Весьма характерно, что большая часть российских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей, тогда как в Европейских государствах - из дворян. Самыми выдающимися стали такие русские предприниматели, как Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Грачевы, Шорыгины, Бардыгины, Разореновы, Зимины, Коншины, Балины, Горбуновы, Скворцовы, Миндовские, Дербеневы, Локаловы, Дордоновы, Сеньковы, Ключниковы, Елагины, Заглодины и многие другие. За каждым из них - организация огромных производств, снабжавших своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.
(Историческая справка).
Семеновский район - интересный край, своеобразный по своей природе, по облику селений. Но, главное, потому, что является родиной многих отраслей народного искусства.
В дореволюционной России Семенов был центром ложкарного производства и всемирно известной Хохломской росписи. Кто бы ни писал о прошлом Семеновского уезда, все единодушны в своих впечатлениях от этого загадочного уголка Российской империи, как о символе провинциальной глуши. Но, вместе с тем, здесь бурлила своя, особенная, и в то же время привычная для каждого россиянина жизнь.
Ну а еще Семеновский уезд (знаменитый Керженский край) являл собой центр старообрядчества Нижегородской губернии. И здесь находятся истоки целой плеяды купцов, предпринимателей. Наиболее знаменитыми из них были Бугровы из деревни Попово и Носовы из Павлова.
По свидетельству архивных источников начала прошлого века, все городские однофамильцы Носова происходят от одного прародителя - Гаврилы Носова. Дальнейшее разветвление идет от его сыновей - Павла, Петра, Степана и Михаила.
Павел Гаврилович с женой Авдотьей Митрофановной воспитали девять детей - семь сыновей и две дочери. Несмотря на многодетную семью, Павел Гаврилович был, как говорили в старину, человеком самостоятельным. В 1858 году он принадлежал к третьей гильдии купеческой. И занимался ложкарным делом.
Его сын, Афанасий, отделился от отца и приобрел усадебное место недалеко от родительского дома на Кладбищенской улице. И уже в 1874 году он имел уже двухэтажный дом, оцененный в 1000 рублей и капитал в 15000 рублей. Как и отец, Афанасий Павлович занимался ложкарным промыслом и числился купцом второй гильдии.
По сложившейся традиции, в базарный день - среду - везли крестьяне свой товар в село Хохлому на продажу. Но не успевали полностью реализовать свой товар в один день. Поэтому на следующий день, что не удавалось продать в Хохломе, везли в Семенов. И этот обычно тихий городок в четверг неузнаваемо преображался. Базарная площадь превращалась в торговый центр с рядами выстроившихся возов.
Значительное место здесь занимали ложкари. 15 семеновских скупщиков закупали продукцию у 9 тысяч кустарей, еженедельно приобретая по 50000 ложек. А в июле везли свой товар в Нижний, на ярмарку.
Афанасий Носов имел на ярмарке 3 лавки, записанные в Адрес-календаре под номерами 109, 111, 113. Располагались эти лавки на самом бойком месте ярмарки - на С.-Петербургской улице, где были представлены в большинстве своем произведения кустарей Нижегородской губернии.
Для ложкарного товара ярмарка имела действительно громадное значение, являясь основным местом сбыта. Сюда свозилась продукция на сумму до 200 тысяч рублей. После реализации товара, семеновские ложки развозились по всей европейской части России, а через Варшаву - даже за границу.
В1906 году Афанасий приехал на Нижегородскую ярмарку уже вместе с сыном - Ферапонтом.
Афанасий Носов был глубоко верующим человеком. Являясь доверенным лицом старообрядцев, в 1896 году он добился разрешения открыть в доме мещанки Агафьи Михайловны Рыбиной молельную для раскольников беглопоповского толка, проживающих в самом Семенове и некоторых окрестных деревнях и селах.
В 1911 году, при финансовой поддержке Афанасия Павловича Носова было начато строительство кирпичной Никольской церкви, ныне вновь действующей. Завершить же строительство ему не удалось. 5 апреля 1912 года он скончался. Тело его было погребено в боковой стене храма, в устроенном там склепе.
Жена Афанасия Павловича - Анастасия Константиновна - после смерти мужа оставила все мирское, уехав в Шарпанский скит, где постриглась в инокини. Ее стали звать Алевтина.
Трагичной оказалась и судьба Никольской церкви. В 1927 году старообрядцам запретили звонить в колокола. В 1938 году был арестован священник церкви - отец Иоанн, а сам храм закрыли. Прах устроителя - купца Носова - был выброшен из склепа.
Только в 1989 ключи от церкви возвратили прихожанам.
Ирина Сахарова, студентка исторического факультета ННГУ.
С сайта История Нижнего Новгорода
|