Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Май-28, 05:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Предпринимательство [17]
Благотворительность, меценатство [6]
Староверы-предприниматели [24]

Главная » Статьи » Предпринимательство, меценатство » Староверы-предприниматели

Семибратов В.К. Из вятских старообрядцев: предприниматели Л.А.Гребнев и А.Т.Сметанин

Расположенные в сравнительной близости друг от друга сёла Рожки и Старая Тушка Малмыжского уезда Вятской губернии всегда отличались предприимчивостью своих жителей-старооб­рядцев. Именно здесь успешнее, чем где бы то ни было, разви­валось промышленное садоводство (не случайно образовавшийся позднее в Старой Тушке колхоз был назван именем И.В.Мичури­на), внедрялись передовые методы ведения сельского хозяйства. Памятными страницами культурной и экономической истории края первой трети XX в. останутся деятельность тушкинской ста­рообрядческой типографии и чугунолитейного завода в Рожках.

Основателем первой явился уроженец д.Дергачи соседнего Уржумского уезда Л.А.Гребнсв (1862-1932) (1). Освоив типог­рафское ремесло у своих единоверцев-федосеевцев в Москве, он сначала тайно печатал книги у себя на родине под маркой «типог­рафии почаевской» и «типографии христиан соловецкого и старо­поморского потомства» (2). Когда появилась возможность открыто вести «религиозно-нравственное просвещение ... молодёжи, ко­торая сильно нуждается в религиозных книгах», он в 1908 г. от­крыл в с.Старая Тушка «типографию христиан древлеправослав-но-кафолического  вероисповедания и благочестия» (3).Огромную помощь в её устройстве оказали жившие в Казани земляки Л.А.Гребнева братья В.Т. и Е.Т.Семеновы: «Василий занимался добыванием средств для типографии, которая суще­ствовала в значительной степени за счёт пожертвований старооб­рядцев. Евтихий активно помогал Гребневу в изготовлении ор­наментики для изданий, занимаясь травлением на цинке, тогда как сам печатник резал клише на дереве и на меди» (4).  Типография размещалась в двухэтажном деревянном доме. Л.А.Гребнев с семьёй жил наверху, где стояли и печатные станки. Нижний этаж был отведён под литейную мастерскую.    На кирпичном складе хранились старинные книги и рукописи, часто служившие печатнику оригиналами. В типографских делах  Гребневу помогали его сын Фома, брат жены М.Т.Черезов, племянники Г.М. и Н.М.Фукаловы, З.М.Черезов. По воспоми­наниям последнего, для лучшего освещения рабочего помеще­ния в вечернее время к потолку были подвешены стеклянные шары, заполненные водой: они хорошо отражали свет установленных поблизости керосиновых ламп (5).

Первым старотушинским изданием явилась азбука, вышедшая тиражом 4 тысячи экземпляров и предназначавшаяся для обуче­ния детей церковнославянскому чтению и письму в организован­ной при молитвенном доме школе. Неоднократно печатались различные уставы, канонники, псалтыри, панихидники, часовники, листы «Целебника», карточки с изображением «райских» птиц Алконоста и Сирина, брошюры против карт и табака... Были и оригинальные издания, в числе которых «О степени отеческой московских, новгородских, псковских, поморских и вятских стран», «Беседы о таинстве брака» Т.С.Тулупова, «Путь, веду­щий христианина к прощению» Г.Е.Фролова. Для Преображен­ской общины в Москве Л.А.Гребнев даже готовился напечатать объёмистые «Поморские ответы», однако не по его вине это на­мерение не осуществилось, как и попытка тиснения «Большого устава» (6).

Книги (самые ценные из них печатались на бумаге с водяными знаками XVIII в.) одевались в красивые кожаные и коленкоро­вые переплёты, украшались красочными заставками и рисунка­ми, имели изящные застёжки, изготовленные в местной мастер­ской. Красивое оформление, чёткий шрифт, доступная цена делали гребневские издания «церковно-служебного и религиоз­но-нравственного направления» (7) популярными не только в Вятском крае, но и далеко за его пределами. Их можно было заказать по почте, купить в магазинах Москвы, Санкт-Петербур­га, Казани, Нижнего Новгорода. До сей поры книги из Старой  Тушки встречаются у старообрядцев Урала, Белоруссии и При­балтики. В 1918 г. новой властью типография была закрыта. После конфискации печатных станков и шрифта, Л.А.Гребнев с сыном Фомой и несколькими помощниками отливал в своей мастерской медные иконы и кресты, а также колокольчики, втулки для тарантасных колёс, шестерни ручных дрелей (8). Эта нужная  людям деятельность прекратилась с конфискацией в 1929 г. всей принадлежавшей вятскому подвижнику недвижимости.

Примерно в то же время был арестован другой предпринима­тель - А.Т.Сметанин (около 1864-1930), несправедливо обви­нённый в финансовых злоупотреблениях на им же самим осно­ванном в с.Рожках чугунолитейном заводе.

Выходец из семьи крестьян-старообрядцев, он после смерти отца, оставившего небольшой капитал и столярную мастерскую, «задумал организовать в Рожках производство простых, но край­не нужных в крестьянском деле сельскохозяйственных орудий: веялок, сеялок, конных молотилок, тяжёлых плугов». Но для этого нужны были знания, и А.Т.Сметанин, подобно Л.А.Гребневу, начал с того, что отправился осваивать новое для него дело в город. Таковым оказалась Уфа. Проработав здесь 12 лет на чугунолитейном заводе и овладев рядом необходимых специаль­ностей, Авдей Терентьевич в  1900 г. вернулся в Рожки. Одна­ко недостаток средств долго не позволял ему развернуть произ­водство. Лишь когда в 1905 г. к делу подключился местный купец В.М.Платунов, «мастерская фактически стала заводом, ко­торый, кроме молотилок и чугунных приводов к ним, выпускал также веялки, сеялки и плуги. Было освоено производство неф­тяных двигателей от 5 до 20 лошадиных сил собственной конст­рукции, которые нашли применение на паровых мельницах Малмыжского и соседнего с ним уездов» (9).

По воспоминаниям старожилов, для предприятия «металл и уголь привозили по р.Вятке.  Станки приводил в движение локо­мобиль... Установили электрогенератор. Впервые в Рожках заго­релись электролампочки» (10)

Большой вклад в это дело внёс одно время работавший на заводе уроженец с.Старая Тушка В.М.Черезов (1885-1938), сме­нивший затем поприще электротехника на борьбу с самодержавием (11).

В 1909 г. в четырёх цехах нового здания завода трудилось около 150 человек, которые переработали в общей сложности 17  пудов чугуна и железа.   Заведение Сметанина-Платунова было «наиболее крупным промышленным предприятием подобного профиля (если не сказать единственным) не только в уезде, но и в губернии. Его деятельность способствовала тому, что в местных сёлах плуг и молотилка вытеснили соху и цеп. Повысилась культура земледелия. Продукция завода отличалась добротностью и надёжностью в работе и получила в своё время широкое поизнание» (12). Неслучайно молотилка с приводом удостоилась на промышленных и сельскохозяйственных выставках в Санкт-Пе­тербурге, Казани и Омске бронзовой и серебряных медалей.

В годы первой мировой войны рожкинские рабочие в ущерб выпуску основной продукции вынуждены были производить ар­тиллерийские снаряды и подковы для кавалерии.

В иных местах и землях организатора, подобного А.Т.Сметанину, еще при жизни увенчали бы всевозможными лаврами. У нас же он после перемены власти в стране в 1917 г. был сразу заключён в тюрьму, где и пробыл 3 месяца, пока ему не разре­шили вернуться на остановившийся без хозяина национализиро­ванный завод: Красной Армии требовались конские подковы и втулки для колёс к тачанкам.

Удивительно, но вплоть до ареста А.Т.Сметанин являлся факти­ческим руководителем предприятия, преобразованного в 1925 г. в промартель «Двигатель». Он входил в состав правления, отве­чал за решение технических задач, оставшись в памяти тех, кто его знал, человеком, начинавшим своё дело с продажи «последних юбок» из приданого супруги, дававшим вдовам «в долг на год молотилку, привод ли, жнейку, косилку» (13).

Но у представителей новой власти и завистников бывший хозяин был бельмом в глазу. Состряпать на него липовое дело труда не составило. Несмотря на заступничество земляков, со­бравшихся в феврале 1929 г. на заседание выездного суда в Рож­ках со всех окрестных селений, А.Т.Сметанину был вынесен при­говор о лишении свободы сроком на 5 лет. А уже через несколь­ко месяцев 3 года лагерей получили «за антисоветскую деятель­ность в форме агитации, направленной к срыву колхозного стро­ительства в с.Рожки», работавшие на заводе брат предпринима­теля Агафон и родственник Т.П.Сметанин (14). Авдей Терентьевич был отправлен на один из островов Соловецкого архипелага, где вполне мог оказаться и его компаньон В.М.Платунов, предусмотрительно уехавший с семьёй Казахстан. 7   декабря  1929 г. А.Т.Сметанин написал родным письмо с просьбой о присылке ему денег. Перевод был срочно послан, но вскоре вернулся. Самые худшие предположения подтвердило письмо дяди А.Т.Сметанина Федора Михайловича, сообщавшего 5 марта 1930 г. уже покинувшим Рожки родственникам: «Любез­ной наш неоценной бывшой наш  кормилец АВДЕЙ ТЕРЕНТЬЕВИЧ  ушёл от нас к своему отцу в гости, не увидим больше его кости. Перенести стало не под силу, сошёл в чужой земле в могилу. Вечная память, в(ечная) память, в(ечная) память! Цар­ствия небесного дай ему, Господи. Каждой Божий день об нём плачем и рыдаем, молимся и милостиню подаём...» (орфография подлинника) (15). 

В   этом же письме сообщается об очередном аресте Л.А.Гребнева. Вынужденный после освобождения оставить Старую Туш­ку, он перебрался в другой крупный федосеевский центр - с.Рус­ский Турек Уржумского района, но прожил там всего 2 месяца, после чего, по его словам, «в марте 1931 г. переехал в д.Б.Пальники Немского района, где жил у своего знакомого Бабкина Ле­онтия Филипповича. С октября 1931 г. стал служителем культа в поморской общине старообрядцев» (16).

«Народная» власть и в Пальниках не оставила в покое вятского самородка. Осуждённый вместе с Л.Ф.Бабкиным по преслову­той 58 статье за «контрреволюционную пропаганду и агитацию» на трёхгодичную ссылку, он по пути следования в Северный край умер в г.Котласе.

Такова судьба двух предпринимателей - выходцев из среды вятских крестьян, занимающих достойное место среди тех, «кто оставил след в истории края, его хозяйстве, промышленности, науке, образовании, культуре» (17).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Подробнее о нём см.: Семибратов В.К. Подвижник вятских cтарообрядцев Л.А.Гребнев в контексте российской истории и культуры конца  XIX - первой четверти XX в. // Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы  комплексного изучения: Материалы научной конференции.Пермь, 2001, с. 164-169.

2. Починская И.В. Из  Из истории старообрядчества Вятского края: Фдосеевцы (вторая половина XVIII—начало XX вв.) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000.

3.  Государственный архив Кировской области (ГАКО).  Ф.582. 139   Д-287. Л.З.

4   Починская И.В. Указ.соч. С.57.

5   Письмо З.М.Черезова из г.Кременчуг (Украина) от 6 мая 1982 г. //

Архив автора.

6  Подробнее см.: Мосип А.Г. Экспедиции уральских археографов на Вятку в 1986—1989 гг. // Уральский сборник: История. Культура.Религия. Вып.П. Екатеринбург, 1998. С. 175-176

7.    ГАКО. Ф.582. Оп.139. Д.287. Л.З.

8.    Письмо З.М.Черезова из г.Кременчуг (Украина) от 6 мая 1982 г.

9.    Салматов Н.Я. Рожкинский чугунолитейный // Сельская правда (Малмыж).  1986.   15 июля.

 10. . Семибратов В.К. Восстановить доброе имя // Наш вариант (Ки­ров). 1992. 4 января.

11.    О нём см.: Черезов Б.Г. Династия Черезовых // Религия и Цер­ковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (к 450-летию преподобного Трифона, вятского чудотворца): Материалы международ­ной научной конференции. Т.2. Киров,1996. С.424—427.

12. .     Салматов Н.Я. Указ. соч.

13. Семибратов В.К. Клубок неведомой судьбы // Уральский следо­
пыт (Екатеринбург).  1998. №4—6. С. 162.

14. Архив Прокуратуры Кировской области. Д.96/789. Л. 161.

15.  Семибратов В.К. Клубок неведомой судьбы. С. 164.

16. Уголовное дело на Л.А.Гребнева цит. по: Семибратов В.К. «Умер
по пути в ссылку...» // Наш вариант. 1991. 5 октября.

17. Кокурина СП. Алфавит имён // Энциклопедия земли Вятской: откуда мы родом? Т.6.: Знатные люди. Киров, 1996. С.5; Биографичес­кие справки на Л.А.Гребнева и А.Т.Сметанина см.: СИЗ—114, 412

Семибратов Владимир Константинович - аспирант кафедры истории и краеведения Вятского государственного педагогического университета

Старообрядчество: история, культура, современность - М.: 2002

 

Категория: Староверы-предприниматели | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-22)
Просмотров: 2369

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz