Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 120 Показано материалов: 101-120 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 |
Книжное и литературное наследие Выга чрезвычайно велико. До настоящего времени в рукописных собраниях обнаруживаются неизвестные ранее выговские сочинения, автографы выговских писателей и ранние авторские сборники. |
Книжное и литературное наследие Выга чрезвычайно велико. До настоящего времени в рукописных собраниях обнаруживаются неизвестные ранее выговские сочинения, автографы выговских писателей и ранние авторские сборники |
Митрополит Андриан пытался перекинуть мост между Древней Русью и современной Россией |
Писателю приходилось расплачиваться за дух свободомыслия, за откровенный разговор о главном, за то, что писал о Руси, а не о СССР |
Книга «Воспламенение ума в духовной пустыне» – первая часть нового русского перевода Исаака Сирина, сделанного не с греческого текста, а с сирийского подлинника. Перевод выполнен известным востоковедом и патрологом, кандидатом исторических наук Алексеем Владимировичем Муравьевым, который старался, насколько это возможно, донести до читателя глубину и простоту сирийского оригинала. |
Библиотека Российского государственного гуманитарного университета специально не занималась комплектованием старообрядческих книг и изданий, посвященных старообрядчеству — этому важному общественному, идеологическому и культурному явлению русской действительности XVII —XX вв. Между тем в фонде Отдела редких книги нашей библиотеки имеется интересное, хотя и фрагментарное, собрание изданий, так или иначе связанных с этой темой. |
В течение нескольких десятилетий сотрудники Государственного Эрмитажа систематически участвовали в экспедициях по выявлению и сбору памятников русской культуры и искусства. Внимание привлекали как иконы, рукописные и печатные книги, так и произведения народного творчества. В результате многолетней собирательской деятельности музея была проведена большая по объему выставка «Памятники русской старины»1. К сожалению, она не смогла вместить все материалы, собранные экспедициями. Фонд культурного наследия значительно больше, чем смог отразить изданный каталог. |
Текст приводится по списку, хранящемуся в Пушкинском Доме (Санкт-Петербург) и опубликованному в издании: Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования (СПб, 1990). |
Наиболее интеллектуально плодотворным в культурном и идеологическом аспекте можно считать XVIII в. Если в первые полвека после раскола создаются оригинальные литературно-художественные произведения (“Житие” протопопа Аввакума) и формируется собственно само понятие “старообрядческая книга”, то в XVIII в. разрабатывается доктрина интеллектуального обоснования старообрядческого движения, его идеологического начала на основе создания новых оригинальных произведений старообрядческой книжной культуры. Кроме того, активно ведется полемика и с господствующей Церковью, и внутри старообрядчества. Образуются крупнейшие староверческие скиты и поселения: Выго-Лексинский, Ветский, Керженский, Рогожское кладбище и многие другие, ставшие идеологическими и духовными центрами старообрядческой книжности. Старообрядческие скиты исполняли роль древнерусских монастырей. |
Творчество Ионика на польской почве - это явление уникальное, редкий вид народного искусства, пропитанного чувствами и страданиями нескольких поколений людей, заброшенных на чужбину. |
(Влияние дониконовских книг на идейные воззрения урало-сибирских старообрядцев 70—80-х гг. XVII в.) |
Русское летописание, возникшее в XI в. как официальный жанр и пережившее грандиозный расцвет в XVI в., затем было вытеснено на периферию политического и литературного развития. С XVIII в существовало уже только местное - городское и монастырское - летописание, носившее преимущественно краеведческий характер. |
Выговцы с их обширной библиотекой и постоянными книжными разысканиями, без сомнения, хорошо знали украинско-белорусские и русские образцы эпидейктического красноречия второй половины XVII в. Хорошо знали они и риторику Софрония Лихуда, в которой давалась подробная классификация панегирических слов и детальные рекомендации по составлению слов каждого из указанных видов. |
Второй выделяемый нами тип представляют слова воспоминательные. Произведения, написанные в первой половине XVIII в., не имеют самоназваний, к ним современники не применяли понятия "воспоминательное слово", но в аналогичных словах конца XVIII в., посвященных Андрею Борисову и Феоктисту Константиновичу Долгому, такое название содержится (Ег—1603, л. 19, 23, 31). |
Выговские слова относятся к одному из самых распространенных на Выгу жанров, но причины столь широкой их популярности лежат в области не столько литературы, сколько духовной жизни. "Надгробное слово-приношение" было призвано художественными средствами прославить добродетели умершего наставника — и дать образец для подражания, восхвалить умершего — и показать линию преемственности, оплакать утрату — и утешить поучением от Божественных писаний; дав слушателям очерк жизни киновиарха, сделать их свидетелями проходящих перед их глазами исторических событий, представить им Выговскую пустынь как самодостаточный микромир в условиях окружающей его враждебной действительности. |
При изучении изобразительных памятников позднего Выга нельзя не заметить той особенности, которая отличает искусство лексинских художниц в 20–30-е гг. XIX в. Это ярко выраженное предпочтение, отдаваемое цветочным мотивам, причем изображаются не стилизованные цветы более раннего периода, а вполне узнаваемые розаны, тюльпаны, крины, незабудки. |
Система образования в Выговской пустыни была двухступенчатой и предусматривала общее образование и профессиональное. Первая, общеобразовательная ступень, включала обучение грамоте и церковному пению. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|