Расколом была произведена та роковая трещина, куда стала потом садить дубина Петра, измолачивая наши нравы и уставы без разбору. С тех пор долго, устойчиво исконный русский характер сохранялся в обособленной среде старообрядцев - и их вы не упрекнете ни в распущенности, ни в разврате, ни в лени, ни в неумении вести промышленное, земледельческое или купеческое дело, ни в неграмотности, ни, тем более, равнодушии к духовным вопросам.
Александр Солженицын
Старая вера
Старообрядцы, староверы – люди старой веры, сохраняющие в своем тающем кругу основы давно утраченного большинством народа образа жизни, основы веры и обрядов Древней Руси, существовавшей до никонианской реформы, до всех бурь, последовавших за ней, и до неузнаваемости изменивших облик России. Эту веру, свое исконное православие они хранят до сих пор, хранят, как могут, вопреки трехсотлетним гонениям и давлению мирской жизни. Их жизнь сокрыта от нас, хотя мы соседи. Однако это их предки сжигали себя на кострах, прятались по лесам, выносили тяготы, чтобы сохранить свою веру в неприкосновенности. Саратовская область до революции была одним из центров старообрядчества России, как купеческого, гремевшего по всей России, так и монастырского, духовного, - в Хвалынском районе, Пугачевском на Иргизе. Это уже история, к сожалению, превратившаяся в руины или сравнявшаяся с землей. Что же представляет собой саратовское старообрядчество сейчас, и есть ли оно вообще? Кто они - современные потомки протопопа Аввакума?
***
Община поморской старообрядческой церкви имеет небольшую часовню на старообрядческом кладбище за автовокзалом. Большинство саратовцев даже и не подозревают о существовании и кладбища, и часовни, где поморцы проводят сегодня свои службы. Когда за спиной остается вокзал, город с его суетой, как минимум испытываешь шок и удивление, когда вдруг узнаешь, что здесь, совсем рядом, существует другой мир, старообрядческий.
На пороге часовни очень пожилая женщина в платке, в блузке с длинным рукавом, длинной юбке, за порог храма пускать меня явно не намерена. Читаю табличку, в которой расписана необходимая форма одежды.
Появляется наставник поморской общины в Саратове Владимир Колюк, который встречает меня словами: «Ой! Куда ж тебя такую девать!». Понимаю, что мои привычные джинсы и футболка - полнейший прокол.
Воскресенье. Рано утром начинается служба, которая идет от трех до пяти часов. В новообрядческую, или никонианскую, церковь, как говорят о русской православной церкви старообрядцы, всегда можно зайти, поставить свечку, постоять 10 минут и удалиться по своим делам, что, собственно, и делает большинство считающих себя православными, но невоцерковленных людей. Здесь это невозможно. Если тяжело отстоять всю службу, можно прийти попозже, но, чтобы принимать участие в общей молитве, обязательно нужно получить благословение наставника. Свечи могут ставить только служащие, прихожанин сам - не вправе.
На службе, в основном, пожилые женщины, как правило, - в темной одежде и темных платках. Это принципиально отличается от формы одежды, принятой у других старообрядцев (поповцев), - светлые платки, даже белые, белые блузки и длинные синие или розовые, но тоже светлые сарафаны. Такие различия в одежде у поповцев и беспоповцев имеют достаточно глубокие причины, связанные с разным мироощущением.
СПРАВКА. Беспоповцы – одно из двух основных направлений в старообрядчестве. Когда священники дораскольного поставления за древностью лет все умерли, произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленных священников, получили название беспоповцев. Беспоповцы из церковных таинств сохранили лишь крещение и исповедь (а для брачных беспоповцев и венчание). Совершает их наставник – мирянин, избранный на служение в данной местности.
Под влиянием страшных гонений они постепенно перестали ждать появления истинного старого священства, в их среде все больше распространялось убеждение, что наступило время последнее, что в господствующей церкви и повсюду в миру воцарился антихрист (в духовном, «притчевом» смысле). До революции согласий и толков беспоповцев было множество, от гонений они и до революции страдали больше всего, но только революция подрубила их под корень.
Стоять несколько часов на службе достаточно тяжело, в том числе и этим объясняют здесь малочисленность молодых прихожан. Рядом со мной появляется улыбающееся лицо, и я слышу заботливый голос:
- Дочка, если стоять тяжело, разуйся, я тебе подножничек дам.
Сначала не совсем понимаю, о чем идет речь, но, оглядевшись по сторонам, вижу, что некоторые женщины разуваются, чтобы было легче, и стоят на специальных маленьких ковриках.
Со всеми премудростями и особенностями жизни старообрядцев знакомлюсь уже после службы, слушая рассказы прихожанок и их наставника.
Анастасия Ивановна делится, как научилась искусству старообрядческого пения.
- Пришли сюда, поначалу просто стояли, а потом на клирос нас взяли. Если можешь петь, пой, хочешь читать - читай. А никаких школ специальных мы не кончали.
Наставник Владимир рассказывает о воскресной школе, где он обучает искусству крюкового пения.
СПРАВКА. Крюки (знамена, отсюда еще одно название - знаменное пение) – древние нотные знаки, ведущие свое происхождение из ранневизантийской традиции. Вышли из употребления в РПЦ в XVII-XVIII веках. Знаменное пение сегодня считается живой певческой традицией старообрядцев, звучащим памятником, единственным источником, сохранившим этот древнейший тип распева.
- Воскресная школа – достаточно условное название, потому что самой младшей моей ученице 67 лет, – говорит Владимир.
- А как выбираете учениц? – мой вопрос вызывает шумный смех.
- А вот вы хотите и приходите, - говорит Анастасия Ивановна. - Владимир и вас будет учить петь.
- Само по себе у нас все вышло. Нас же немного, хорошо мы вовремя спохватились и начали учиться, а то бы сейчас и петь было некому, - говорит Владимир.
Да, - подхватывает Анастасия Анатольевна, - прочитать-то мы прочитаем, а вот гласы запеть могут у нас только Анастасия Ивановна и Пелагея Парамоновна.
Нынешний наставник поморской общины в мирской жизни когда-то мечтал о карьере музыканта. Саратовской общине с ним повезло. В большинстве поморских общин наставницами сегодня вынуждены быть женщины по той причине, что мужчин в общинах практически не остается.
Все сидящие вокруг женщины сами из старообрядческих семей.
- Мы еще когда в школу ходили, пели стихи духовные до начала службы. Настолько трогающие, до слез - «Райская птичка», «Умоляла мать родная». Так с детства и были приобщены к этой вере. Пост обязательно нас заставляли соблюдать. На праздники или с субботы на воскресенье мы в клуб, на танцы или в кино не ходили, не пускали нас. Потом был период, мы немного отошли от этого, учились, замуж повыходили, от родителей уехали. Я в Кузнецке жила. Но все равно молилась, хоть я и одна там была, до работы (а я учителем начальных классов была) молилась часа два обязательно. А в какой-то момент душа начала звать опять, понимаете. Это просто непостижимо, но жить без этого стало невозможно. И я с Урала сюда приехала, потому что там не было церкви старообрядцев. Сестры на Пасху меня привели. Было очень много народу, плечом к плечу стояли, молиться тяжело было.
- В каком году приехали?
- В 98-м, и с тех пор все время сюда хожу.
-Да, было время, - вспоминает Владимир, - люди на улице стояли. Сегодня нас все меньше становится.
- Детей и не заставишь прийти, – подхватывает Анастасия Ивановна. - Тяжело стоять. Внук у меня, 18 лет, пришел пару раз, и все, ноги болят, тяжело стоять. У меня четверо внуков, все этой веры, но я одна хожу.
- Мы не ежедневно служим, у нас небольшая община, рассказывает Владимир. - Если в новообрядческой церкви собираются минут на сорок или час утром и вечером, то у нас правило - сокращать службу нельзя. А если собираться ежедневно на 3-5 часов - то это уже монастырский устав. Поэтому служим воскресную службу и накануне в субботу. А ежедневно только в первую неделю Великого поста и в Пасхальную неделю.
Узнаю о символике старообрядческих четок. Собственно, в первый мой приход в старообрядческий храм в глаза бросились прежде всего четки и так называемые подручники. Четки принципиально отличаются от тех, похожих на мусульманские, что имеют распространение в никонианской церкви, когда «бусины» нанизаны на нить. Старообрядческие четки – это кожаная тесьма шириной примерно около 1 см, к которой прикреплены «бобочки». В месте соединения два сшитых треугольника, как бы наложенных друг на друга, отчего образуются четыре угла.
- Треугольную форму не надо объяснять - это Троица. Вот эти четыре уголочка означают четырех евангелистов, обшивочка по треугольникам - евангельское учение, внутри там зашиты так называемые семь церковных таинств, «бобочки» или берестяные колечки. Начинается лестовка (т.е. лестница) с пустого места - это земля, с другой стороны - пусто место – небо. Двенадцать «бобочков» – апостолы, ходившие по земле, потом 38 – количество недель, что носила во чреве Христа Мария, 33 – время земной жизни Христа, и наконец 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. Всего 100. Такие четки упоминаются еще Василием Великим в начале IV века. И количеством лестовок измеряется, например, епитимья или наказание. Вот тебе 10 лестовок, например.
А для земных поклонов, которые сохранились в старообрядчестве, есть специальные подручники. Подручник представляет собою особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом. Определенный рисунок, по которому сшиваются лоскуты, символизирует девять ангельских чинов. Одна сторона грязная, кладется на пол (если до пола кланяться тяжело, то кладут на скамеечку), а на другую чистую сторону кладут руки, чтобы не пачкать пальцы, которые слагают для знамения.
Новообрядческая же церковь вместе с отменой земных поклонов при патриархе Никоне потребность в подручниках утратила.
Приносят мне оценить и восковые свечи, которые делают сами, парафиновые здесь не допускаются. Свечи пахнут медом, этот же медовый запах распространяется и во время горения, наполняя храм особым ароматом.
СПРАВКА. Поморское согласие (современное название - Древлеправославная поморская церковь) - на сегодняшний день одно из самых многочисленных (если так можно выразиться) обществ беспоповцев. Свое родословие они ведут от отцов Соловецкого монастыря и Выговского общежительства (известнейший старообрядческий монастырь, духовный и хозяйственный центр беспоповцев).
Другое из сохранившихся беспоповских согласий - спасовцы (или «нетовцы») – не перекрещивающие беспоповцы, у которых нет таинств, нет священства, нет храмов. Спастись у них можно только через молитву Спасову (Исусову) и через покаяние Богу наедине. До революции их было от 1 до 2 миллионов, в основном в Поволжье. Сейчас почти не осталось, но в Саратове есть.
Община спасовцев в Саратове совсем небольшая и более закрытая, чем община поморцев. В основном это пожилые женщины. Поморцы и спасовцы, дабы выжить и сохраниться, предпринимали даже попытку объединиться, но в итоге, так как поморцы поставили условие, что спасовцы должны заново у них перекреститься, объединение так и не состоялось.
***
Церковь старообрядцев белокриницкой иерархии, наверное, более всего известна среди саратовцев, потому что расположена в центре города, на улице Комсомольской. Утренняя служба. Подхожу за час до конца службы – в храме малолюдно. Большинство, пожилые женщины. Но есть и молодежь, и дети. У священника иерея Вадима десять детей. Все они до самого маленького двухлетнего с матушкой Зиновией на службе. И неважно, что соска во рту, стоять приходится несколько часов наряду со всеми. Хочется походить, но матушка молча уверенной рукой возвращает на место. Старшие помогают отцу, поют, участвуют в общей молитве.
После отец Вадим рассказывает, как оказался в Саратове. Митрополит направил по просьбе прихода служить сюда два года назад. У старообрядцев система выборная, священников сами прихожане избирают.
- Сначала провел несколько служб в Саратове, люди смотрели – устраивает их такой священник или нет. Еще при Иване Грозном на соборе установлено, что люди должны сами себе священника избирать, вот с тех пор у нас эта традиция и существует. У нас это соборность называется.
Отец Вадим рассказывает, как живет сегодня община:
- Убывает число коренных старообрядцев, все больше приходящих со стороны. Я и сам не из старообрядческой семьи. Пятнадцать лет назад из новообрядческой церкви перешел. Вера – это сознательный выбор человека. Рождение в старообрядческой семье не дает гарантии, что человек эту веру усвоит как свою жизненную потребность. Пришедший со стороны делает сознательный выбор, и поэтому среди таких даже больше активных членов церкви.
Из других старообрядческих согласий к нам переходят. Беспоповцы понимают, что без священства нет спасения, таинства совершать некому. Христос говорит, кто не ест Мою плоть, не ест Мою кровь, в том нет жизни вечной. Причащаться надо, а у беспоповцев нет причастия. Вот на службе – видела? - двое мужчин бородатых стояли, раньше они ходили к спасовцам.
Спрашиваю, чем, на его взгляд, обусловлен такой выбор людей?
- Поиском Истины. В Писании сказано, что премудрость Божия сама обходит землю и ищет, кому открыться. И когда человек способен воспринять Бога, Бог ему открывается. Крещений у нас немного, мы же не крестим всех подряд. Человек проходит оглашение сначала, мы читаем молитву, и он считается вступившим на христианский путь. Но если он от грехов не освободился: в невенчанном браке живет, курит, пьянствует, мужчина бороду бреет, то он у нас в оглашенных годами может быть. А кто уже делами своими показывает, что встал на путь, тот постится 40 дней, молится, и затем крестим.
В разговор вступает матушка Зиновия:
- Но не все могут перебороть себя, кто-то курить не может бросить, а это же грех.
Интересуюсь бытом.
- Патриархальность сохраняется, особенно в деревнях, в городских условиях это сложнее, - говорит отец Вадим. Средневековый, можно сказать, подход к жизни. Сейчас принято культивировать толерантность, нет белого и черного, а есть много переходных тонов. Для средневекового мышления такое не характерно. Никакой середины - либо это добро, либо зло. Нравственные ориентиры более четкие, и мы пытаемся это сохранить. Не всегда удается. В христианстве никогда не было, что можно чуть-чуть согрешить, любой грех – это нарушение воли Божией. Телевизор мы не смотрим, музыку светскую не слушаем. Театр, кино - эти увеселения тоже считаются грехом в старообрядчестве, пустое времяпровождение, самоуслаждение, а это неправильно. Хотя люди послабее духом грешат.
- А какой же образ жизни правильный?
- С утра первым делом молитва, а потом уже можно делами заниматься, работой. Но и ее надо с молитвой делать. Когда человек физической работой занят, можно постоянно Исусову молитву творить. Чтение Святого писания, жития и творений святых тоже необходимо. Не всегда это получается, но без этого человек расслабляется духовно и может с колеи сойти.
- А детей вы как воспитываете?
- Личный пример - самое главное воспитание.
Говоря о более суровом быте, отец Вадим отнюдь не идеализирует старообрядчество.
- Для многих людей религиозная принадлежность - это момент самоидентификации, а не веры. Человеку хочется считать себя принадлежащим какой-то общности, и он говорит: я православный, хотя в церковь не ходит. И старообрядцы такие же встречаются.
Особая проблема у старообрядцев – создание семьи. Потому что браки с иноверцами не приветствуются, а найти жениха или невесту в общине довольно сложно. Чтобы решить проблему поиска спутника, под Москвой проводят специальные молодежные съезды, чтобы молодые люди могли знакомиться. По словам матушки Зиновии, из браков, где один из супругов иноверец, как правило, крепких семей, к сожалению, не получается, и чаще брак распадается. В Костроме даже создавали сайт старообрядческих знакомств.
Каждое венчание здесь событие, которое случается еще реже, чем крещение. За последние два года было пять венчаний.
- В никонианской церкви, если суд развел, то легко можно получить и церковный развод, – разъясняет все премудрости старообрядческой семейной жизни отец Вадим. - А Христос говорит: «Что Бог сочетал, человек не разлучает».
У нас разбирают, есть ли причины для развода, и если причин нет, то супруги должны терпеть и жить вместе. Не слушаются, значит, грех на них ложится.
- А что же может стать причиной развода?
- Самая главная причина - прелюбодеяние. Если муж соблудит раз-другой, то жена не имеет права его выгнать, положено, чтобы она его простила. Если он вторую семью завел, тогда развод дается. А жена, даже если один раз согрешила, – это может быть причиной развода. Василий Великий пишет, что такие правила взяты из народных обычаев того времени. Причем виноватая сторона не может сочетаться браком второй раз.
С Русской Православной Церковью у старообрядцев - отношений практически никаких.
- Она все равно что государственная структура стала. Покупаем утварь у них, когда какую нужно, и все. Крещение должно производиться троекратным погружением в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, и написано, что, если кто покрестит не так, человек остается некрещеным, и если человека покрестили не должным образом, священник должен лишаться сана. А в никонианской церкви санэпидстанция в хрущевские времена запретила погружать в купели под тем предлогом, что так инфекция передается, и церковь пошла на это. Но окропление священными правилами не допускается. Само слово крещение – по-гречески значит погружение.
Объясняет отец Вадим и смысл земных поклонов, которые совершаются во время службы старообрядцами и которых нет с момента раскола в новообрядческой церкви.
- Когда прощение читают, тогда до земли наклоняются, священник кланяется людям, люди - священнику. У никониан давно этого уже нет, ни поп не просит прощения у прихожан, ни прихожане у него не просят, а во время литургии это обязательно. Если кто обиду имеет, надо чтобы все простилось, потому что нельзя человеку присутствовать на литургии, а тем более священнику служить, если обиды сохраняются. В Великий пост все поклоны в церкви земные. А есть служба, Марьино стояние, раз в году бывает, там за службу примерно 800 земных поклонов.
Матушка Зиновия добавляет:
- Если кто покланяется, то за весь год, считается, прощаются грехи, поэтому в этот день все приходят.
- Технического прогресса, - продолжает отец Вадим, - старообрядчество никогда не боялось, а было время - стояло во главе этого прогресса… Очень многие промышленники до революции были старообрядцы. Мы не боимся прогресса, развития науки, а боимся греха. У меня мобильный телефон есть, компьютер, в чем не видим греха, тем пользуемся.
Есть у Белокриницкого согласия свои монастыри. Все они женские. Не так давно целый никонианский Белопесоцкий монастырь в Подмосковье во главе с настоятельницей перешел в старообрядчество. Мужского монастыря настоящего пока нет, только скит, где пока живут два человека. Отец Вадим видит причину в том, что женщины более склонны к вере:
- Апостолы разбежались, а мироносицы остались, когда Христа распяли. И в советское время мужчины партийные были, боялись, а жены в церковь ходили, детей потихоньку носили крестить.
Церковь на Комсомольской в 1841 году построил купец Горин. Как и известный дом из красного кирпича на углу Московской и Комсомольской. Церковь построили рядом во дворе. Поскольку при Николае I старообрядцам запрещено было возводить храмы, строилась она как простой дом без купола. Говорят, что был подземный ход, чтобы можно было убежать, если нагрянет полиция. После 1905 года, когда был подписан указ о веротерпимости, старообрядцам разрешили иметь храмы с куполами, с колокольным звоном, и тогда дом перестроили, и он обрел церковный вид. Поэтому храм является своеобразным архитектурным памятником эпохи гонений на старообрядческую церковь. Построена она была до разделения на белокриницких и беглопоповцев и после принадлежала Древлеправославной церкви. Последние советские годы там располагался архив, который сгорел, и здание пустовало, захламлялось, пока его не отдали верующим.
Численность прихожан в церкви уменьшается, еще 10 лет назад людей было больше в несколько раз. Поколение тех, чье детство в старообрядческих семьях прошло до революции, уходит. Их дети уже не получили такого воспитания, и большинство из них отпали от церкви. Только теперь приходит поколение их внуков.
СПРАВКА. С самого начала раскола старообрядцы были озабочены поисками епископов, готовых вернуться к правоверию (поскольку только они могут рукополагать священников), однако ряд попыток, предпринятых в XVIII в., не увенчался успехом. Несмотря на репрессии, старообрядцам длительное время удавалось присоединять и церкви священников и диаконов новообрядческой церкви, но в 1822 году это было запрещено правительством Александра I. В 1830-1840 гг. Николаем I были дополнительно приняты строгие меры к уничтожению старообрядчества. В первую очередь они были направлены против бегствующего священства и вызвали его окончательное оскудение.
Старообрядцам-поповцам грозило окончательное превращение в беспоповцев после смерти их последнего попа. Посланцы старообрядцев искали за границей епископа, который был бы крещен в три погружения, имел бы преемственную хиротонию и незапятнанную репутацию. Поиски их увенчались успехом: в Константинополе (в греческой церкви тоже не «обливали», а трижды погружали при крещении) познакомились с босно-сараевским митрополитом Амвросием, лишенным кафедры не за канонические вины, а под давлением турецких властей. Митрополит согласился присоединиться к древлеправославию и прибыл в Австрию. В Белокриницком монастыре (на территории Австрийской империи, сейчас – Украины) состоялся собор, на котором было принято решение о присоединении его к старообрядческой церкви. Так, собственно, и было положено начало крупнейшему старообрядческому согласию – Белокриницкому. Это историческое название постепенно выходит из употребления после принятия на священном соборе 1988 г. официального наименования Русская православная Старообрядческая церковь.
***
Собирая материал о саратовском старообрядчестве, я встретилась с доцентом Саратовской консерватории Ириной Полозовой. Ее, как историка музыки, интересовало старообрядческое пение, и она с экспедициями объехала всю область. Заинтересовал ее рассказ о Древлеправославной церкви в Вольске, о воскресной школе, о детском лагере, который организовали для детей отец Александр и матушка Наталья.
СПРАВКА. Древлеправославная церковь – еще одно старообрядческое согласие - официальное название потомков так называемых беглопоповцев, поповцев «без попов», периодически принимавших их из господствующей церкви, но постепенно утративших всех своих священников, однако не принявших в 1846 г. белокриницкую иерархию. В Вольске и Нижнем Новгороде на рубеже ХХ века прошло несколько Соборов этого согласия, не решивших проблемы. Наконец 4 ноября 1923 г. они создали-таки свою иерархию, приняв обновленческого архиепископа Николу Позднеева. Присоединение прошло по второму чину в Саратове в храме святого Дмитрия Солунского, который сейчас находится в ведении Белокриницкой общины г. Саратова (ул. Комсомольская, 44).
Небольшую церковь в Вольске возвели сравнительно недавно, в 1995 году, на месте разрушенного храма, который стоял с 1860 года и построен был на месте молельного дома. О внушительных размерах храма напоминает оставшийся фундамент, протянувшийся через весь двор, где помимо церкви стоит еще дом священника, в котором расположилась и воскресная школа. Уникальность вновь построенной церкви в том, что возводили ее из кирпича того самого разрушенного храма (который отмывали верующие старушки).
Храм - в конце типично патриархальной улочки, которая, начавшись каменными домами, среди которых попадаются и двухэтажные, сужается, упираясь в гору, и заканчивается уже деревянными домиками. Переулок, где стоит храм, называется Легкий, по названию колодца, что во дворе храма, который щедро делится водой начиная с XIX века.
Во дворе с прошлого года установлен крест для поклонения. В одном из сел Вольского района был храм Древлеправославной церкви, крест на нем расстреливали в гражданскую войну, от чего он весь в отверстиях от пуль. Саму церковь разрушили в 70-х годах, и крест одна бабушка сохраняла до последнего времени у себя дома. У многих храмовых икон тоже имеются свои уникальные истории, одна икона мироточила, сейчас остались своеобразные подтеки.
Община относится к числу растущих и прибавляющих в численности. По выходным детишки здесь собираются на занятия в воскресной школе, учатся читать на старославянском языке, обучаются крюковому пению. А два последних года летом работал для детей христианский лагерь «Иргиз».
- Мы несколько раз пытались создавать воскресную школу, но долго не получалось. Дети постепенно переставали ходить, – рассказывает матушка Наталья. - А потом свои дети подросли, стали больше общаться, и другие смотрят, как они умеют петь, им тоже хочется научиться. Сейчас человек восемь детей всегда собирается.
Матушка Наталья показывает небольшие классы, где собираются дети.
- Вот у нас сарафаны специально сшиты. Старую традициию пытаемся восстановить, молимся в сарафанах. Сначала непривычно было, а прошлое воскресенье девочка Настя из Балакова приезжает, говорит: «Матушка, даже не представляю, и как мы раньше без сарафанов молились».
Здесь свой подход к детям.
- Мы даем им участвовать в богослужении, - рассказывает отец Александр, - если ребенку просто сказать: стой и молись, для него это, конечно, сложно. А участвовать в богослужении - им интересно. Одному говоришь - выучи молитву «Царь мой небесный». А другой выучит «Пресвятая Троица» или «Отче Наш». Кому-то скажешь: говори «Господи, помилуй!» 12 раз, и так они участвуют в общем богослужении. Легче дети приобщаются через пение, для них это, наверное, самый «мягкий» путь к Богу. Видят, как другие поют, и им хочется научиться. Я сам, когда пою, то слезы катятся от умиления.
Старообрядческое пение во время службы – это вообще отдельная тема. Как говорит отец Михаил - это пение особое, звучащее более глубоко.
Детский христианский лагерь «Иргиз» работал в 2005 и 2006 гг. Этим летом будет работать в Малиновом скиту Нижегородской области. Если первый год детишек было восемь, то затем уже почти сорок. Всех желающих стало не вместить. Лагерь - это послушание, поездки по святым местам, купание в Волге, игры, вечером у костра разговор с батюшкой.
Детишки были из Казахстана, Москвы, Курска, Самары. В лагере могут быть не только древлеправославные старообрядцы, но все, кто готов принять условия пребывания здесь - смирение, небольшие утренняя и вечерняя молитвы в церкви, молитвы перед обедом и после, беседы со священником.
Лагерь не только для тех, кто в церкви, - рассказывает отец Михаил, - для них он нужен только для отдыха, но цель его другая - вытащить детей с улицы, пусть даже одного. Некоторые ратуют, что строго все должно быть – молитвы, молитвы, молитвы, но детский лагерь - это отдых. Если ребенка заставлять и тащить за волосы в церковь, он туда не пойдет. Наша задача сделать так, чтобы он сам захотел потом прийти в храм.
Отец Михаил, который в Вольске в гостях, а служит сам в Казахстане, рассказывает запомнившийся всем случай.
- Мальчик в 2005 году отдыхал, из числа тех детей, что растут на улице. В Балакове нет нашей церкви, а сюда он приезжает редко. Очень живой ребенок, и до конца смены он не пробыл, устали мы терпеть его шалости, отправили домой. А в прошлом году вдруг говорит неожиданно: я снова поеду. Мы были в Балакове и пообещали за ним заехать, но не получилось. Мы думаем, ну сейчас обрадуется, на улицу побежит. А мама звонит, говорит: не знаю, что делать - он рыдает сидит. Ну, говорим, сажайте тогда его в автобус, а мы здесь встретим. И он за два дня до начала приехал и до конца смены был.
У Древлеправославной церкви с 1989 года есть свое духовное училище, которое готовит священников. Приход Древлеправославной церкви есть и в Саратове, на службу на дому собираются человек по 30.
В Саратове у старообрядцев было пять храмов, вернули им после ельцинского указа только один, тот, что расположен на ул. Комсомольской. Многочисленные попытки вернуть другие храмовые здания успехом не увенчались. Но существование вопреки стало для старообрядчества нормой. Мы можем называть себя православными и иногда забегать в храм поставить свечку, у старообрядцев все же вера в большей степени диктует и образ жизни.
В разговоре с Ириной Полозовой я спросила, а что ее больше всего удивило в непосредственном общении со старообрядцами.
- В них есть какая-то чистота, наивность. Я разговаривала с пожилой женщиной, которая, так как мужчин нет в общине, живет в молельном доме, его охраняет. И она говорит: «А я рада, что здесь свой век доживаю, хоть все грехи отмолю». Я спрашиваю ее - а какие же грехи? Она мне отвечает: «Да я в молодости уж больно танцевать любила».
Поразительно, что их старообрядческий мир существует как будто параллельно нашему, он практически не включен в некий социокультурный жизненный процесс, в которым сегодня пребывает современная Россия. Старообрядцы обижаются, что их называют по-прежнему сектантами и кулугурами (кулугур – «строгий монах»). Богатейшая часть русской культуры после раскола, несмотря на прошедшие века и лояльное отношение к старообрядцам, так и остается изолированной.
По нашей информации, именно описанные выше четыре согласия имеют общины в г. Саратове и области. Все они держатся достаточно обособленно, каждое согласие считает именно себя по-настоящему верным традициям старого православия и не всегда очень дружелюбно настроено по отношению к старообрядцам других согласий. Каждое несет свою веру чуть-чуть по-своему, но всегда ревностно и искренне. Никакой хитрости - да и какая выгода быть старовером? И раньше. И сейчас. И всегда.
Боже, как могли мы истоптать лучшую часть своего племени? Как могли разваливать их часовенки, а сами спокойно молиться и быть в ладу с Господом? Урезать им языки и уши! И не признать своей вины до сих пор? А не кажется вам, <...> что пока не выпросим у староверов прощения и не соединимся все снова - ой, не будет России добра?..
Александр Солженицын
Юлия Семенова
Общественное мнение, № 6 (93), июнь 2007г.
|