"Сено скотине до лета хватит, а здоровья и сил у себя нету, ... пора уходитъ..."
Из письма Аграфьяны Михайловны из д. Тулпан Чердынского района Пермской области.
Как во дни исхода твоего из земли Египетской, явлю ему дивные дела.
Михей 7,15
Общий смысл сопоставления и сравнения Библейского Исхода иудеев и рассеяния русских староверов по Руси после реформ патриарха Никона в середине XVII в. извлекается из самой библейской книги "Исход" и заложен в этимологии и внутреннем наполнении этого слова. Очевидно, что в "исходе" как событии, протяженном во времени, важны все его части: начало - т.е. исход, уход; движение - или ход, и конечная его цель - а именно - исход, т.е. приход. И если начальная часть исторического события - это уход из Египта, т.е. освобождение от рабства, то третья, самая главная - это пришествие в Землю Обетованную.
В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. Исход 19,1.
Изоморфизм начальных точек староверского рассеяния и Библейского Исхода был в избавлении от рабства. Как иудеи уходили из Египетского плена, так и староверы уходили из рабства наступавшего царства Антихристова.
Существовал некоторый изоморфизм и в понимании "конечных целей".
...будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля. Исход 19, 5.
Для иудеев конечной целью была Земля Обетованная, а для староверов - утопические земли Беловодья и Китеж-град. Конечным пунктом путешествия по Руси, как по пустыне, была "пустынь" - монастырь, или пустынножительство.
История рассеяния староверов по Руси показывает источники и причины этого трагичнейшего явления русской церковной жизни.
Сравнение с Библейским Исходом - существенная часть идеологии староверия и самосознания староверами своего рассеяния.
Самосознание староверов как гонимых и осознание ими своего "исхода", начиная с XVII в., реально выразилось в географии современного расселения различных старообрядческих групп и согласий. Маршруты наших экспедиций лучше всего демонстрируют это. Уже более 30 лет комплексные археографические экспедиции Московского Университета собирают материалы по истории старообрядчества и его современному состоянию в самых разных областях нашей страны. Проводится обследование устной и письменной культуры и традиции, собирается фольклор и современный говор староверов, иконописная и музыкальная традиция, прежняя и новая. Места работы экспедиций - это деревни, поселки, скиты, монастыри и города в Брянской области, на Стародубье, в Злынке, на Гомелыцине, на Украине и в Молдавии, в многочисленных районах Пермской области -на реке Язьве под Красновишерском, в Верещагине, Ильинском, в Чердыни, Соликамске и Ныробе, - в Казани, и в Казахстане, на озере Иссык-Куль, в Алма-Ате, в Ставрополье, на Иргизе и во многих уголках Подмосковья - в Верее, Орехове, Подольске, Боровске, Гуслицах - и в самой Москве (1).
За пределами России реальное историческое рассеяние староверов распространилось от Северного Повенца, Поморья, Пинеги и Выга до штата Орегоны в Северной Америке, до Центральной Австралии и Южной Америки. Совсем недавно стало известно, что потомки переселившихся в Израиль русских староверов живут несколькими семьями в Галилее.
В некотором смысле русское старообрядческое рассеяние представляет собой оппозицию иудейской диаспоре. Иудеи понимали (и вполне обоснованно) свое рассеяние именно как диаспору, как вынужденный уход из Земли Обетованной. Можно представить себе следующую условную схему - Библейский Исход: рабство - исход - Земля Обетованная.
Староверское рассеяние выделяет свои этапы: наступление сил антихристовых - одоление ими мира - уход от антихристова царства (исход) - поиск Земли Обетованной (исход). Староверская "пустынь" выступает вариантом понятия Земли Обетованной.
Небо и Рай - для истинного приверженца древнего благочестия - тоже Земля Обетованная, а потому и, соответственно, самосожжение, "бегунство" и "прыгунство" - также возможные формы Исхода.
В тему путешествия для старовера входит и путешествие к "пустыни".
Исторически и по результату мы различаем несколько форм старообрядческого "Исхода".
1. Собственный уход.
а) Выговское общежительство дает нам самый яркий пример подобной формы ухода из мира. Выговская пустынь, или пустынножительство - это уход от прежней жизни и жизнь общиной. Полное название монастыря "Всепречестная и богоспасаемая киновия"; это самый известный старообрядческий монастырь на реке Выг в Повенецком уезде Олонецкой губернии. Сюда, в глухие леса и болота, бежали, храня преданность "вере отцов и дедов", многие иноки из северных монастырей. Выговская пустынь очень скоро превратилась в "прибежище верных" в остальном враждебном мире, в духовный центр староверов-беспоповцев.
Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам. Исход 1,3.
...и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Исход 1, 14.
А вот как описывает старообрядческая рукопись положение староверов после раскола и отношение к ним господствующей церкви: (2)
"После собора 1666 г. начались расправы: "всех держащихся старины, не покорившихся предают анафеме" (л.5об.).(л.6):"И вот кровь полилась рекою, ревнители старины умерли на плахе, сгорели в срубах, изсчахли в заточениях, безпощадные пытки, безчисленные мучительные казни следуют длинным безпрерывным рядом, непокорников ссылали, заточали в тюрьмы, казематы и монастыри, жгли огнем накрепко, секли плетьми нещадно, рвали ноздри, вырывали языки, клещами ломали ребра, сажали на кол, четвертовали, выматывали жилы, кидали в деревянные клетки и завалив там соломой сожигали, голых обливали холодной водой и замораживали. После собора 1667 г. "велие гонение разогнало из Москвы староверов, зело мало в Москве осталося, да и то не своими домами жили". "Древнерусская православная церковь была прогнана в пустыню".
(л. 7 об.): "покидали свои дома и всю свою оседлость и бежали кто куда мог - в леса, в пустыни и даже за границу". Петровская двойная подать позволяла веровать и молиться по старым книгам, но требовала писаться раскольниками и носить на одежде позорный знак - три буквы: е, р, отъ - что означало: "еретик, раскольник, отступник."
Видный этнограф прошлого века Василий Андреевич Дашков, собиратель, исследователь, основатель и создатель Дашковского этнографического музея в доме Румянцева на Моховой, объездил весь север России и особенно тщательно изучил родную ему Олонецкую губернию. В "Описании Олонецкой губернии..." В.А. Дашков, хорошо знавший население Заонежья, делает, быть может, одно из самых важных для нас замечаний: "Раскольники рассеяны по всем уездам губернии" (3). Летом 1866 года всю дорогу от Петрозаводска на север проехал Е.В. Барсов, составивший описание своего путешествия "Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам". В его описании нам особенно интересно следующее наблюдение: "Повенец -миру конец", говорят местные жители. Летом через Повенец идут дальше на север только две дороги: одною проходят богомольцы со всей России в Соловецкий монастырь, другая ведет в Даниловское и Лексинское селения. Дорога эта некогда тоже служила путем для множества богомольцев-раскольников из губерний Олонецкой и других, соседних и отдаленных. Она проложена с немалым трудом через непроходимые дебри, по горам и окраинам обрывов, но содержится так хорошо, что от Повенца до самого Данилова (72 версты) можно проехать в тарантасе" (4).
б) Другой формой старообрядческого ухода от властей оказалось "бегунство". Для бегунов основной причиной были не только гонения и преследования, но и поиски благодати: после прошедших в церкви реформ "Благодать ушла на небо".
"Бегуны" или странники - небрачные беспоповцы -выделились из филипповского согласия по принципу категорического неприятия мира, где спасение уже невозможно. Они прервали всякую связь с гражданским обществом: не записывались, не платили податей, не имели недвижимого имущества, паспорта, постоянного места жительства.
Рукопись, найденная нами в Пермской области, продолжает описание этой формы "исхода" от мира:
(л. 8): "Другие же, более строгие ревнители древняго благочестия, отрицательно отнеслись к Петровскому указу и решились продолжать скитальческий нелегальный образ жизни. "Бежали в непроходимые леса". "Таких то скитальцов и хранящихся от людей в лесах и темных подпольях начали называть странниками".
(л. 10): "Строгие держатели древняго християнского благочестия никогда не нарушали правых верований. Они жертвовали всем своим материальным состоянием, своей свободой и даже жизнью, но веру свою хранили". Бегуны или скитальцы сами себя называют "странники". "Вера странников ... связывает свою историю с древними еще до Петровскими, крыющимися в поморских пустынях, называемыми раскольниками, <...> с теми остальцами древняго православия, которые не были записаны ни в какие ревизии" (5).
в) "История староверия" донесла до наших дней существование уникальной формы семейного исхода. Семья Лыковых каждый раз уходила все дальше - от грешного мира, чтобы не соединяться с миром и не впасть в царство Антихриста.
Впервые геологи обнаружили семью Лыковых в 1978 г. в Хакассии, в верховьях реки Абакан. В семье было шестеро: родители, два сына и две дочери. Родители отца семьи, Карпа Осиповича, пришли с Тюмени, они принадлежали к староверам часовенного согласия. В 1923 г. Лыковы ушли с Абакана дальше в горы, вместе с несколькими семьями. В 1937 г. Карп Лыков с женой и детьми ушел из общины, поселился отдельно в глухом месте, но жили не таясь. Осенью 1945 г. они спешно перебрались в другое место, и здесь уже жили тайно, в полной изоляции от мира, проявив замечательное мужество и способность к выживанию в суровых условиях. В голодный 1961 г. умерла мать Акулина Карповна. Через 20 лет - в 1981 г. в течение трех месяцев один за другим ушли из жизни оба сына и старшая дочь Наталья. Через несколько лет умер отец, и в живых осталась одна Агафья, которая снова ушла дальше, куда добраться трудно было даже геологам на вертолете. Семейная жизнь ее не сложилась из-за сложности подобрать себе единоверца; в монастырь уйти Агафья не захотела из-за расхождений в вере с инокинями.
Лыковы не потеряли счет времени, совершали домашнее богослужение, они сохранили запасные Святые Дары, дети были грамотны благодаря матери. Вся семья тщательно избегала мирщения - не употребляли в пищу недозволенных вещей и продуктов, не общались с мирскими в пище и питии.
2. Основной формой исхода староверов в России стала "выгонка".
На Ветку, в слободу около Гомеля, за литовской границей, бежали староверы из Стародубья, когда царевна Софья и патриарх Иоаким стали применять против них вооруженную силу. Из разных мест России на Ветку устремился большой поток гонимых за веру. Старообрядцы образовали 14 больших слобод. Здесь сосредоточились поповцы и освятили церковь Покрова на древнем антимисе (6).
В 1715 г. Питирим предлагал царю Петру истребить Ветку: "Велия будет в том польза, понеже бежать будет некуда". Петр не решился на военные действия. А спустя двадцать лет, в 1735 г., пять армейских полков окружили Ветковские слободы и увели в Россию 14000 человек. Это была первая "выгонка" Ветки. Священноинок Иов был сослан в Иверский монастырь и там скончался. Погибли многие древние иконы и уникальное собрание книг Лаврентьевского монастыря. Однако старообрядцы вновь заселили Ветку, открыли новый большой храм и Покровский монастырь, где было до 1200 иноков.
Вторая "выгонка" Ветки была при Екатерине II в 1764 г., когда на поселение в Сибирь были угнаны 20000 жителей. А перенесенная по бревнышку ветковская Покровская церковь вновь была отстроена в Стародубье.
3. Утопический исход староверов состоял в поисках легендарной страны - Беловодья, где сохранилось "древнее благочестие". Китеж-град был таким же идеалом.
В 1978 г. во время археографической экспедиции в с. Июльское Пермской области была обнаружена авторская старообрядческая рукопись - "Путешественник", замечательный образец описания поисков Беловодья, идеальной страны, где сохранилась древняя вера. Сам автор рукописи - инок Марк из Топозерской обители рассказывает, как он с двумя иноками ходил в восточные страны искать "древняго благочестия" и "православнаго священства". Ходил "с великимъ нашимъ любопытствомъ и стараниемъ". После долгой дороги, подробно описанной, они приходят в "апоньское государство", где множество островов, что невозможно и исчислить. Там-то и обретаются древние патриархи, митрополиты и епископы, и управляют всем народом духовные власти.
Эта рукопись настолько интересна еще и в лингвисти-ческом отношении, что достойна полного воспроизведения (7).
Путешественник
Рукопись Верхокамского собрания МГУ, № 1298. XIX в. Л.л. 1-5 об. Верхняя Язьва Красновишерского района Пермской обл. Автор - инок Марк (8).
Путишественикъ дествительнымъ самовидцем инокомъ Марком. Топозерской обители, бывшимъ в опонъскомъ государстве, его самой путишественникъ, маршлутъ сиречь путишественикъ от Москвы на Казань, от Казани на Екатенбург, и на Тюмень, на Барнаулъ, на деревню на Избенскъ, въ верхъ по реке Катуле, на Краснокурскъ на деревню Оустюбу; и во оной спросить странно (1л. об.) приимца Петра и Кирила, около ихъ пещеръ множество тайныхъ; и мало подале от нихъ, снеговыя горы распространяются, на триста верстъ, снегь никогда на онныхъ горахъ не таетъ, за оными горами деревня Оуммойска, в ней часовня, а при оной часовне инокъ схимникъ Иосифъ, от нихъ есть проходъ китайскимъ государствомъ, сорокъ четыре дни ходу; чрез Ку (2 л.) бань реку, и потомъ во апонское государство, тамъ жители имеютъ пребывание, въ пределахъ окияна моря, называемое Беловодие, там жители. на островахъ седми десяти , некоторые из нихъ, острововъ и на пять сотъ. верстъ расстояниемъ, а малыхъ острововъ, и исцислить невозможно, и между сими островами имеются великія горы; а о тамошнем же пребывание, (2л. об.) оного народа извещаю хрстоподражателемъ, древняго блгочестiя, стыя соборныя и апстольскiя цркви, со истіною заверяю, понеже я, самъ тамо былъ, со двема инокома, недостойный старецъ Марко, въ восточныхъ странахъ, с великимъ нашимъ любопытствомъ и стараниемъ, искали древняго блгочестiя православнаго сщенства, которое весма нужно, (Зл.) ко спасенію, с помощию Бжіею. обрели. ясирскаго языка. сто семьдесятъ церквей.
- Имеютъ патриарха православнаго антиохийскаго постановления, и четыре митрополита; а російскихъ до сорока црквей, тоже имеютъ митрополита. и епскопа асирскаго постановления от гонения римских еретиковъ много народу уклонились. в те самые восточныя страны, а росияне вовремя изменения благочестия уклонились из Соловецкой обители и из прочих мест много народу отправилось кораблями Ледовитым морем и сухопутнымъ путемъ. Благодать наполняет сие место, а кто имеет сомнение, оставляю Бога свидетеля нашего. имать приноситися до втораго пришествия Христова. Бог же наш на небеси и на земли вся елика восхоте сотвори изыди на взыскание мое. и да введи мя в пажить твою. В том месте приходящих из Росiи принимают первым чином, крестят совершенно в три погружения, желающих тамо пребывать до конца своей жизни. Бывшия со мною два инока остались тамо водворятися: приняли святое крещение и глаголютъ вы осквернились въ великихх и разныхъ ересяхъ. антихристовыхъ. (4 л.об.) писано есть изыдите. от среды нечестивыхъ, не прикасайтеся имъ, змия гонящаго за женою, невозможно ему постигнути, скрывшаяся ему жена в разселины земныя. в тамошнемъ месте татьбы и воровства и прочихъ противныхъ закону не бываетъ, и светскаго суда не имеютъ; управляютъ народъ всехъ людей дховныя власти; тамо древа (5 л.) равны, с высочайшими горами, во время зимы мразы бываютъ необычны, с разсединами земными, и громъ съ землятрясеннемъ немалымъ бываютъ; и всякiя земныя плоды весма бываютъ изобильны, родится виноградъ и сорочинское пшено; а в швецком путишественике пишетъ что у нихъ, злата и сребра и каменiя драгаго, а оныя апонцы в землю (5 л. об.) свою никого не въпускаютъ, и войны ни с кемъ не имеютъ, отдаленная ихъ страна...
Комментарии к тексту, по очевидности, могут быть весьма пространны - от "сорока дней проходу" (сорок лет Исхода!) до "сорочинского пшена".
Одна из разновидностей утопического старообрядческого исхода - уход на небо. "Прыгуны" по своей вере и обрядам относятся к другому согласию, но идея утопического исхода у них та же самая.
Сохранился замечательный рассказ Н. Я. Мандельштам в ее книге "Воспоминания" о том, как О.Э. Мандельштам, находясь в ссылке в Воронеже, записывал "названия улиц [села Никольского], уже переименованных, но хранившихся в памяти жителей <...> Записные книжки с дневниковыми записями О.М. погибли при втором аресте, а я забыла старорусские слова, которые с такой легкостью произносили жители Никольского. Были они прыгунами и сочиняли духовные стихи про свои неудачные полеты на небо. Незадолго до нашего приезда в селе разыгралась драма: они назначили день полета и, твердо поверив, что наутро их уже не будет на этой земле, роздали все свое имущество соседям, лишенным крыльев. Очнувшись после радения, они бросились отнимать свои вчерашние дары, и разгорелся страшный бой. Самые свежие стихи, раздобытые нами, повествовали о том, как прыгун прощается со своим любимым ульем прежде, чем подарить его. О.М. запомнил эти стихи с голоса и не раз читал наизусть: не хотелось прыгуну улетать на небо, нравилось ему на земле, где ульи, дом, жена и дети..." (9).
У А.И. Солженицына в "Архипелаге" есть рассказ из нашей современности, как подобных прыгунов, одетых в белые одежды "для неба", - тоже утопическая идея Земли Обетованной - грузят на грузовики и увозят прямо в "рай" - в лагеря ГУЛАГА.
4. Особой формой исхода староверов стало самосож-жение, или гарь.
Это была мученическая смерть, на которую шли многие старообрядцы. Огонь считался очищением от всех грехов. И путь через огонь был прямым путем на небо. Староверы добровольно шли на эту смерть, чтобы "не впасть в руки антихристовы". В одной из пермских рукописей прошлого века описывается, как "вся деревня сгорела. Одна только девушка через окно в сарае с книгой в руках выбралась". О гари пишет в своем "Житии" и протопоп Аввакум. Причиной этой формы "исхода" было старообрядческое учение о свершившемся пришествии в мир Антихриста. "Исход" "истинно православных" - через смерть и покаяние.
Во многих книжных собраниях староверов и в соборных книжницах часто встречаются рукописные "Апокалипсисы" со специальными главами "О Антихристе" и "О приходе Антихриста, последняя година есть в сихъ летехъ". Обычно это много раз читанные рукописи, с подчеркиваниями и пометами на полях.
Многочисленны беззакония мои, Господи, многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих.
2 Паралипоменон 36, 3
Диалектные особенности в старообрядческом "исходе". По современному говору староверов можем определить -откуда они пришли, т.е. каково было начало "исхода". В некоторых случаях этот вопрос очень важен для истории заселения территорий, поскольку в таких случаях при доказательстве исконности говора и его носителей на обследуемой территории, роль диалектного анализа возрастает до первостепенности.
В музее Диаспоры в Тель-Авивском Университете музейная экспозиция построена как анфилада залов, в которые ведут разные ворота: Шарим Закхур - Врата Памяти, Врата борьбы, Врата Восхождения и Врата жизни - с надписыо: "Не умру, потому что буду жить" - Lo amut ki ahja - I will not die - эти надписи светящимися буквами, чередуясь, по-английски и на иврите, кружатся, образуя на полу светлый круг, внутрь которого можно вступить, но почему-то боязно.
Первый день Хануки 5758 года.
Лeто от сотворения мира - 7505-е.
Примечания
1 Русские письменные и устные традиции и духовная культура (По материалам археографических экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). М., 1982.
2 Рукопись № 1974 (2400-16-85), Колва, дер. Нюзим Пермской обл. Отдел рукописей МГУ, Верхокамское собр.
3 Дашков В.А. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1842. С. 87.
4 Барсов Е.В. Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам // Памятная книжка Олонецкой губернии за 1867 г. Петрозаводск, 1867. С. 30, 31.
5 Рукопись № 1974 Верхокамского собр МГУ. Л. 10.
6 Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 62.
7 Рукопись Верхокамского собрания МГУ, № 1298. XIX в. Л.л. 1-5 об. Верхняя Язьва Красновишерского района Пермской обл. Автор - инок Марк.
8 Правила передачи текста.
Текст разбит на слова. Не воспроизводятся буквы "омега" и "отъ", "укъ" и "і" десятиричное. Сохранено написание буквы "ять" и буквы "юс малый" (она должна читаться как "я" или как "а" после шипящих и буквы "ч"). Пунктуация сохранена. Не воспроизводятся знаки ударения и придыхания, имеющиеся во многих словах.
9 Мандельштам Н.Я. Воспоминания. М., 1989. С. 133-134.
Из сб. статей "ОТ БЫТИЯ К ИСХОДУ. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре", Москва, 1998
Опубликовано Порталом-Credo.Ru Content-Disposition: form-data; name="sort"
34
|