Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Старообрядчество в Придунавье: Старая Некрасовка. Новая Некрасовка
В 1811-1812 гг. из-за Дуная, из селения Сарикей, по именному указу Александра І в Измаил переселились около 100 семей казаков-некрасовцев. Составляя особое сословие города, они обладали рядом льгот и свобод. Среди них особо выделялась свобода отправления обрядов по канонам старообрядческой церкви. Пользуясь этим, некрасовцы исхлопотали право образовать в восьми верстах к югу от Измаила монастырь.
 
Старая Некрасовка

Уже в 1812 году возникают Некрасовские хутора, а рядом - старообрядческая обитель Святого Николы. Оставаясь формально мещанами Измаила, на хутора переселились 62 семьи. Монастырь основали иноки известного центра "древлего благочестия" - Серковского монастыря (Север Бессарабии). Известно, что первым настоятелем придунайского монастыря был игумен Евфимий, получивший разрешение с помощью Главнокомандующего Дунайской армии, генерал-губернатора Молдавии и Валахии П.В.Чичагова.

К 1818 году на Некрасовской Балке (в документах 1810-20 гг. синонимическое название - Монастырская, в последующем - с. Ст. Некрасовка) была возведена и освящена старообрядческая церковь во имя Св. Николы. Она представляла собой двухэтажный храм (первый этаж с трех сторон каменный, а четвертая стена и второй этаж - деревянные). В монастыре находилось шесть келий, в которых проживали

22 монаха и 14 послушников. Игуменом являлся о. Маркиан. Монастырь владел 240 десятинами пахотной земли.

Некрасовский монастырь поддерживал связи с монастырями Серкова, Мануиловки, Славы (Слава Руса), Белой Криницы, о чём свидетельствует ряд выявленных документов. В 1821 году "в липованский при Измаиле монастырь" ("в Тучковский липованский") переселились иеромонах Геннадий, монахи Фотий, Феодорит, Макиян, Нифант, Мамант, Аретаул, Власий, Серпион и послушники Яков, Афанасий, Лука Дьяков, Феодор, Макар из Мануиловки, "дьячок" Николай Альберский из Галаца и двое "австрийскоподданых" монахов - Асон и Сафроний.

Когда в 1828 году власти учинили проверку, то выяснилось, что из 21 монаха в наличии оказалось лишь 13. Остальные пребывали в Москве, Санкт-Петербурге, Куренёвке, за Дунаем. Опасаясь такой "подрывной" деятельности, монастырь был закрыт в мае 1829 года: "состоящий при Дунае в 8-ми верстах от г.Тучкова старообрядческий монастырь упразднен по Высочайшему повелению, по случаю навлечённого бывшем в оном монахами на себя подозрении в отношении с турками и укрывательстве беглецов из-за Дуная и прочем".

После закрытия обители жители Некрасовки просили отдать им церковное имущество (иконы, книги, утварь) и предложили купить для своих нужд храм. Однако пока была получена эта просьба, монастырская церковь была продана на публичных торгах. Им это не разрешили, потому что "покупка церкви оставшейся от упраздненного Измаильского старообрядческого монастыря и переноса оной в упомянутую слободу заключает в себе разрешение о заведении в той слободе Молитвенного старообрядческого дома".

Тогда некрасовцы с помощью С.А.Тучкова получили разрешение у М.С.Воронцова перевезти на казенный счет церковь из-за Дуная, из с. Сарыкей. Это осуществили новые переселенцы из-за Дуная, которые перешли на левый берег в 1830 году. Однако эту церковь позволили установить в Измаиле. В результате новых переселенцев вырастает община Некрасовки (с 1830-х появляется уточнение "Старая"). Сюда переселилось ещё 30 семей. Остальные 200 семей нашли себе пристанище в Кугурлуе (Новая Некрасовка), Муравлёвке, Килии, Жебриянах и Тучкове (Измаиле).

Старообрядцы Старой и Новой Некрасовки продолжали добиваться строительства церквей у себя. Об этом идёт речь, например, в прошении 1837 года "измаильских мещан Старо и Ново Некрасовского сословия, поверенных Панфила Нестерова и Осипа Гончарова о дозволении им беспрепятственного отправления богослужений по правилам старообрядческой секты иметь своих священников. Их вверители в 1828 году во время Турецкой кампании в Бабадагской области лично предстали пред Государем Императором ... им разрешили деревянную, а затем и каменную церкви, (было) дозволено иметь священников и церковнослужителей по правилам Московского Рогожского кладбища независимо от Православного Епархиального Начальства".
В 1838 г., когда количество переселенцев в Измаиле увеличилось и одна церковь не могла вместить всех прихожан, старообрядцы Старой Некрасовки добились права выстроить церковь в честь Святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова. При ней имелось 5 колоколов общим весом не больше 30 пудов. Колокольню удалось построить лишь в 1860 гг., когда село вместе с Южной Бессарабией опять отошло к Турции. В России старообрядцам не разрешалось строить колокольни, и особо запрещался им церковный благовест.

Этот один из старейших старообрядческих храмов в Придунавье просуществовал более 100 лет. Его неоднократно обновляли и ремонтировали. В 1931 году жители Старой Некрасовки решили расширить храм. Чтобы не прерывать богослужений, фундамент и стены новой церкви строили по внешнему периметру старых, отступив на некоторое расстояние. А когда новые стены и перекрытие завершили, то старые вынесли. Колокольня же осталась прежней, и её достроили уже в 1997-1998 годах. Тогда же возле старого храма были возведены зимний и келии.

Сегодня, кроме старообрядцев (1,5 тысячи), в селе проживают также представители других конфессий (общее население села - немногим менее 2 тысяч жителей).

Новая Некрасовка

Село основано переселенцами-некрасовцами из-за Дуная в 1830-1831 году под именем Кугурлуй. Имея статус "новонекрасовского общества" (около 200 семей), старообрядцы пользовались существенными льготами и преимуществами. В 1832-1833 гг. в селе появляются мещане-старообрядцы из г. Шура-Коциевская Подольской губернии (из-за притеснений в земельных наделах, установления непосильных налогов и повинностей, которые им доводилось терпеть со стороны графа Потоцкого и других помещиков). Старожилы села и сейчас помнят о разделении села на две группы: "некрасовцы" и "польшаки".
 
Некрасовцы - это первые поселенцы села, которые пользовались правами и привилегиями, предоставленными измаильским старообрядцам императорским указом 1811 г. В частности, они все имели наделы земли. Польшаки - это переселенцы из Шуры-Коциевской, которые не успели на раздел земли, поэтому вынуждены были брать землю у некрасовцев в аренду или поступали к ним на работу.

В 60-е гг. ХІХ в. была сооружена церковь Введения в Храм Пресвятой Богородицы, а в 1867 г. был освящён алтарь при архиепископе Аркадии Васлуйском. В 1898 г. церковь в результате ремонта была самовольно увеличена. Колокольню построили в 1920 годы, а в 1995 - поставили новый фундамент и бетонные стены. Рядом с селом в 1863 - 1946 гг. располагался Архангельский мужской монастырь.

http://izmail.es/article/9297/

 
Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2011-Ноя-15)
Просмотров: 2689

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz