Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В категории материалов: 47 Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Исчезновение культуры староверов-беспоповцев Верхокамья[1] происходит уже не один десяток лет, признается исследователями, с одной стороны, и последними наследниками этой культуры, с другой. |
Поморское староверие продолжает оставаться своеобразной и далеко не последней по значению частью российской духовной жизни. Активизация отдельных староверческих общин и появление своего молодежного движения является самым лучшим тому подтверждением. Поморцы горды не только своим историческим наследием и оригинальностью и современными достижениями в развитии церковной жизни. |
Новые времена для староверов стали не менее тяжким испытанием, чем извечные гонения |
Первый раз к бирюсинским староверам я заглянул лет двадцать назад. В то время учёные ещё не называли их культурно-историческим феноменом. Потом на рубеже веков проплыл через все пороги на резиновой лодке, останавливаясь в каждом общинном поселении. Тогда мне казалось, что время не в силах поколебать их устои. Триста лет постоянных гонений, а они - как кремень. Но в мой последний приезд к ним был ошеломлён. Как будто шёл-шёл по привычной дороге, и вдруг - пропасть. |
Но особенно тронула мое сердце встреча со староверами. Нам посчастливилось поговорить с представителями трех различных согласий. С настоятелем храма во имя Казанской Иконы Божьей Матери, протоиереем Геннадием Четверговым (РПСЦ), наставником общины казанских федосеевцев, или старопоморцев, Александром Евгеньевичем Хрычевым. И, наконец, с несколькими бабушками - представительницами Спасовского согласия Большого начала. |
История русского религиозного мировоззрения, являющаяся составной частью нашей духовной культуры, неотделима от истории русских старожилов Литвы - старообрядцев, которые в силу ряда причин сумели через века сохранить свою самобытность и национальное самосознание. Как им это удалось? Где черпали они нравственную силу? Почему при всей своей патриархальности и закрытости вызывали неизменное уважение у соседей, исповедующих другую веру?
На эти и другие вопросы поможет ответить открывшаяся 10 марта международная выставка "Культура староверов Балтийских стран". |
В руках у студента Новосибирского Государственного Технического Университета Сергея Плотникова электрогитара. Он перебирает струны, готовясь что-нибудь сыграть. Из-за стильной бородки и майки "Dolce & Gabbana" в Сергее можно заподозрить мажора. На самом деле он проповедует совсем другие ценности. Сергей - старовер и старается жить по библейским законам.
|
Будний день. Петербург. Глухая окраина, кладбище, некогда Преображенское, а ныне “Жертв 9-го января”. Здесь в свое время похоронили убитых во время “кровавого воскресенья”. Посреди кладбища - монумент коммунистических времен, с цитатами из Ленина. На краю кладбища, обращенном к городу, была новообрядческая небольшая церковь святого благоверного князя Александра Невского. Ныне это Покровский храм Русской Православной Старообрядческой Церкви. Насколько я знаю – пока единственный храм РПСЦ в Петербурге и области, в котором постоянно совершаются богослужения. |
Вы сохранили дух, веру, которая пришла на Русь во времена князя Владимира, и храните эту веру. И наконец-то вы приобрели дом, где вы можете справлять службу, вы можете молиться, вы можете встречаться, общаться в молитве. |
Что мы знаем о старообрядцах? Пожалуй, только то, что они всегда были гонимыми, но очень стойкими в своей вере. От боярыни Морозовой до современной Агафьи Лыковой, схоронившейся в таежной глухомани от "злого мира", до нынешних эмигрантов-старообрядцев, разбросанных по всему свету. В настоящее время в штате Орегон на северо-западе США проживают сибирские старообрядцы, выходцы с Алтая Блиновы, Лаптевы, Лысовы, "харбинцы" Кузьмины, Кузнецовы, Якунины, "турчане" Ивановы, Петровы, Зайцевы...
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Лидия Михайловна РУСАКОВА много лет изучает историю, быт, культуру, традиции сибирских старообрядцев в Америке. Выпускница МГУ, специализировавшаяся на средневековой Англии, она приехала вместе со своим мужем, Робертом Сергеевичем, в Академгородок и много лет проработала под руководством академика А.П.Окладникова. Бывала во многих экспедициях по Сибири, Восточному Казахстану, Америке, занимаясь исследованием крестьянского искусства, культуры и быта старожилов-сибиряков, покинувших Россию в дооктябрьский период, а также в первые послереволюционные годы и во времена коллективизации, и проживающих теперь в различных странах, в том числе и США. Предлагаем вниманию читателей её интервью газете "Честное слово". |
Моя экспедиция в болгарские села Казашко и Татарица проводилась в ноябре 2006 года частично в рамках этой программы, однако помимо собственно этнолингвистической проблематики я изучала и другие аспекты духовной и материальной культуры, языка старообрядцев. Важнейшими темами в беседах с информантами стали самоидентификация болгарских староверов и их отношение к России и русским. |
Что же представляет собой саратовское старообрядчество сейчас, и есть ли оно вообще? Кто они - современные потомки протопопа Аввакума? |
Общий смысл сопоставления и сравнения Библейского Исхода иудеев и рассеяния русских староверов по Руси после реформ патриарха Никона в середине XVII в. извлекается из самой библейской книги "Исход" и заложен в этимологии и внутреннем наполнении этого слова. |
Мы слышали от русских эмигрантов, что ближе к Амазонии проживают староверы. Нам даже дали телефон одного из старцев, очевидно, возглавляющего скит. В городе Куяба мы дозвонились до нужной нам деревни, но старец, заподозрив у нас журналистский интерес, прямо заявил, что никто из староверов с нами видеться не хочет. Кержаки-староверы держатся стороной от всех иноверцев, и мы оставили попытку встречаться с русскими, живущими в лесной глубинке. |
Во вторник поздно вечером Освященный Собор Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) после трех туров голосования объявил об избрании ее нового предстоятеля. Вопреки прогнозам, им стал епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов). Обращаясь к соборянам в новом качестве, самый молодой – и по возрасту, и по архиерейскому стажу – кандидат обещал продолжить курс своего предшественника митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова). |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|