Выголексинское общежителство
Монастырь, нарицаемый Данииловъ, съ Андреемъ от Даниила въ пустыни Поморьстъй при Выгу и Лексе рекахъ тако благочестием древняго православия обогащен, яко и благолъпнъ от основания устроенъ.
Ныне же по бывшихъ пожаръхъ паки благословениемъ Божиимъ и благотворцевъ подаяниемъ згромажденъ и всецълымъ благочестиемъ и церковнымъ чиномъ и благолъпиемъ изъукрашенъ зрится.
Перьвое. При Выгу ръкъ Спасова обитель Богоявления — мона-
л. 28 об.
стырь мужеской. Ограда длины и ширины сто сажень. Врата четверы, другъ противъ друга. На двоихъ вратахъ кресты и иконы болшие, по аршину съ четвертью, и зовутся Святыя врата, а двои просто. Вси же под крышею сътворные. Подлъ ихъ дверцы малые, въ кои всегда входятъ, а болшие запираютъ.
Посреди монастыря часовня длиною 12, шириною 7 саженъ, вышины 6 аршинь съ половиною. Предъ нею к востоку пъвчая
л.29
длины и ширины 5 саженъ, вышины 13 аршинъ до потолоку, над кровлею глава и со крестомъ великимъ, обита чешуею.
Пъвчей насредъ царския врата вышиною три аршина. Подле ихъ образы мъстные двуаршинные. Направ Спасовъ плечной греческаго писма; поля и внецъ, и светы, и гривна серебряные, позолочены. Подле его второй - Богоявление. 3. Успение. 4. Соловецкихъ. 5. Алексанъдра Свирскаго. 6. Рускихъ чюдотворцевъ. Къ лево-
л.29об.
му крыласу - Тихвинской Богородицы; поля и вънецъ, свътъ и гривна серебряные, позолочены; возъглавие и убрусъ жемчюжной. Серебра на обоихъ со Спасовымъ по полупуду, дражае тысящи рублей каждая икона. Подле ея Святая Троица. 3. Николы Чюдотворца. 4. Филиппа митрополита. 5. Александра Ошевенскаго. 6. Всехъ святыхъ.
Подь ними до полу, аршинъ с четвертью, привешены пелены съ крестами шириною по
л.30
два аршина без четверти камчатные красные, - и цветные, отласные и тафтяные. Празъдничные парчевые, на великия праздники самой дорогой парчи, и кругъ крестовъ пазументы золотые.
Над местными малыхъ четыредесять иконъ въ серебръ и жемчюгъ и еще на заворотах ихъ же до крыласовъ премножество на полочькахъ.
Над малыми иконами второй ряд: въсреди над царскими враты Спасъ на престол двуаршинной, Богородица и Предотеча и апо-
л.30об.
столи; весь рядъ в одну мъру. Надъ ними третей рядъ - праздники, аршинъ с чертвертью вышины. 4 рядъ - пророки такой же мъры, въсреди Пречистая Знамение. 5 ряд къ потолоку - праотцы, среди Господь Саваофъ.
Предъ местными иконами десять лампадъ болшихъ, в нихъ вседневныя свъщи пятифунтовые, праздничные - осмифунтовые, на великия праздники - бълые по десяти фунтовъ свъча, а у Спаса и Богородицы - полпудовые. Въ дванадесятые празъдники по лампадам ь круг ь болшихъ по шести свъщь малых ставят.
л.31
Предъ апостолским рядом паникадило на блоке, вседневное - двенатцеть свъчь, праздничное болшое - дватцеть четыре свещи.
Межь крыласами из трапезы врата складные широтою четыре, а вышины пять аршинъ. Подле ихъ, аршинъ съ малым уступя, въ пъвчую же на крыласы окна вышиною три аршина, шириною во весь крылась четыре аршина. Въ них из трапезы зрятся крыласы и образы.
л.31 об.
Въ певчей на две ступени полъ повыше трапезнова, а ко иконамъ и на крыласы еще двъ ступъни повыше пъвчия. Предъ крыласы к стънъ въ иконостасахъ направе - Воскресение, на лъвомъ — Тихвинская некая въ окладъ сребропозлащеномъ и жемчюге. За ними завъски къ передней стене: старцу да большаку стоять. Еще у стьны Распятие Господьне три аршина вышиною, высокой работы. Къ срединъ, по конецъ рундучковъ крыласныхъ утвержены крестъ да Пречистая запрестолные.
Въ праздники стоять пъвцовъ по десяти человъкъ на крылось и
л. 32
на среду сходять по уставу.
У праваго крыласа впреди Евангелие, а у леваго праздник, стоять на налояхъ. На нихъ фелони шелковыя и камчатые, по праздникамъ парчевые дорогие. Покровъ на Евангелие лутчей, вящьши ста рублей: по бълой парчъ вышиты херувимы и на углахъ фолгою драгою хитро выцвъчено, вместо пазумънтовъ кругомъ кисти изъ (с)канова золота въ два верьшка длиною. Пред ними подъсвъщ-
л. 32 об.
ники со свъщами, чести Евангелие на средину выносятъ.
Въ трапезъ за правымъ и за лъвымь крыласамъ иконы же, пред ними лампады со свъщами. Тутъ стоять перемъну Псалтыри, а пъвчюю межъ службами запираюгъ. Надъ вратами Дъисусъ неболшей.
Изъ трапезы переходы въ столовую восемь саженъ, и предъ ними, къ часовнъ бокомъ, столовая стоить, въ длину двенатцеть саженъ, поперекъ пять саженъ.
Служба.
Заутреня вседневная три часа. Воскресна всенощна
л.33
пять часовъ, праздничная семь часовъ и болъе. Молебенъ съ часами въ праздники два часа. Вечерня, павечерня и полунощница по усгаву, вси съ благовъстомъ и со звономъ. О Пасхъ всю неделю звонятъ.
Колокольня шатровая стоить особо у переходовъ, въ ней четыре анбарца кладовыхъ, вышина до колоколъ девять саженъ. Болшой колоколъ 45 пудъ, второй — 35, третей — 12, четвертой — 7, еще въ четырехъ колоколахъ восемъ пудъ.
Часы боевые съ четвертями и съ минутами, рождение и ущербъ
л.33 об.
лунной четыре круга во вси страны показуютъ.
Къльи братския называються. Первая болшая противъ часовни. Вторая (напосолонь) казначейски. 3-я - швалня чеботная*. 4 - портная*. 5 и 6-я - возачья. 7 - прикащичья. 8 - иконничья и грамотная. 9 - болница, въ ней часовня и пъвчая съ иконами и служба вседневная. 10 - поварня. 11 - плотничья. 12 - кожевенная зъ заводомъ. 13 - мъдная зъ заводомъ же. 14 - кузнецкая. 15 - на-
л. 34
стоятельска. 16 - отца Ионы. 17 - понамарска. 18 и 19 - верхня и нижняя гостиная.
Въ оградъ седмь кладезей. Еще харчевой болшой анбаръ. И по закъльямъ къ оградъ кладовыхъ анбарцовъ до десяти. Къ ръкъ за оградой хлебной большой анбаръ. Еще у ръки наподобие часовенки покрыто, и в ней кресть поставленъ великий. Ходить къ нему августа 1-е число съ иконами и поютъ молебенъ соборной.
л.34об.
Выгодевический монастырь
Ограда сто тридесять сажен каждая стена. Двои врата. Часовня Преображению Господьню и Пречистый Введению, пространнее мужеской; пъвчая, трапеза и столовая. А колоколня такая же съ часами, звонъ менше братскова. Иконы и крыласы, лампады и паникадила и прочее все украшение драгое. На крылосы до шестидесять дъвицъ собирается. Общихъ кълей пятьнадесять да имянныхъ до
л. 35
пятнатцети же. Въ болницъ без мала двести человъкъ.
Межъ монастырями гора усыпалная, мъсто высокое, до пожару роща была велия, и нынъ заростаетъ по всей лъсокъ новой. Тамо и часовня съ иконами, у могилокъ столбики со крестами.
На полдень за оградой у братскаго монастыря выпущенъ кониной дворъ, саженъ выщше тритцети, во вси страны сараи и конюш-ны. Въ северномъ углу кузницы и кожевенной заводъ. И огородъ ка-
л. 35 об.
пустной цълое поле, и два колодца. У женъской - такъже преболшей коровей дворъ со стаями и съ сараями.
На Лексе ограда, часовня и прочей всякой заводъ и строение, болше выговскихъ. Храмъ Воздвижению и Предотечи Господьню и апостолу Иоанну Богосло(ву). А украшение въ дъвичъй часовнъ весма лучше и богатее выгоръцкаго, понеже исъ пожару у нихъ вынесено было все. И до пожару вящшая утварь была паче тьхъ. Болниц на Лексъ в
л. 36
мужескомъ одна, въ женскомъ - двъ. Во всех часовни и служба.
Людей братскихъ с наемными и гостями и что живуть по пашпортам въ мужескихъ оградахъ на Выгу и на Лексъ по двести человъкъ. Женска (пола) въ двухъ же оградахъ: на Выгу болъе пятисоть, на Лексъ вящши семисоть человъкъ.
Служба вседневная въ четырех часовняхъ да в пяти болницах. А болничныхъ без мала шестьсот человъкъ.
Коней въ обоихъ монастыряхъ двъети, коровъ четыреста, а
л. 36 об.
тълята годовые и малые, вси своими стадами пасутся. Пастуховъ до тритцети человъкъ.
Пашенные поля у манастырей на Выгу и на Лексъ. И отхожие еще называются. Первое мъсто - Пажа, второе - Пигматка, 3 - Пурнозеро, 4 - у Марковских. Везде живуть люди по летам и
л.37
работають. Во всехъ местах посеют ржи сто пятьдесят четвертей, овса сто дватцеть четвертей. Чистить, прятать и пахать - весма работы много обоему полу, понеже скоро земля выпашется и не родить. Для того всегда сьнова лесъ ронять и жгуть и палы прячут и чистять.
Сверхъ своего урожаю на годъ купять болше дватцети тысяч пудъ муки ржаной, житной - до шести тысячь пудъ. Муки овсяной и крупы житной и овсяной и толокна премножество потребно; потому что своего овса толко про коней едва станетъ.
При рекахъ у обоихъ монастырей мелницы водяные и прочей всякой заводъ, что потребно для служебъ и пашни и общежителства,
л.37 об.
а особливо для спокойства и скуднаго утьшения болничныхъ и къ безпопечительнои чистой и немятежной жизни женску полу. Попечение и всегдашний настоятелямъ промыслъ лежить и трудъ неусыпной. Богъ же всехъ строить, хранить и питаеть и спасаеть своею благостынею.
(БАН. Собр. Каликина. № 22, л. 28-37)
Опубликовано: Юхименко Е.М. Литературное наследие выговского старообрядческого общежительства. В 2 т. Т.1 - М.: Языки славянских культур, 2008
|