Меню сайта |
|
|
Категории каталога |
|
|
|
В разделе материалов: 40 Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 |
Именно в истории Выговской старообрядческой пустыни мы находим первый опыт активного участия старообрядцев в торговой деятельности и прежде всего в торговле хлебом. |
Исследовано отношение к взиманию процента в хозяйственной этике старообрядчества. Рассмотрено противоречие между осуждением ссудного процента в православной святоотеческой традиции и хозяйственной практикой купцов и попечителей старообрядческих общин. |
Со времени основания Петербурга на Охте и в Рыбацком в качестве мастеровых и ремесленников селится много старообрядцев. Петербургская губерния находилась в окружении Новгородской, Псковской и Олонецкой губерний, где сильны были беспоповцы. Достаточно вспомнить, что киновиархи Выговской обители - духовного и хозяйственного центра поморцев - наладили устойчивую связь с новой столицей уже во времена Северной войны, снабжая Петербург старопечатными книгами и торгуя хлебом. |
Документальный фильм "Капиталы старообрядцев" из цикла "Русское экономическое чудо" |
В гильдейском списке солецких купцов, датированном 1844 годом, во 2-ю гильдию записаны Михаил, Иван, Тимофей и Федор Ванюковы. В Сольцах на тот год проживало уже 230 купеческих и 1720 мещанских семейств. Ванюковы имели по 6000 рублей капитала и вели свои дела, но вели их по-разному, так как удача в торговом занятии улыбается не каждому брату. |
По свидетельству архивных источников начала прошлого века, все городские однофамильцы Носова происходят от одного прародителя - Гаврилы Носова. Дальнейшее разветвление идет от его сыновей - Павла, Петра, Степана и Михаила. |
Бугровы - самая именитая фамилия из дореволюционных купцов-предпринимателей Нижнего Новгорода. Они памятны не столько своим богатством, сколько щедрой, до сих пор никем непревзойденной благотворительностью. А вот откуда у Бугровых, вышедших из самых распробедных крестьян Заволжья, взялись большие деньги — это для нижегородцев всегда оставалось загадкой, порождавшей множество легенд и досужих домыслов.
|
Так Горький величаво именовал выдающегося нижегородского купца -предпринимателя Николая Александровича Бугрова. И не в насмешку, хотя Алексей Максимович, как известно, буржуазию не жаловал, а от восхищения колоритностью этой личности. Такая высокая оценка проистекала из происхождения рода Бугровых и уникальных личных качеств Николая Александровича. |
Бугровы - самая именитая купеческая фамилия Нижнего Новгорода. Старожилы единодушно утверждают, что Бугровы "разбогатели через соль". И это наглядно подтверждает жизненный путь основателя Бугровской фирмы Петра Егоровича (1785-1859 гг.). |
Дмитрий Васильевич Сироткин в начале XX века являлся безусловным лидером нижегородского купечества - как по формальным признакам (поскольку занимал должности городского головы, председателя Съезда судовладельцев Волжского бассейна, председателя Нижегородского биржевого комитета), так и по своей неуемной общественно-политической и деловой активности. |
Расположенные в сравнительной близости друг от друга сёла Рожки и Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии всегда отличались предприимчивостью своих жителей-старообрядцев. Именно здесь успешнее, чем где бы то ни было, развивалось промышленное садоводство (не случайно образовавшийся позднее в Старой Тушке колхоз был назван именем И.В.Мичурина), внедрялись передовые методы ведения сельского хозяйства. Памятными страницами культурной и экономической истории края первой трети XX в. останутся деятельность тушкинской старообрядческой типографии и чугунолитейного завода в Рожках. |
В 2006 году исполняется 105 лет со дня кончины Козьмы Терентьевича Солдатенкова– замечательного российского предпринимателя, прогрессивного книгоиздателя, мецената-благотворителя и старообрядческого деятеля, родившегося 22 (10 по старому стилю) октября 1818 г. |
Когда именно поселились старообрядцы в г. Бердичеве достоверных сведений не имеется, но с уверенностью можно сказать, что концентрации старообрядческого населения в этом городе способствовали известные бердичевские ярмарки. |
Старообрядческая благотворительность должна рассматриваться в контексте представлений старообрядческого мира о границах власти над капиталом и необходимости выполнения христианских заповедей о милостыне, призрении неимущих, но также и необходимости проповеди истинной веры по Христовой заповеди: идите и научите все народы. Огромные пожертвования московского и нижегородского старообрядчества в конце XIX—начале XX вв. хорошо известны, однако не следует забывать, что благотворительные заведения старообрядцы основывали по всей России, как в крупных, так и в очень незначительных городах. Важной чертой таких благотворительных заведений следует признать хорошо налаженное дело общественного призрения и полную их независимость от официальных властей. |
Традиционная культура староверов в немалой степени была основана на концепции богоугодного труда и почитания грамотности и старой книги как источника преемственной передачи истин древнего благочестия. Поэтому староверие создало не только свою предпринимательскую этику, но свою образовательную систему, как необходимую и обязательную часть старообрядческого быта. |
Последним в истории традиционного старообрядческого крестьянства стал XX век. Время с 1905 по 1917 год называют «золотым веком» старообрядчества. По «Указу об укреплении начал веротерпимости-, изданному в 1905 году, староверы получили довольно много экономических и политических свобод, чем мгновенно воспользовались. |
Такую очень лестную характеристику для представителей московского торгово-промышленного мира современник недаром дал Ивану Кондратьевичу Полякову (1834-1923). К началу XX в. этот человек был уже широко известен в деловых кругах первопрестольной: выборный Московского Биржевого общества (1885— 1918), коммерции советник, потомственный почётный гражданин, удачливый предприниматель: с 1882 г. один из директоров правления "Товарищества мануфактур Викула Морозова с-ей" в с. Никольском и Саввинской мануфактуры, входил в Совет Волжско-Камского банка, а также — в Особый комитет по тарифным делам при Московской бирже. Кроме того, на 1916 г. он являлся товарищем председателя Российского Взаимного страхового союза, был членом Совета Московского отделения торговли и мануфактур, членом одного из комитетов Московской конторы Госбанка, а также попечителем Торговой школы купеческих приказчиков. Одновременно - видным деятелем старообрядчества — товарищем председателя совета 2-й московской общины поморского брачного согласия. |
Сегодня исследователи пытаются уточнить масштабы экономического могущества старообрядчества. Некоторые полагают, что староверы владели 60% или даже 75% капиталов дореволюционной России. Другие избегают конкретных цифр, но подтверждают, что старообрядческое предпринимательство в начале XX в. «стало вершителем судеб многих наиболее современных и технологичных отраслей русской промышленности». |
Особая роль регулятора в функционировании ссудного и сбытового механизма отводилась общинам крупных торгово-промышленных центров, становившихся ядрами национальных макроструктур, объединяющим звеном которых была Макарьевская ярмарка, названная в честь монастыря Макария Желтоводского и выросшая из окрестных старообрядческих сел Лысково, Павлове, Семеновское и др. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
Старообрядческие согласия |
|
|
Статистика |
|
|
|