Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Апр-19, 23:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Староверы о себе [31]
Взгляд со стороны [47]

Главная » Статьи » Староверы сегодня » Взгляд со стороны

Пастернак А. Казанские впечатления

В августе этого года мы  - третий курс Центра изучения религий РГГУ, отправились на летнюю религиоведче­скую практику в Казань. Це­лью поездки стало знакомст­во с различными религиоз­ными течениями, представ­ленными в этом древнем го­роде. В течение двух недель наша группа посещала раз­ные религиозные общины, пытаясь обнаружить особен­ности мировоззрения казан­ских жителей. Мы были при­ятно удивлены открытостью, гостеприимством и терпи­мым отношением друг к дру­гу людей, которые встреча­лись на нашем пути.

Но особенно тронула мое сердце встреча со старовера­ми. Нам посчастливилось поговорить с представителя­ми трех различных согласий. С настоятелем храма во имя Казанской Иконы Божьей Матери, протоиереем Генна­дием Четверговым (РПСЦ), наставником общины казан­ских федосеевцев, или старопоморцев, Александром Ев­геньевичем Хрычевым. И, на­конец, с несколькими бабу­шками - представитель­ницами Спасовского согла­сия Большого начала.

В среду, 9 августа, проде­лав большой путь под про­ливным дождем, мы оказа­лись у ворот храма РПСЦ.

После службы нам удалось поговорить с настоятелем - отцом Геннадием. Он поведал нам о приходской жизни, о неистребимом духе  старой веры, об исключительном тру­долюбии старообрядцев. Мы ушли в темноту, пораженные добротой и искренним служением отца Геннадия.

Казань является традици­онным центром федосеевского согласия, известного особой строгостью своих обычаев, которая стала при­чиной отделения казанских федосеевцев от федосеевцев московских. Об интересней­шей истории казанских фе­досеевцев нам поведал пред­седатель PC ДКЦ Ипатий Иванович Матюшенко, встретив нас неподалеку от железнодорожного вокзала, где расположена принадлежащая федосеевцам издревле Прилуцкая молельня. Нас поразил тот факт, что несмотря на решение городских властей, находящееся там спортивное общество "Локомотив" отказывается передать здание верующим. Пока община собирается в частном доме. Была очень заметна забота наставника - Александра Евгеньевича о благоустройстве моленной. Он совершенно очаровал нас открытостью и готовностью поделиться красотой своей веры. Нам продемонстрировали образец одежды молящихся женщин - одна прихожанка сшила фигурку, одетую в черное платье и платок, символизирующие печаль "Церкви-вдовы", лишенной священства. Александр Евгеньевич также объяснил нам символику лестовки.

Специально для нас Александр Евгеньевич спел отрывки из богослужебных песнопений, чтобы мы имели возможность услышать, как поют "по крюкам". Потом он познакомил нас с духовными стихами, которые поются обычно староверами в свободное время. Он пригласил нас на моление в день Преображения Господня - 19 августа.

В последний день нашего пребывания в Казани мы, проснувшись ни свет ни заря и поскромнее одевшись, пришли и встали в уголке моленной. Прихожане отнеслись к нам очень добро желательно. После моления состоялось освящение плодов и меда. Александр Евгеньевич подарил нам банку меда и большой пакет яблок, которыми мы питались в поезде по дороге в Москву.

Александр Евгеньевич был столь любезен, что дал нам телефон "спасовских бабушек", которые намеревались собраться на моление в квартире одной из них - Клавдии Сергеевны. Их было немного - всего пятеро, остальные настолько немощны, что не выходят из дома.

Спасовцы Большого начала сохранили традицию пения во время богослужения, в отличие от спасовцев Малого начала, у которых осталось только чтение. Поют они по гласам, потому что крюков никто уже не помнит.

Они поведали нам о судьбе согласия в советские времена, о спасовских общинах других  городов. С большой печалью говорили они нам о будущем своего согласия, от которого отпадает молодежь: "так как вера наша очень строгая, и никто в нее не идет".

И теперь, вдали от Казани, мы продолжаем восхищаться цельностью староверов и их бескомпромиссной верностью избранному несколько столетий назад пути.

Ася Пастернак, студентка Центра изучения религий РГГУ

"Старообрядецъ", 2006, № 37

  

Категория: Взгляд со стороны | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-05)
Просмотров: 1140

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz