Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 52 Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Краткая охранная опись рукописных книг, собранных Ф. А. Каликиным и В. И. Малышевым на Печоре в 1955 году. Часть 1 |
Краткая охранная опись рукописных книг, собранных Ф. А. Каликиным и В. И. Малышевым на Печоре в 1955 году. Часть 2 |
Краткая охранная опись рукописных книг, собранных Ф. А. Каликиным и В. И. Малышевым на Печоре в 1955 году. Часть 3 |
В летописце содержится изложение событий с 1652 по 1850 г. в виде разных по объему годовых записей, причем ни один год не пропущен. События летописца относятся как к истории России, так и к истории сопредельных земель. В тексте упомянуты Москва, Соловки, Выг, Новгород, Петербург, Рига, Динабург, города и селения Прибалтики и т. д |
И хотя нигде в летописце имя автора никак не обозначено, тем не менее у нас имеется возможность его установить. |
С.А.Носов принадлежит к последнему поколению печорских книжников-старообрядцев, не только переписывавших богослужебные тексты, но и сочинявших собственные произведения. Его литературная деятельность изучена пока слабо, а значительная часть составленных им сборников, в которых, возможно, помещены оригинальные произведения, находятся еще в руках печорских старообрядцев.
|
Соловецкие преподобные Зосима и Савватий, а также тексты их Жития и создававшихся позже повествований об их посмертных чудесах приобрели в старообрядческих кругах в период Соловецкого восстания и восьмилетней осады монастыря 1657 - 76 годов особую популярность, которая сохранялась затем течение всего последующего времени1. |
История под крышей дома Трифона Семёнова - духовного наставника общины староверов д. Москвино начинается с фамилии. У прадеда Трифона - Максима была не совсем обычная для крестьянина фамилия. Естественно, что у властей возникали предположения, что обычный землевладелец-арендатор присвоил себе «чужое достояние»: ведь древняя фамилия предполагала и сословные привилегии, о которых носитель необычной фамилии никогда и ни перед кем не ходатайствовал. |
Несколько лет назад в Библиотеке Национального музея Литвы я обнаружила старообрядческую рукопись, отрывок из которой предлагается читателям настоящего издания. |
Краткое и ясное наставление настоящаго времени членам староверческой Церкви в образовании веры и ума, и как можно быть истинным сыном и правым философом Христовой Церкви |
При изучении читательского репертуара старообрядцев в поле зрения исследователей, как правило, оказываются тексты эсхатологического характера, так как они всегда занимали здесь особое место.
Представляется однако, что заслуживает внимания исследователей и другая грань читательского интереса старообрядцев - интерес к сочинениям натурфилософской и естественнонаучной тематики. Речь идет о памятниках древнерусской письменности, содержащих естественнонаучные сведения: о создании мира, человеке, животных, растениях, природных явлениях и т.д. То есть тех памятниках, которые издавна вызывали интерес у читателей и являлись для них источниками знаний, формируя представления о мироздании. |
Выго-Лексинский поморский монастырь – крупнейший старообрядческий книжный центр на Русском Севере в конце XVII – первой половине XIX в. |
Верхокамское собрание в этом отношении является фактически уникальным, т.к. одновременно с собиранием и изучением местной кириллической книжности с первых лет работы, в той или иной степени полноты, фиксировались и другие направления местной традиционной культуры. |
Однако наиболее интересными с точки зрения и рефлексии культуры, и старообрядческого менталитета являются читательские записи на книгах, функционировавших в Верхокамье Именно они передают сведения о старообрядческой и местной специфике книжного знания и книжной культуры. |
Археографические экспедиции новосибирских, а затем и екатеринбургских ученых сделали доступным для научного анализа массив документов канонического права, созданных в старообрядческих общинах востока России за последние три столетия. Эти вновь выявленные источники являются глубоко традиционными — обычай принятия «соборных постановлений», обязательных для членов одной общины, группы общин, всего конфессионального объединения присущ христианской цивилизации с момента ее возникновения. Он связан с важнейшим принципом соборности церкви, провозглашенным христианским Символом веры. И уральские староверы хорошо понимали и настойчиво подчеркивали эту традиционность, не упуская возможности подкрепить свои соборные постановления отсылкой к сходным, как им представлялось, статьям документов канонического права предшествующих эпох. |
Местом проведения соборов бывали иногда часовни, моленные дома (Нев,.Рам.), но гораздо чаще — просторные уральские и сибирские жилища кого-либо из влиятельных, зажиточных членов общины того места, где должны были проходить заседания. В наших документах в этой связи упоминаются: «дом Гавриила Мартиновича Мекинина» в Тюмени (Тюм.), «дом купца Григория Гордеича Щербакова» в Екатеринбурге (Ек. 1884), дом «на заимке Юльевской» (Чул.), дом «на заимке Улунге» (Бик.); «в деревне в Дружининой в доме у Григорья Фотиева Ваганова» (Друж.), «в селе в Шатровском… в доме Калистрата Локотаева» (Шат.). |
Понятно, что переход согласия к беспоповской практике требовал важных изменений не только в требоисправлении, но и вообще в общественном богослужении, совершаемом в часовнях и молитвенных домах. Новая система такого богослужения сложилась, по-видимому, уже в XVIII в., но доступные нам сейчас соборные постановления этого вопроса в целом почти не касаются, отмечая лишь отдельные частности (Ир., ст.7; Ек. 1887, ст.12). |
Обе наши книги были изданы в Вильно, в знаменитой типографии Мамоничей: Учительное евангелие - в 1595 году, Цветная триодь - в 1609-м. Евангелие оказалось перепечаткой с Учительного евангелия 1569 года - первого заграничного издания Ивана Федорова и Петра Мстиславца, появившегося в белорусском городе Заблудове. |
"В то время, как в православных общинах весьма было мало грамотных, - подчеркивал еще АЛ. Щапов, - в раскольничьих общинах редкий был неграмотный... Мужики-раскольники работали мыслью, учили, писали, сочиняли, хоть что бы там ни было на первый раз. В высшей степени многозначительный факт в народной истории, что раскол возвышал, поднимал нравственное человеческое достоинство мужиков наших; возводил их на степень учителей, наставников, писателей в то время, когда у них отнимали прежние права, продавали по одиночке, отрывая от их семейств" [1]. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|