные требования жизни смягчали в поморском согласии прошлую строгость запрета на бессвященнословный брак, на супружескую жизнь «староженов» и «новоженов». |
В остатках кладбища Выговской пустыни, которая существовала около 150 лет на Русском Севере, были обнаружены особые памятники - своеобразные резные деревянные кресты с двускатными крышами, под которыми обычно помещались резные иконы. |
Сведения о жизни и деятельности Михаила Вышатина – одного из авторитетнейших старообрядческих книжников и начетников знаменитого Выго-Лексинского общежительства первой половины XVIII века немногочисленны. |
БАН. Собр. Каликина. № 22, л. 28-37 |
В октябре 1694 года в лесах , в 70-75 верстах северо-восточнее Онежского озера, в верховьях реки Выг был основан старообрядческий монастырь Выговская поморская пустынь (другие названия: Выголексинская пустынь, Выговское общсжительство, Выговская киновия, Даниловская пустынь, Выгореция и др.) - крупнейший центр поморского согласия |
Еще молю вас, святии отцы мои и братия, и матери, и сестры! Помяните грешную душу мою Господа ради, аще не во отягчение вам зелное |
Выго-Лексинский поморский монастырь – крупнейший старообрядческий книжный центр на Русском Севере в конце XVII – первой половине XIX в. |
Вторая половина XVIII в. — особый период в истории старообрядчества. К концу царствования Елизаветы Петровны отношение к держателям старой веры начало меняться. |
Именно в истории Выговской старообрядческой пустыни мы находим первый опыт активного участия старообрядцев в торговой деятельности и прежде всего в торговле хлебом. |
Важной составляющей внутренней политики всех российских императоров было отношение государства к старообрядцам. Полярность правительственных программ варьировалась от консервативно-репрессивной до либерально-рациональной. Вследствие этого российское староверие столкнулось как с откровенными репрессиями по отношению к себе, так и с обретением гражданских прав. |
История Выговской старообрядческой пустыни за всё время своего существования знала немало периодов процветания, но и лет «прискорбия». Одни из самых трагичных страниц в истории Выга были вписаны антистарообрядческой политикой императора Николая I, финалом которой стал даниловский погром 1854-1855 гг. Последовавший вслед за этим период жизни общежителъства в царствование императора Александра II изучен меньше. |
Книжное и литературное наследие Выга чрезвычайно велико. До настоящего времени в рукописных собраниях обнаруживаются неизвестные ранее выговские сочинения, автографы выговских писателей и ранние авторские сборники. |
Книжное и литературное наследие Выга чрезвычайно велико. До настоящего времени в рукописных собраниях обнаруживаются неизвестные ранее выговские сочинения, автографы выговских писателей и ранние авторские сборники |
"об исполнении келейного правила" скитскими старостами
*Автор сохраняет вместо принятого сейчас написания "Лексинское" старую форму "Лексенское".
|
В течение нескольких десятилетий сотрудники Государственного Эрмитажа систематически участвовали в экспедициях по выявлению и сбору памятников русской культуры и искусства. Внимание привлекали как иконы, рукописные и печатные книги, так и произведения народного творчества. В результате многолетней собирательской деятельности музея была проведена большая по объему выставка «Памятники русской старины»1. К сожалению, она не смогла вместить все материалы, собранные экспедициями. Фонд культурного наследия значительно больше, чем смог отразить изданный каталог. |
Среди разнообразных памятников народной культуры, сохранившихся в окрестностях Кенозера, наболее характерными для этой местности являются деревянные часовни. В недавнем прошлом они по одной - по две стояли в каждом селении или рядом с ним. Часовни ках функциональный тип культовых построек издавна были распространены по всему Русскому Северу, но далеко не везде в XVIII—XIX вв. (а именно к этому временн относятся описываемые эдесь памятники) их концентрация была столь же высокой, как в районе Кенозера (1). |
Мощным толчком к изучению отечественных церковных древностей послужила реформа патриарха Никона середины XVII века. Свидетельства памятников художественной и материальной культуры в доказательство своей правоты привлекали обе стороны конфессионального спора, однако наибольших успехов на этом поприще достигли старообрядцы: их собирательство и знаточество "послужили важным подспорьем становлению научных знаний о древнерусском искусстве и церковной материальной культуре" [Беляев 1998:434]. |
Доклад на I Международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси» |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|