Будний день. Петербург. Глухая окраина, кладбище, некогда Преображенское, а ныне “Жертв 9-го января”. Здесь в свое время похоронили убитых во время “кровавого воскресенья”. Посреди кладбища - монумент коммунистических времен, с цитатами из Ленина. На краю кладбища, обращенном к городу, была новообрядческая небольшая церковь святого благоверного князя Александра Невского. Ныне это Покровский храм Русской Православной Старообрядческой Церкви. Насколько я знаю – пока единственный храм РПСЦ в Петербурге и области, в котором постоянно совершаются богослужения.
Выглядит он снаружи красивым и ухоженным (насколько можно видеть через глухой бетонный забор). Однако как в этой церковке по большим праздникам помещаются все молящиеся - непонятно. Калитка - на кодовом замке, звонок. С дежурной матушкой благообразного облика можно поговорить через щель во въездных воротах. Понятно почему - случись что, кричи, ни до кого не докричишься, и милиция не сразу доберется. Вокруг - с одной стороны кладбище, с другой, через улицу - промзона, улица упирается тупиком в железную дорогу. Где-то вдалеке видны корпуса жилых новостроек. До железнодорожной платформы и станции метро минут двадцать пешком (а кроме как пешком, и нечем).
Десять лет назад глухого забора еще не было, явно не на радостях его построили. Надпись “Покровский храм Русской Православной Старообрядческой Церкви” тогда была намного больше и красочней. В то время мимо ходил автобус, но потом мост через железнодорожные пути сломали, и место стало еще глуше.
А с другой стороны кладбища, поближе к железнодорожной станции и метро, несколько лет назад появилась новообрядческая кладбищенская часовня (до того не было; церковь, ныне старообрядческая, вероятно, и была некогда кладбищенским храмом, может быть, единственным здесь). Там светится огонек в церковной лавке рядом с часовней, приходи, поминай усопших, покупай церковные книги, забором от окружающего мира не отгорожено. Если приглядеться - видно, что часовня выглядит внешне как небольшой храм, у нее есть прируб наподобие алтарной апсиды. Но вряд ли там действительно алтарь, потому что стоит она этим прирубом вовсе не на восток, а куда пришлось, параллельно кладбищенскому забору. Почему так получилось - не знаю, наверное, место дали от забора и «до сюда», как хотите, так и помещайтесь.
Если бы надо было придумать невеселую иллюстрацию нашего разделения – вот она. Один храм - на отшибе за глухим забором, другой - поближе и без забора, но даже смотрит в иную сторону (неустанные обличители никонианских безобразий, вот вам еще повод) ...
Простите Христа ради.
Алексей Попов
|