Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Дек-13, 08:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Общие вопросы

Бужинский В.В. Об удержании благодати
Се бо Бог помогает ми,
и Господь заступник души моей.
Отвратит злая врагом моим,
истиною Твоею потреби их (Пс.53)
А теперь пребывают сии три:
вера, надежда, любовь;
но любовь из них больше. (1 Кор. 13,13)

Вопрос об удерживающем, о котором свидетельствует апостол Павел (2 Фес. 2, 3-4, 6-7) связан с удерживающими свойствами Богослужения. Об этом свидетельствуют святые Отцы. Св. Ефрем Сирин говорит об этом так: «Итак, пока не упразднится древнее богослужение, которое теперь удерживает, чрез уготованное уже разрушение города (Иерусалима), и пока не удержится притом апостольство, которое теперь проповедует, и после него не распространится учение, дотоле не приидет день Господень, о коем те лживые соблазнители проповедуют вам, что он уже настает теперь». «Прежде чем проповедано новое служение» действует ветхое [1]. К такому же выводу приходит и святитель Иоанн Златоуст в толковании на псалом 131, где в строфе 9 говорится: «Священницы твои облекутся правдою, и преподобнии твои возрадуются». Трактуя псалом, св.Иоанн Златоуст объясняет: «Правдою здесь он называет священные обряды, священство, богослужение, жертвы, приношения, а вместе с тем и безпорочный образ жизни, котораго особенно надобно требовать от священников». И этим «держится все» [2].

В работе [3] делается вывод о том, что можно говорить о Священном Богослужении, как слове Божием, и его сохранение наряду с сохранением «слова терпения» Бога и имени Бога есть не только заданием от Бога для Филадельфийской церкви, но и основными признаками, по которым следует осуществлять поиск этой Церкви. Приведено также сравнение исторических судеб малоазийских городов, к которым Бог обращался в Откровении св. апостола Иоанна Богослова, через призму понятия об удерживающем. Полнота же Православной Церкви достигается только в единстве Святого Писания, Святого Предания и Священного Богослужения [4].

Так каким же образом богослужение может быть удерживающим или, наоборот, неудерживающим? Все связано с удержанием верующим благодати, которую он получает от Бога во время Богослужения.

Огромные, еще и сейчас поражающие воображение размеры России обязаны духовной среде, в которой есть удерживающие благодать - верующие. Благодатность среды зависит еще и от числа верующих, участвующих в Богослужении [5, ст. „В защиту старообрядческой иерархии”]. Распад России в 1991 г. свидетельствует о том, что для удержания такого государства, каким была Россия до 1991 г. удерживаемой благодати уже недостаточно. Есть опасение, что Малороссия (Украина) надолго отпала от России и уже не будет участвовать в реализации Русской идеи. Помнится, в результате многодневного беснования на Майдане и на половине территории Украины «оранжевые», поправ все законы, добились непринятого в международной практике переголосования второго тура президентских выборов. И именно 26 декабря 2004 года, в день, когда на Украине сдавали свою принадлежность к Русскому Миру, грянуло катастрофическое землетрясение в Тихом океане, вызвавшее цунами и повлёкшее гибель более 200 тысяч человек. Как будто провели роковую черту.

Прирост России начался в XV веке, т.е. еще до Раскола и закончился в середине XIX в. – после Раскола. Это значит, что все это время существовала достаточная благодатная удерживающая среда. Единственной Церковью, которая могла осуществить это грандиозное дело была Русская Православная Церковь, основанная святым равноапостольным князем Владимиром Великим. Следует сделать очень важный вывод: несмотря на то, что в никонианский Раскол ушла большая часть населения (примерно 2/3) вместе с иерархами, Церковь не прекратила своего существования, а продолжала без иерархов выполнять миссию, возложенную на нее Богом.

Основанная Никоном и справедливо названная его именем никонианская церковь обладает незначительной удерживающей способностью или не обладает ею вовсе, как и всякая еретическая церковь. Дело в том, что были попраны клятвы Стоглавого Собора: было изменено перстосложение, т.е. предано забвению «слово терпения Бога» [3] и изменено исповедывание веры – Никон исключил из Символа Веры исповедание Бога Святаго Духа как истинного. Также состоялось отречение от имени Бога – вместо Исус стали говорить Иисус.

Сам факт исключения прилагательного «истинного», как характеристики Святаго Духа является хулой на Него, но тем самым из Символа Веры было исключено исповедание единства, нераздельности и единосущности Троицы, т.е. самый главный догмат Христианства.

Действительно, в Символе Веры сказано: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Исуса Христа Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша». Т.е. Бог Отец и Бог Сын единосущны. О том, что Бог Дух Святой единосущен Богу Отцу, а значит и Сыну, ничего не сказано. Вместе с тем единосущность, т.е. единая, в данном случае божественная природа Каждой Ипостаси является определяющим условием единства и нераздельности Святой Троицы. А поскольку «Бог есть Истина» (Иер.10,10), то именно истинность и является той божественной сущностью Каждой Ипостаси, которая необходима для единства и нераздельности Святой Троицы.

Перечисленые нововведения были узаконены на собрании еретиков 1666-1667 гг. Это собрание никак нельзя считать Собором церкви, так как Святый Дух не мог присутствовать там, где ему отказано в истинности. Ясно, что и другие нововведения, принятые на том роковом собрании являются безблагодатными или губительными [6].

Существенно усложняет понимание проблемы и принятая терминология: «новобрядчество» или «старообрядчество». Эта подмена понятий предполагает, что в обоих случаях речь идет о Православии, т.е. правильном прославлении Бога. Как мы убедились, о правильном прославлении Бога в Никонианской церкви не может быть и речи.

Правильного прославления Бога нет, естественно, и в Греческой церкви, так как там тоже искажено богослужение и не сохранено «слово терпения» Бога. Об этом красноречиво свидетельствуют всем известные факты. Например, так называемый Вселенский «православный» патриарх уже почти 600 лет находится у турок, что является откровенным знаком Божиим. Кроме того, Греция является членом НАТО, т.е. одновременно врагом России, что говорит о неполноценности удерживающей духовной среды. Теперь можно с уверенностью сказать, что Византия погибла в результате изменения перстосложения и искажения богослужения. Так же неполноценна духовная среда в членах НАТО, относящих себя к православным Румынии и Болгарии. Таким образом, о вселенском Православии никакой речи быть не может. Что ж, как говорится: «По плодам их узнаете их».

Духовное состояние удерживающей Церкви прямо влияет на состояние Отечества. Ослабление Церкви, оскудение веры приводило к иноземным нашествиям, смутам, революциям и т.д. Сейчас становится понятным, что одной из причин Смуты конца 16, начала 17 вв. могло быть и искажение Богослужения (многогласие). Надо отдать должное нашим боголюбцам – святому пророку Аввакуму и его соратникам, которые поняли это и начали восстанавливать Священное Богослужение.

Нам же, осознавая ответственность за эти потрясения, нужно сделать и надлежащие выводы из истории. В обращении к Филадельфийской церкви Господь предупреждает: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Обратим внимание на слова: «держи, что имеешь». Они нас прямо призывают к осознанию самих себя, к осознанию того, что мы имеем. И с этими, уже осознанными знаниями мы потом должны идти к людям. Осознание самих себя есть одно из самых важных и насущных дел каждого православного.

Сегодняшняя ситуация в обществе похожа на ту, которую когда-то разрешал святой пророк Илия. Напомним, что в те времена в Израиле почти не осталось Божиих пророков. Наоборот, всюду ставились жертвенники идолу Ваалу. Призвав Бога и совершив чудо, Илия сделал то, что вааловы пророки сделать не смогли, несмотря на все свои стенания и беснования. Тогда Илия заколол их (3 Цар. 17).

Сейчас на смену большевистким пророкам и богам пришли либеральные, которые оказались еще опаснее. Они захватили все СМИ, работают круглосуточно без выходных и отпусков, отнимая у нас детей – наше будущее и нашу надежду. Им деятельно помогает либеральное образование. Дух толерантности, терпимости зла делает свое чёрное дело. Им сейчас заражено уже всё общество. Сатанисты чувствуют себя всё уверенней, множатся секты и секточки разных мастей.

Так что же делать?

Как избавиться от либеральных пророков?

Может быть, стоит подождать, когда Бог пошлет двух Своих свидетелей, чтобы они пророчествовали тысячу двести шестьдесят дней? Говорят, что это будут св. пророк Илия и Енох – «суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Отк. 11,4-6).

Представляется, что и мы сами кое-что можем сделать. И то, что нужно делать, очевидно – нужно не уставать проповедывать истину: «Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их» (Пс.53). Но другого выхода для нас и нет - вера проверяется делами. Только «потребив» либеральных пророков мы сможем облегчить судьбу Отечества. Обезпокоенность по этому поводу высказывают многие, например, Дмитрий Урушев [7]. В современных условиях нечисть можно победить постом, молитвой и проповеданием истины.

Но есть еще одно чрезвычайной важности условие – любовь между нами.

Св. Апостол Иоанн Богослов: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.» «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоан. 4,7-21).

Проповедание истины и есть любовь, так как истина открывает глаза людям и ведет к их Богу. Но только любовью проповедуется истина. Осознание самих себя означает и осознание того, насколько тяжела ответственность перед Богом и людьми, которая возложена на «удерживающего».

Ответственность «удерживающего» определяет необходимость понять то, что даже если государство отделено от Церкви (это хорошо), то Церковь никак не может быть отделена от государства, которое она удерживает, потому что это государство - Россия. Если православный священник или мирянин думает только о своем приходе, но не думает об Отечестве, он потеряет и Отечество, и приход.

Если бы наши предки любили друг друга так, как от этом просит нас св.Апостол Иоанн Богослов, то наши русские князья не враждовали бы из-за межи, наследства и тогда к нам не пришли бы на 300 лет татаро-монголы.

Если бы мы пребывали в любви так, как этого хочет Бог, то мы любили бы свое Отечество и не преклонялись бы перед иноземщиной. И тогда не началась бы Смута.

Если бы Никон имел бы в сердце любовь, то он, будучи еще православным, прежде чем начинать «реформы», сто раз бы подумал и в конце-концов попрал бы свою гордыню и не издал бы книжку «Скрижаль», в которой проклял тех, кто исповедует Духа Святаго как Господа истинного. Возможно, это ему, Никону писал св. Апостол Иоанн Богослов: «Сей есть Исус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Иоан. 5,1-7).

Может быть, каждое потрясение России от того, что у нас мало любви.

Но историю не перепишешь. Тем более, что в этом нет смысла и мы действительно способны на деятельную любовь. А именно такая и нужна Богу, поскольку вера проверяется делами. Только любовью к Богу можно объяснить Великое Стояние Киево-Печерской Лавры. Тольку любовью к Богу и Отечеству можно объяснить Великое Стояние в Вере за Отечество и создание московского государства. Только любовью к Богу можно объяснить Великое Стояние в Вере за Веру и, как мы сейчас понимаем, за Отечество.

Так что переписывать историю не стоит, а вот сделать выводы и научиться на своих же ошибках стоит.

Состоянием любви в Церкви определяется и её соборность.

Соборность – это настолько важная характеристика Церкви, что положение о ней специально внесено в Символ Веры. Соборность должна выполняться на любом уровне - и в приходах, и в самой Церкви. Если в приходе отсутствует соборность, значит, в приходе будут проблемы. То же самое и в Церкви. Церковь – это живой организм, в котором нездоровье одного органа отражается на остальных, и на голове тоже. Но можно ли в одночасье всех научить соборности? Можно ли переделать священников, которые своим трудом обеспечивают финансовое содержание прихода и привыкших в условиях советской власти единолично решать все вопросы в приходах? Или подговорить бабушек, которые сейчас составляют чуть ли не большую часть прихожан самоорганизоваться и заявить о своих правах решать вопросы в общине? Скорее всего после такого грубого вмешательства начнутся склоки и нестроения. Здесь наряду с просвещением нужны любовь и терпение. Сломать все очень легко, а вот построить трудно. Восстановление соборности есть духовная обязанность каждого, независимо от того, кто кем и куда поставлен Богом: иерархом, священником, мирянином. Соборность – это условие нормальной жизни и каждого прихода и всей Церкви, это её укрепление.

А всякое укрепление Церкви – есть умножение благодати, есть гибель нечисти, есть «потребление» либеральных пророков.

Учиться соборности – это значит учиться любви. Апостол Павел нас призывает именно к этому: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13,13).

Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 7. М.:Отчий дом, 1995. - З97 с.

Святой Иоанн Златоуст «Беседы на Псалмы». Белгород:«Луг духовный», 2004, 635 с.

Бужинский В.В. Время собирать камни. http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/82-1-0-1519
 
Бужинский В.В. Поклоны как средство от жестоковыйности. http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/221-1-0-1524

Бужинский В.В. Сруб не сгорел, он всё ещё горит. - Улан-Удэ: Златоуст. 2006, 112 с. или http://samstar.ucoz.ru/news/2009-05-09-2014

БужинскийВ.В.Помрачение:
 
Урушев Д.А. Ангелу Лаодикийской церкви http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=328
 
Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar2 (2009-Июн-12)
Просмотров: 1970

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz