Без сомнения, специализированные отделы библиотек, занимающиеся выявлением редких книг в фондах, организацией их хранения и использования, должны уделять большое внимание изучению и научной обработке своих собраний. Необходимо не только библиографическое описание изданий, но и изучение истории бытования отдельных экземпляров, на что обращает внимание исследователей Ирина Васильевна Поздеева. Ведь книга – это не просто единица хранения, но и часть чьей-то жизни, ключ к пониманию истории.
Библиотека Российского государственного гуманитарного университета специально не занималась комплектованием старообрядческих книг и изданий, посвященных старообрядчеству — этому важному общественному, идеологическому и культурному явлению русской действительности XVII —XX вв. Между тем в фонде Отдела редких книги нашей библиотеки имеется интересное, хотя и фрагментарное, собрание изданий, так или иначе связанных с этой темой.
В последние десятилетия приобретает особое значение исследование истории и культуры староверов. Изучение старообрядческой книжности представляется необычайно перспективной темой, дающей материал для исследования конфессиональной истории, культуры и идеологии, изучения биографий старообрядческих деятелей, не говоря уже о собственно книговедческих изысканиях. Поэтому нам представляется важным выявление в фондах книг, бытование которых напрямую связано с судьбами русского старообрядчества и с именами его лучших представителей. Свидетельством тому являются экслибрисы, владельческие записи и дарственные надписи, определяющие историко-культурную и мемориальную ценность книги. Репертуар выявленных нами книг указывает на широту кругозора владельцев XIX — XX вв. и в какой-то мере определяет их круг чтения.
ОРК НБ РГГУ был первоначально организован на базе фондов библиотеки Московского государственного историко-архивного института, которая, в свою очередь, получала книги в дар от архивных учреждений, куда они поступали из национализированных частных собраний и библиотек упраздненных научных организаций. Этим объясняется «пестрота» фондов. Впрочем, наше собрание — это пусть и неполное, но интересное отражение жизни старообрядчества. Достаточно внимательно взглянуть на экслибрисы и записи.
Старейшим среди изданий, несущих на себе свидетельства бытования в старообрядческой среде, является «Книга степенная царского родословия», изданная Герардом Фридрихом Миллером (М., 1775, шифр БА К53). Многочисленные квадратные штемпели свидетельствуют о ее принадлежности библиотеке при старообрядческом храме во имя Архангела Михаила г. Бронницы. В библиотеку ИАИ книга поступила по книгообмену из Московского городского пединститута им. Потемкина в 1965 г.
Интересно «Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа», составленное Николаем Николаевичем Оглоблиным (Ч. III. Б. м., б. г., шифр БА О-21). Оригинальный штемпельный экслибрис указывает на то, что некогда эта книга принадлежала одному из выдающихся представителей старообрядчества начала XX в., епископу Рязанскому и Егорьевскому Александру (Алексей Прокофьевич Богатенко, ? — 1928). Исключительно образованный человек, владыка Александр много сил отдавал просвещению своих единоверцев. В 1910 — 1911 гг. в Москве при Рогожском кладбище его стараниями были открыты Учительский институт и типография.
Епископ Александр всю жизнь собирал книги. Созданная им прекрасная коллекция исторической литературы, свидетельствующая о широте кругозора епископа, ныне находится в Российской государственной библиотеке, рассеянная по различным фондам. Отличительным признаком книг владыки Александра является штемпель розового цвета с изображением руки, покоящейся на книге с инициалами «Е.А.», и надписью «Се мое». Штемпель исполнен ок. 1910 г. сыном епископа, иконописцем Яковом Богатенко (1880—1941). К сожалению, не удалось выяснить, откуда книга владыки Александра поступила в библиотеку ИАИ. Скорее всего, она была получена по книгообмену из Государственной библиотеки им. В.И. Ленина.
Весьма интересен овальный штемпель на титульном листе «Истории белокриницкой иерархии» Н.И. Субботина (Т. I. М., 1874, шифр 200 С89), свидетельствующий о принадлежности этой книги старообрядческому священнику Мелехину. Елисей Тимофеевич Мелехин (1851 — 1912) с 1883 г. служил при кафедральном Покровском соборе на Рогожском кладбище. В течение многих лет он был помощником старообрядческих первоиерархов Саватия и Иоанна, являясь членом Духовного совета архиепископии3.
На книге имеются владельческие записи о ее покупке: «Куплена цена 10 руб. с переп[летом]. Ныне 25 р. Це[на]. 10 руб. С переплетом». Эта запись обнаруживает в о. Елисее библиофила, хорошо осознававшего ценность книг своего собрания. Наш экземпляр был приобретен библиотекой ИАИ в книжном магазине № 15 Москультторга в 1938 г.
На первом издании «Истории канонизации святых в Русской церкви» (Сергиев Посад, 1894, шифр 200 Г62) Евгения Евстиг-неевича Голубинского имеется квадратный штемпель старообрядческого священника Самуила Георгиевича Фомичева с номером 686. Самуил Фомичев (1888 — ?) — известный деятель русского старообрядчества начала XX в., преподаватель Учительского института, церковный писатель. В 1918 г. он был рукоположен в священники для староверов Петрограда. Последнее упоминание об о. Самуиле относится к 1929 г.
Книга поступила в ИАИ в составе библиотеки профессора ИАИ, заведующего кафедрой Вспомогательных исторических дисциплин Александра Николаевича Сперанского (1892 — 1943) в 1944 г.
На «Сборнике правительственных сведений о раскольниках», составленном Владимиром Ивановичем Кельсиевым (Вып. II. Лондон, 1861, шифр 9(47) К34), сохранился шрифтовой экслибрис с номером 1159, свидетельствующий о принадлежности этого экземпляра библиотеке Федора Рябушинского. Федор Павлович Рябушинский (1885 — 1910) — представитель знаменитой старообрядческой семьи купцов-фабрикантов, младший сын купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина Москвы Павла Михайловича Рябушинского. Получил после смерти отца более 2 млн руб. капитала. Будучи весьма образованным человеком, интересующимся географией и этнографией Сибири, он организовал на свои средства экспедицию для изучения Камчатки. Умер Федор в 25-летнем возрасте от скоротечной чахотки. Все имущество перешло к его вдове Татьяне Константиновне. Наша книга еще до революции оказалась в библиотеке Румянцевского музея, о чем свидетельствует штемпель. В ИАИ книга поступила по книгообмену из Государственной библиотеки им. В.И. Ленина в 1939 г.
Весьма интересна дарственная надпись на «Письмах старообрядческих деятелей», собранных П. Власовым (М., 1915, шифр 200 В58): «Многоуважаемому Сергею Петровичу Мельгунову с почтением преподносит автор. М. 31/111-1916». Если об историке и педагоге Мельгунове (1879—1956) широко известно, то, к сожалению, о П.П. Власове, библиотекаре при книгохранилище Рогожского кладбища, имевшем высшее образование, не сохранилось практически никаких сведений. Очевидно, он был знаком с епископом Александром и знаменитым старообрядческим начетчиком Федором Ефимовичем Мельниковым. Кроме упомянутой книги Власовым было издано сочинение «Из истории старообрядческой иерархии» (М., 1916). В «Русском архиве» за 1915 — 1916 гг. он дважды помещал свои сообщения по истории старообрядчества. Наша книга поступила в ИАИ из библиотеки Социалистической академии в 1941 г.
Особняком стоит в нашем фонде певческая крюковая книга «Праздники» (Киев, 1910, шифр 200 П68). Книга эта интересна записью «Сия книга принадлежит Евдокие Степан. Подковки-ной. 1/П 1928 г.». К сожалению, так и не удалось установить, кто такая Евдокия Подковкина. Книга была приобретена библиотекой РГГУ в ТОО «Фагот» в 1996 г.
Таков вкратце обзор книг нашей библиотеки, связь которых с историей русского старообрядчества определена на настоящий момент. Их изучение позволяет не только узнать историю бытования, но и в какой-то мере определить круг чтения староверов XIX—XX вв. В этот круг входила разнообразная историческая литература. Это опровергает представления о староверах, как о невежественных и полуграмотных начетчиках, признававших и читавших исключительно традиционную церковнославянскую литературу. В личных и общественных старообрядческих библиотеках, как мы могли убедиться, были и такие библиографические редкости, как «Степенная книга» XVIII в., и такие сугубо научные издания, как «История канонизации святых» Е.Е. Голубинского или «Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа» Н.Н. Оглоблина. Все это говорит о том, что в конце XIX — начале XX вв. окончательно сформировалась старообрядческая интеллигенция, нуждавшаяся в современной научной литературе. Поэтому несомненный интерес вызывают не только книги, но и личности самих владельцев и дарителей.
Все это указывает на необходимость продолжения работы с книгами нашего отдела. Здесь много чрезвычайно интересного, но, к сожалению, еще далеко не все изучено. Дальнейшие исследования помогут ликвидировать лакуны в истории старообрядчества XIX—XX вв., что представляется весьма актуальным, ибо в последнее время изучение его культуры и истории приобрело особое значение.
Д.А.Урушев (Москва)
Доклад международной конференции «Редкие фонды в научных библиотеках высших учебных заведений», 22-25 октября 2002 г.
|