Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Север и Северо-Запад России

Пигин А.В. Книжность и книжники Выго-Лексинского поморского общежительства

Выго-Лексинский поморский монастырь – крупнейший старообрядческий книжный центр на Русском Севере в конце XVII – первой половине XIX в. Здесь существовали книгописные мастерские («грамотные кельи»), в которых переписывали не только древнерусские литературные памятники, но и собственные выговские сочинения. В монастыре трудились десятки книжников, которые писали во всех жанрах древнерусской литературы.

Наиболее значимый период в истории выговской книжности – первая половина XVIII в. Самые известные писатели – братья Андрей и Семен Денисовы, Иван Филиппов, инок Пахомий, Трифон Петров, Василий Данилов Шапошников, Даниил Матвеев, Андрей Борисов и др. На Выгу были созданы: «Поморские ответы» Андрея Денисова (при участии Семена Денисова, Трифона Петрова и др.) – главная книга старообрядческой полемики; «История об отцах и страдальцах Соловецких» Семена Денисова – повесть о Соловецком восстании 1668 – 1676 гг.; «Виноград Российский» Семена Денисова – собрание житий старообрядческих мучеников; «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова; житие одного из «зачинателей» Выговской пустыни Корнилия Выговского (1-я редакция – Пахомий; 2-я редакция – Трифон Петров) и др.

Здесь было развито ораторское искусство: выговцы составляли проповеди (слова) в честь христианских праздников и святых (Зосимы и Савватия Соловецких, Александра Свирского, Александра Ошевенского и др.), надгробные и «воспоминательные» слова в честь своих умерших наставников.

Основатели и первые настоятели пустыни – братья Денисовы – пользовались особым уважением на Выгу и были прославлены также в силлабической поэзии («Плач-печаль поет постница Марина») и житиях (жития Андрея и Семена Денисовых составлены в 1780 – 1790-е гг.).

По характеристике В.Г.Дружинина, выговцы были первыми российскими палеографами и источниковедами: им удалось разоблачить подделки («Соборное деяние» на еретика Мартина и «Требник митрополита Феогноста»), на которые пошла господствующая церковь для полемики со старообрядцами.

Выговские авторы продолжили древнерусские литературные традиции, но одновременно восприняли и новую, пришедшую в Россию благодаря польско-украинскому влиянию второй половины XVII в., барочную культуру. В отличие от ранних старообрядцев (протопопа Аввакума и др.), выговцы отказались от культурного противостояния с барочными писателями «официальной» литературы. Они считали этих писателей своими идейными противниками, но учились у них словесному искусству, переписывали их вирши и риторики.

На основе общероссийских риторик на Выгу была составлена «Риторика-свод» (Семен Денисов и Мануил Петров, 1730-е гг.). Барочные черты выговской литературы выражаются в изощренности риторических приемов, синтаксической и лексической усложненности языка, «плетении словес».

Барочной пышностью и изысканностью отличается и художественное оформление выговских рукописей. Орнамент («поморский») выговских книг сложился под влиянием московского книжного искусства последней четверти XVII в. Для заставок-рамок характерно специфическое объединение растительных и архитектурно-геометрических форм, орнаментированный инициал иногда пишется почти во всю высоту листа, поражает яркость красок и отделанность деталей.

На Выгу был создан и особый почерк – поморский полуустав, который окончательно сложился к 1760-м гг. Написанные на Выгу полууставные рукописи разошлись по всему Русскому Северу и оказали огромное влияние на духовную культуру края.

В течение многих десятилетий выговцы составляли в своем монастыре библиотеку, приобретали для нее в разных городах древние рукописи и старопечатные книги. Здесь хранилась, например, одна из древнейших славянских рукописей – Выголексинский сборник XII в. (жития Нифонта Констанцского и Феодора Студита).

После закрытия монастыря в 1850-е гг. библиотека была перевезена в Петропавловский кафедральный собор Петрозаводска. Описание библиотеки было составлено Е.В.Барсовым и опубликовано в 1874 г. Дальнейшая судьба библиотеки драматична: как единое собрание она не сохранилась и долгое время считалась утраченной. Лишь в 1980-1990-е гг. московской исследовательнице Е.М.Юхименко удалось разыскать в разных российских собраниях более 70 рукописей из выговской библиотеки – треть от того, что описал Е.В.Барсов. Шесть из этих рукописей хранится в Петрозаводске в Национальном архиве Республики Карелии, остальные – в Москве и С.-Петербурге.

Литература:

Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874; Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911; Понырко Н. В. 1) Учебники риторики на Выгу // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 154 – 162, 2) Эстетические позиции писателей Выговской литературной школы // Книжные центры Древней Руси: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 104 – 112; Культура староверов Выга. Петрозаводск, 1994; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. М., 1994; Гурьянова Н. С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996; Юхименко Е. М. 1) Рукописно-книжное собрание Выго-Лексинского общежительства // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 448 – 497, 2) Выговская старообрядческая пустынь: литература и духовная жизнь: В 2 т. М., 2002; Маркелов Г. В. Писания выговцев: Каталог-инципитарий. Тексты. По материалам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб., 2004.

А. В. Пигин

Категория: Север и Северо-Запад России | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-23)
Просмотров: 3377

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz