Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 120 Показано материалов: 41-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 » |
Положение стародубских и ветковских старообрядческих монастырей было легальным, открытым в период конца XVIII - I половины XIX вв. Все эти причины обусловили факты притока сюда многочисленного старообрядческого населения в указанный период.
|
Предисловие к изданию "Дегуцкого летописца" |
Деревенька была чудо как хороша! Она словно втянулась в движение реки и составляла с ней одно неразрывное целое. Я подумал тогда: убери с берега чёрные баньки, стайку амбаров "на курьих ножках", дивную часовенку или двухэтажную хоромину с коньком на крыше, и мы лишимся какой-то части природы, её очеловеченной сущности. Пейзаж без человеческого присутствия не может долго владеть душой путешественника. |
В "Житии" Аввакума нет непрерывности исторического времени, как в летописях, нет замкнутости времени, типичного для исторического рассказа, посвященного одному сюжету. В нем редки и самые датировки — как бы закрепляющие события во временной протяженности. В нем преобладает "внутреннее время", время психологическое, субъективное, связанное с трагическим мировосприятием Аввакума, отмечающее в большей мере последовательность событий, чем их объективную временную прикрепленность. Аввакум до крайности эгоцентричен в своем восприятии времени. |
Можно с уверенностью сказать, что самым замечательным и самым известным русским писателем XVII в. был Аввакум - главный идеолог русского старообрядчества. |
В отечественной историографии ещё в XIX в. сформировались две основные концепции главных особенностей русской общественно-политической мысли XVII в. Одна исходила из полного господства в общественном сознании «наивного монархизма» и «царистских иллюзий» и принципиальной невозможности в связи с этим реальной, продуманной, целостной критики существующего строя; сторонники второй рассматривали все проявления социального протеста в XVII в. как свидетельство нарастания «демократических» (как писали историки-народники XIX в.) или «антифеодальных» (по выражению историков-марксистов XX в.) настроений в обществе. |
Да, перед царём, как перед сакральной ценностью огромного значения, старообрядцы признают себя изначально греховными, но это не означает отсутствия у них чувства собственного достоинства. При этом осознание его носит не рационалистический, а отчётливо выраженный религиозный, христианский характер. Лазарь имеет ввиду, что у него есть право обращаться к государю и предъявлять ему определённые претензии и требования, потому что для него самого существует государь ещё более высокий, чем русский царь — это «царь небесный», Бог. Итак, по отношению к земному царю он «грешен», но «верою правою» он «раб» Божий, что как бы возвращает ему право на личное достоинство среди смертных, «тленных» людей, к которым принадлежит и царь. |
Глава из сборника "Минеи: образец гимнографической литературы и средство формирования мировоззрения православных" под ред.Елены Потехиной и Александра Кравецкого.
|
В июне-июле 1955 года экспедиция Сектора древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР в составе научного сотрудника Сектора В. И. Малышева и научного сотрудника Гос. Эрмитажа Ф. А. Каликина направилась на поиски старинных рукописных книг на Печору, по преимуществу в район реки Пижмы. |
Перейдем теперь к современным хранителям и собирателям пижемской рукописной старины.
|
Краткая охранная опись рукописных книг, собранных Ф. А. Каликиным и В. И. Малышевым на Печоре в 1955 году. Часть 1 |
Краткая охранная опись рукописных книг, собранных Ф. А. Каликиным и В. И. Малышевым на Печоре в 1955 году. Часть 2 |
Краткая охранная опись рукописных книг, собранных Ф. А. Каликиным и В. И. Малышевым на Печоре в 1955 году. Часть 3 |
В Приложении II издаются следующие материалы: 1) «Плачи» по Москве, конца XVIII в.; 2) Письмо верховских и чуркинских крестьян в Усть-Цилемское волостное правление, середины XIX в.; 3) Письмо неизвестного лица на Пижму к Матвею Абрамовичу, первой половины XIX в.; 4) Письмо лексинца Семена Дорофеевича на Пижму Ивану Евстафьевичу, 1824 г. |
В летописце содержится изложение событий с 1652 по 1850 г. в виде разных по объему годовых записей, причем ни один год не пропущен. События летописца относятся как к истории России, так и к истории сопредельных земель. В тексте упомянуты Москва, Соловки, Выг, Новгород, Петербург, Рига, Динабург, города и селения Прибалтики и т. д |
И хотя нигде в летописце имя автора никак не обозначено, тем не менее у нас имеется возможность его установить. |
С.А.Носов принадлежит к последнему поколению печорских книжников-старообрядцев, не только переписывавших богослужебные тексты, но и сочинявших собственные произведения. Его литературная деятельность изучена пока слабо, а значительная часть составленных им сборников, в которых, возможно, помещены оригинальные произведения, находятся еще в руках печорских старообрядцев.
|
Соловецкие преподобные Зосима и Савватий, а также тексты их Жития и создававшихся позже повествований об их посмертных чудесах приобрели в старообрядческих кругах в период Соловецкого восстания и восьмилетней осады монастыря 1657 - 76 годов особую популярность, которая сохранялась затем течение всего последующего времени1. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|