C давних пор в городе существуют старообрядческие общины, возможно, со дня основания Балты.
Начавшись еще в конце XVII столетия, переселение преследуемых властями государства старообрядцев на новые земли продолжалось и в XVIII-м. На территории Османской империи, затем Речи Посполитой, у новых поселенцев была свобода вероисповедания и благоприятные экономические условия. Особенно много старообрядческих поселений возникло на территории Подолии.
Как считается, основателями балтского старообрядчества являются выходцы из черниговских старообрядческих слобод. Традиционно старообрядцы селились в районе, получившем прозвание Русская слобода. Здесь возникли три огромные русские улицы. Что происходило с общиной в XVIII веке, точно не известно. Первые более-менее достоверные данные относятся к рубежу XVIII-XIX вв.
В 1835 году, по официальным данным, проживало 680 чел. старообрядцев, в 1857 г - 1235, в 1864 г.- 1696, в 1900 г. - 1470, в 1913 г.- 3494 человека. Резкий рост численности в 1913 году, когда гонения уже прекратились, объясняется тем, что реальная цифра ранее не отражалась в документах.
С учреждением в Белой Кринице старообрядческой иерархии, в Балте как активном старообрядческом центре, создается одноименная епархия. Первым балтским епископом стал житель города, купец Василий Емельянович Рымарев, в иночестве Варлаам. Епархия включала в себя приходы всего Юго-Западного края, Херсонской и части Бесарабской губерний. Официальной резиденций епископа стал знаменитый Куреневский Никольский монастырь (ныне возрождается). После смерти епископа, похороненного в Балте на старообрядческом кладбище, в Балте номинально действуют два епископа, т.к. община временно раскололась на две части: принимащих Окружное послание и неприемлющих оного (калантаевцы, по фамилии московского полковника Калантаева).
Еще в начале ХХ века в городе действовало несколько старообрядческих храмов, была небольшая община беспоповцев.
С момента утверждения Советской власти гонения возобновляются. К началу Великой Отечественной войны в итоге численность старообрядцев сократилась более, чем в 5 раз. Разрушен традиционный уклад общин.
С 1949 действующим в Балте оставался лишь Успенский храм, который в 2005 году был отреставрирован по благословению высокопреосвященнейшего митрополита Алимпия. Работы в храме проходили под руководством иерея Андрея Кольцова.
В 2000 г., после более чем 20-летнего перерыва община обрела постоянного священника иерея Андрея Кольцова, который положил немало трудов в процессе строительства нового Введенского храма и реставрации ветхого Успенского.
А в сентябре 2001 года прошло освящение новой церкви во имя Введения Пресвятой Боrородицы. Храм строился на средства общины и благотворителей около пяти лет, неподалеку от бывшей старообрядческой церкви - Введенской (закрыта в 1949 году), возвращения которой пока так и не удалось добиться, но, с Божьей помощью, это благоугодное дело продвигается.
Храм расписан Борисом Анисимовичем Кольцовым, председателем общины. Значительные объемы строительных работ выполнены им лично. В целом, строительство выполнялось под совместным руководством его сына Андрея Кольцова (ныне иерей Андрей) и самого Бориса Кольцова.
Освящение храма и первую Литургию проводил предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Митрополит Алимпий (Гусев). Сослужили ему епископ Киевский и всея Украины Савватий (Козко), благочинный Измаильского округа протоиерей Илия Косырев, настоятель Покровского кафедрального собора Москвы протоиерей Леонид Гусев, настоятель вновь построенного храма священник Андрей Кольцов и ряд других клириков Киевской епархии РПСЦ, при стечении гостей со всего мира.
Начиная с 2005 года, богослужения проходят попеременно в двух храмах- Введенском, что располагается на ул.Калинина (Средняя Русская улица), и в отреставрированом Успенском храме - на ул.Шонина (Нижняя Русская улица). Статья подготовлена Екатериной Косановской (Балта) с использованием материалов сайта http://baltatown.narod.ru/rel/starover.htm
|