Расположенные в сравнительной близости друг от друга сёла Рожки и Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии всегда отличались предприимчивостью своих жителей-старообрядцев. Именно здесь успешнее, чем где бы то ни было, развивалось промышленное садоводство (не случайно образовавшийся позднее в Старой Тушке колхоз был назван именем И.В.Мичурина), внедрялись передовые методы ведения сельского хозяйства. Памятными страницами культурной и экономической истории края первой трети XX в. останутся деятельность тушкинской старообрядческой типографии и чугунолитейного завода в Рожках.
Основателем первой явился уроженец д.Дергачи соседнего Уржумского уезда Л.А.Гребнсв (1862-1932) (1). Освоив типографское ремесло у своих единоверцев-федосеевцев в Москве, он сначала тайно печатал книги у себя на родине под маркой «типографии почаевской» и «типографии христиан соловецкого и старопоморского потомства» (2). Когда появилась возможность открыто вести «религиозно-нравственное просвещение ... молодёжи, которая сильно нуждается в религиозных книгах», он в 1908 г. открыл в с.Старая Тушка «типографию христиан древлеправослав-но-кафолического вероисповедания и благочестия» (3).Огромную помощь в её устройстве оказали жившие в Казани земляки Л.А.Гребнева братья В.Т. и Е.Т.Семеновы: «Василий занимался добыванием средств для типографии, которая существовала в значительной степени за счёт пожертвований старообрядцев. Евтихий активно помогал Гребневу в изготовлении орнаментики для изданий, занимаясь травлением на цинке, тогда как сам печатник резал клише на дереве и на меди» (4). Типография размещалась в двухэтажном деревянном доме. Л.А.Гребнев с семьёй жил наверху, где стояли и печатные станки. Нижний этаж был отведён под литейную мастерскую. На кирпичном складе хранились старинные книги и рукописи, часто служившие печатнику оригиналами. В типографских делах Гребневу помогали его сын Фома, брат жены М.Т.Черезов, племянники Г.М. и Н.М.Фукаловы, З.М.Черезов. По воспоминаниям последнего, для лучшего освещения рабочего помещения в вечернее время к потолку были подвешены стеклянные шары, заполненные водой: они хорошо отражали свет установленных поблизости керосиновых ламп (5).
Первым старотушинским изданием явилась азбука, вышедшая тиражом 4 тысячи экземпляров и предназначавшаяся для обучения детей церковнославянскому чтению и письму в организованной при молитвенном доме школе. Неоднократно печатались различные уставы, канонники, псалтыри, панихидники, часовники, листы «Целебника», карточки с изображением «райских» птиц Алконоста и Сирина, брошюры против карт и табака... Были и оригинальные издания, в числе которых «О степени отеческой московских, новгородских, псковских, поморских и вятских стран», «Беседы о таинстве брака» Т.С.Тулупова, «Путь, ведущий христианина к прощению» Г.Е.Фролова. Для Преображенской общины в Москве Л.А.Гребнев даже готовился напечатать объёмистые «Поморские ответы», однако не по его вине это намерение не осуществилось, как и попытка тиснения «Большого устава» (6).
Книги (самые ценные из них печатались на бумаге с водяными знаками XVIII в.) одевались в красивые кожаные и коленкоровые переплёты, украшались красочными заставками и рисунками, имели изящные застёжки, изготовленные в местной мастерской. Красивое оформление, чёткий шрифт, доступная цена делали гребневские издания «церковно-служебного и религиозно-нравственного направления» (7) популярными не только в Вятском крае, но и далеко за его пределами. Их можно было заказать по почте, купить в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода. До сей поры книги из Старой Тушки встречаются у старообрядцев Урала, Белоруссии и Прибалтики. В 1918 г. новой властью типография была закрыта. После конфискации печатных станков и шрифта, Л.А.Гребнев с сыном Фомой и несколькими помощниками отливал в своей мастерской медные иконы и кресты, а также колокольчики, втулки для тарантасных колёс, шестерни ручных дрелей (8). Эта нужная людям деятельность прекратилась с конфискацией в 1929 г. всей принадлежавшей вятскому подвижнику недвижимости.
Примерно в то же время был арестован другой предприниматель - А.Т.Сметанин (около 1864-1930), несправедливо обвинённый в финансовых злоупотреблениях на им же самим основанном в с.Рожках чугунолитейном заводе.
Выходец из семьи крестьян-старообрядцев, он после смерти отца, оставившего небольшой капитал и столярную мастерскую, «задумал организовать в Рожках производство простых, но крайне нужных в крестьянском деле сельскохозяйственных орудий: веялок, сеялок, конных молотилок, тяжёлых плугов». Но для этого нужны были знания, и А.Т.Сметанин, подобно Л.А.Гребневу, начал с того, что отправился осваивать новое для него дело в город. Таковым оказалась Уфа. Проработав здесь 12 лет на чугунолитейном заводе и овладев рядом необходимых специальностей, Авдей Терентьевич в 1900 г. вернулся в Рожки. Однако недостаток средств долго не позволял ему развернуть производство. Лишь когда в 1905 г. к делу подключился местный купец В.М.Платунов, «мастерская фактически стала заводом, который, кроме молотилок и чугунных приводов к ним, выпускал также веялки, сеялки и плуги. Было освоено производство нефтяных двигателей от 5 до 20 лошадиных сил собственной конструкции, которые нашли применение на паровых мельницах Малмыжского и соседнего с ним уездов» (9).
По воспоминаниям старожилов, для предприятия «металл и уголь привозили по р.Вятке. Станки приводил в движение локомобиль... Установили электрогенератор. Впервые в Рожках загорелись электролампочки» (10)
Большой вклад в это дело внёс одно время работавший на заводе уроженец с.Старая Тушка В.М.Черезов (1885-1938), сменивший затем поприще электротехника на борьбу с самодержавием (11).
В 1909 г. в четырёх цехах нового здания завода трудилось около 150 человек, которые переработали в общей сложности 17 пудов чугуна и железа. Заведение Сметанина-Платунова было «наиболее крупным промышленным предприятием подобного профиля (если не сказать единственным) не только в уезде, но и в губернии. Его деятельность способствовала тому, что в местных сёлах плуг и молотилка вытеснили соху и цеп. Повысилась культура земледелия. Продукция завода отличалась добротностью и надёжностью в работе и получила в своё время широкое поизнание» (12). Неслучайно молотилка с приводом удостоилась на промышленных и сельскохозяйственных выставках в Санкт-Петербурге, Казани и Омске бронзовой и серебряных медалей.
В годы первой мировой войны рожкинские рабочие в ущерб выпуску основной продукции вынуждены были производить артиллерийские снаряды и подковы для кавалерии.
В иных местах и землях организатора, подобного А.Т.Сметанину, еще при жизни увенчали бы всевозможными лаврами. У нас же он после перемены власти в стране в 1917 г. был сразу заключён в тюрьму, где и пробыл 3 месяца, пока ему не разрешили вернуться на остановившийся без хозяина национализированный завод: Красной Армии требовались конские подковы и втулки для колёс к тачанкам.
Удивительно, но вплоть до ареста А.Т.Сметанин являлся фактическим руководителем предприятия, преобразованного в 1925 г. в промартель «Двигатель». Он входил в состав правления, отвечал за решение технических задач, оставшись в памяти тех, кто его знал, человеком, начинавшим своё дело с продажи «последних юбок» из приданого супруги, дававшим вдовам «в долг на год молотилку, привод ли, жнейку, косилку» (13).
Но у представителей новой власти и завистников бывший хозяин был бельмом в глазу. Состряпать на него липовое дело труда не составило. Несмотря на заступничество земляков, собравшихся в феврале 1929 г. на заседание выездного суда в Рожках со всех окрестных селений, А.Т.Сметанину был вынесен приговор о лишении свободы сроком на 5 лет. А уже через несколько месяцев 3 года лагерей получили «за антисоветскую деятельность в форме агитации, направленной к срыву колхозного строительства в с.Рожки», работавшие на заводе брат предпринимателя Агафон и родственник Т.П.Сметанин (14). Авдей Терентьевич был отправлен на один из островов Соловецкого архипелага, где вполне мог оказаться и его компаньон В.М.Платунов, предусмотрительно уехавший с семьёй Казахстан. 7 декабря 1929 г. А.Т.Сметанин написал родным письмо с просьбой о присылке ему денег. Перевод был срочно послан, но вскоре вернулся. Самые худшие предположения подтвердило письмо дяди А.Т.Сметанина Федора Михайловича, сообщавшего 5 марта 1930 г. уже покинувшим Рожки родственникам: «Любезной наш неоценной бывшой наш кормилец АВДЕЙ ТЕРЕНТЬЕВИЧ ушёл от нас к своему отцу в гости, не увидим больше его кости. Перенести стало не под силу, сошёл в чужой земле в могилу. Вечная память, в(ечная) память, в(ечная) память! Царствия небесного дай ему, Господи. Каждой Божий день об нём плачем и рыдаем, молимся и милостиню подаём...» (орфография подлинника) (15).
В этом же письме сообщается об очередном аресте Л.А.Гребнева. Вынужденный после освобождения оставить Старую Тушку, он перебрался в другой крупный федосеевский центр - с.Русский Турек Уржумского района, но прожил там всего 2 месяца, после чего, по его словам, «в марте 1931 г. переехал в д.Б.Пальники Немского района, где жил у своего знакомого Бабкина Леонтия Филипповича. С октября 1931 г. стал служителем культа в поморской общине старообрядцев» (16).
«Народная» власть и в Пальниках не оставила в покое вятского самородка. Осуждённый вместе с Л.Ф.Бабкиным по пресловутой 58 статье за «контрреволюционную пропаганду и агитацию» на трёхгодичную ссылку, он по пути следования в Северный край умер в г.Котласе.
Такова судьба двух предпринимателей - выходцев из среды вятских крестьян, занимающих достойное место среди тех, «кто оставил след в истории края, его хозяйстве, промышленности, науке, образовании, культуре» (17).
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Подробнее о нём см.: Семибратов В.К. Подвижник вятских cтарообрядцев Л.А.Гребнев в контексте российской истории и культуры конца XIX - первой четверти XX в. // Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения: Материалы научной конференции.Пермь, 2001, с. 164-169.
2. Починская И.В. Из Из истории старообрядчества Вятского края: Фдосеевцы (вторая половина XVIII—начало XX вв.) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000.
3. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф.582. 139 Д-287. Л.З.
4 Починская И.В. Указ.соч. С.57.
5 Письмо З.М.Черезова из г.Кременчуг (Украина) от 6 мая 1982 г. //
Архив автора.
6 Подробнее см.: Мосип А.Г. Экспедиции уральских археографов на Вятку в 1986—1989 гг. // Уральский сборник: История. Культура.Религия. Вып.П. Екатеринбург, 1998. С. 175-176
7. ГАКО. Ф.582. Оп.139. Д.287. Л.З.
8. Письмо З.М.Черезова из г.Кременчуг (Украина) от 6 мая 1982 г.
9. Салматов Н.Я. Рожкинский чугунолитейный // Сельская правда (Малмыж). 1986. 15 июля.
10. . Семибратов В.К. Восстановить доброе имя // Наш вариант (Киров). 1992. 4 января.
11. О нём см.: Черезов Б.Г. Династия Черезовых // Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (к 450-летию преподобного Трифона, вятского чудотворца): Материалы международной научной конференции. Т.2. Киров,1996. С.424—427.
12. . Салматов Н.Я. Указ. соч.
13. Семибратов В.К. Клубок неведомой судьбы // Уральский следо пыт (Екатеринбург). 1998. №4—6. С. 162.
14. Архив Прокуратуры Кировской области. Д.96/789. Л. 161.
15. Семибратов В.К. Клубок неведомой судьбы. С. 164.
16. Уголовное дело на Л.А.Гребнева цит. по: Семибратов В.К. «Умер по пути в ссылку...» // Наш вариант. 1991. 5 октября.
17. Кокурина СП. Алфавит имён // Энциклопедия земли Вятской: откуда мы родом? Т.6.: Знатные люди. Киров, 1996. С.5; Биографические справки на Л.А.Гребнева и А.Т.Сметанина см.: СИЗ—114, 412
Семибратов Владимир Константинович - аспирант кафедры истории и краеведения Вятского государственного педагогического университета
Старообрядчество: история, культура, современность - М.: 2002
|