В августе этого года мы - третий курс Центра изучения религий РГГУ, отправились на летнюю религиоведческую практику в Казань. Целью поездки стало знакомство с различными религиозными течениями, представленными в этом древнем городе. В течение двух недель наша группа посещала разные религиозные общины, пытаясь обнаружить особенности мировоззрения казанских жителей. Мы были приятно удивлены открытостью, гостеприимством и терпимым отношением друг к другу людей, которые встречались на нашем пути.
Но особенно тронула мое сердце встреча со староверами. Нам посчастливилось поговорить с представителями трех различных согласий. С настоятелем храма во имя Казанской Иконы Божьей Матери, протоиереем Геннадием Четверговым (РПСЦ), наставником общины казанских федосеевцев, или старопоморцев, Александром Евгеньевичем Хрычевым. И, наконец, с несколькими бабушками - представительницами Спасовского согласия Большого начала.
В среду, 9 августа, проделав большой путь под проливным дождем, мы оказались у ворот храма РПСЦ.
После службы нам удалось поговорить с настоятелем - отцом Геннадием. Он поведал нам о приходской жизни, о неистребимом духе старой веры, об исключительном трудолюбии старообрядцев. Мы ушли в темноту, пораженные добротой и искренним служением отца Геннадия.
Казань является традиционным центром федосеевского согласия, известного особой строгостью своих обычаев, которая стала причиной отделения казанских федосеевцев от федосеевцев московских. Об интереснейшей истории казанских федосеевцев нам поведал председатель PC ДКЦ Ипатий Иванович Матюшенко, встретив нас неподалеку от железнодорожного вокзала, где расположена принадлежащая федосеевцам издревле Прилуцкая молельня. Нас поразил тот факт, что несмотря на решение городских властей, находящееся там спортивное общество "Локомотив" отказывается передать здание верующим. Пока община собирается в частном доме. Была очень заметна забота наставника - Александра Евгеньевича о благоустройстве моленной. Он совершенно очаровал нас открытостью и готовностью поделиться красотой своей веры. Нам продемонстрировали образец одежды молящихся женщин - одна прихожанка сшила фигурку, одетую в черное платье и платок, символизирующие печаль "Церкви-вдовы", лишенной священства. Александр Евгеньевич также объяснил нам символику лестовки.
Специально для нас Александр Евгеньевич спел отрывки из богослужебных песнопений, чтобы мы имели возможность услышать, как поют "по крюкам". Потом он познакомил нас с духовными стихами, которые поются обычно староверами в свободное время. Он пригласил нас на моление в день Преображения Господня - 19 августа.
В последний день нашего пребывания в Казани мы, проснувшись ни свет ни заря и поскромнее одевшись, пришли и встали в уголке моленной. Прихожане отнеслись к нам очень добро желательно. После моления состоялось освящение плодов и меда. Александр Евгеньевич подарил нам банку меда и большой пакет яблок, которыми мы питались в поезде по дороге в Москву.
Александр Евгеньевич был столь любезен, что дал нам телефон "спасовских бабушек", которые намеревались собраться на моление в квартире одной из них - Клавдии Сергеевны. Их было немного - всего пятеро, остальные настолько немощны, что не выходят из дома.
Спасовцы Большого начала сохранили традицию пения во время богослужения, в отличие от спасовцев Малого начала, у которых осталось только чтение. Поют они по гласам, потому что крюков никто уже не помнит.
Они поведали нам о судьбе согласия в советские времена, о спасовских общинах других городов. С большой печалью говорили они нам о будущем своего согласия, от которого отпадает молодежь: "так как вера наша очень строгая, и никто в нее не идет".
И теперь, вдали от Казани, мы продолжаем восхищаться цельностью староверов и их бескомпромиссной верностью избранному несколько столетий назад пути.
Ася Пастернак, студентка Центра изучения религий РГГУ
"Старообрядецъ", 2006, № 37
|