Книжница Самарского староверия Суббота, 2020-Апр-04, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Общие вопросы

Турова Е. «Сроки, отведенные историей...»

Последним в истории традиционного старообрядческого крес­тьянства стал XX век. Время с 1905 по 1917 год называют «золотым веком» старообрядчества. По «Указу об укреплении начал веротерпимости-, из­данному в 1905 году, староверы получили довольно много экономиче­ских и политических свобод, чем мгновенно воспользовались.

Богатейшие российские купеческие кланы - Рябушинские, Ма­монтовы, Третьяковы, Кузнецовы, Солдатенковы, Бугровы (Самара) и множество других - были основаны старообрядцами, выходцами из крестьян. Многие зажиточные крестьяне Пермской губернии были из старообрядцев. «В старообрядчестве концентрировалась самая деятельная и целеустремленная часть населения вне зависимости от сословий Предприимчивость, жизненная активность крестьянина-старовера, его самостоятельность в принятии решений, безусловно, способствовали достижению экономического успеха», - делает заключение В. В. Тимофеев в своем замечательном по масштабности и глубине исследовании "Русские старообрядцы в XVIII-XX веках: опыт предпринимательской деятельности и общественного служения". (Чебоксары, 2005).

В «Уральской исторической энциклопедии» (Екатеринбург, 2005) приводятся такие материалы о состоянии сельского хозяйства Урала. После русской колонизации на Урале выращивали озимую и яровую рожь (ядрицу), овес, ячмень, пшеницу, гречиху, просо, горох, полбу, чечевицу. Сеяли лен и коноплю, волокнистые и масличные культуры. Удельный вес зерновых культур менялся в зависимости от природно-климатических условий, опыта народной агрономии, развивавшихся  товарно-денежных отношений. В первой половине XVIII века основны­ми культурами, возделываемыми во всех районах Урала, были озимая рожь, яровые овес и ячмень.

...К началу XX века хлеба - рожь, пшеница, овес, ячмень - за­нимали 96-99 процентов площади посевов и давали 94-99 проценте сбора урожая при средней урожайности в крестьянских хозяйствах ржи 36-47 пудов, овса 39-51, пшеницы 34-50. ячменя 38-51 пуд с казенной десятины».

Неурожаи, конечно, случались, поэтому зажиточные крестьяне вели многопрофильное хозяйство. В нем обрабатывали 60-70 десятин земли, имели мельницу, маслобойку, пасеку, шорные и бондарные мастерские на скотном дворе содержали коров, лошадей, до 100 голов овец.

Экономические последствия революции и Гражданской войны тяжелейшим образом отразились на сельском хозяйстве. Большевики, придя  к власти, считали крестьянина элементом временным, враждебным прогрессу. М. Горький призывал «прикончить эту унизительную зависимость от самой необразованной и косной части человеческого общества». В статье "О русском крестьянстве", написанной в 1922 году эмиграции, писатель выразил свое отношение к крестьянству: "Внутри страны против нас хитрейшие враги организуют пищевой голод, кулаки терроризируют крестьян-коллективистов убийствами, поджогами, раз­личными подлостями. Против нас все, что отжило свои сроки, отведен­ные историей, и это дает нам право считать себя все еще в состоянии Гражданской войны. Отсюда естественный вывод: если враг не сдает­ся - его истребляют».

С 1916 по 1922 год посевные площади сократились на 66 процен­тов, производство зерновых снизилось на 63 процента.

Заготовку хлеба проводили продотряды на основе продразвер­стки. Отбирали даже семенное зерно, до последнего зернышка. Начался голод. И возникли бунты против новой власти. Они полыхали повсеме­стно, их жестоко подавляли, а противников политики национализации земли истребляли прицельно.

Пример такого истребления - судьба Андрияна Каменева, зажи­точного крестьянина из Нытвы. Грамотный, умелый земледелец, при­менявший передовые методы ведения хозяйства, Андриян был катего­рическим противником обобществления земли. На одном из митингов он высказался: «Земля должна принадлежать тем, кто ее умело обраба­тывает, а не лодырям». За то, что это высказывание было похоже на один из лозунгов партии эсеров, Андрияна арестовали, увезли в Оханскую контору ЧК, а затем зверски убили.

Однако методы террора не давали хлеба. Кризис продолжался до 1923 года. Угроза переворота и потери власти заставила большеви­ков частично вернуть рыночные отношения. Вновь приведу цифры и факты из "Уральской исторической энциклопедии". Восстановление производства зерновых было осуществлено на базе нэпа мелкими крестьянскими хозяйствами. Произошло быстрое восстановление производства зерновых крестьянскими хозяйствами Валовая продукция зерновых  в Уральской  области  выросла с 41,5 миллиона пудов в 1921 году до 242,7 миллиона пудов в 1925 году,  то есть более чем в пять раз. В 1925 году посевные площади Уральской области составили 90 процентов и валовой сбор зерновых - 94 процен­та от уровня 1913 года. Единоличный сектор производил 99,4 процента от всего объема зерновых, социалистический - лишь 0.6 процента Рыночное отступление оказалось временным. Однако наметившийся курс устойчивого развития был, как известно, резко свернут. С 1928 года началось форсированное создание колхозов, хлебная торговля была монополизирована государством. Отныне колхозам и совхозам отводилась главная роль в производстве хлеба. Тем самым государство, введя монополию на производство, изъятие и распре­деление зерновых, получило неограниченную возможность влияния и управления гражданами и обществом. Тогда из деревни в первую очередь постарались выкинуть справных, самостоятельно мыслящих и действующих крестьян. В это число и входили оханские и кунгурские староверы.

Стоит проследить судьбу крестьянских семей, и тогда можно понять, что коллективизация была гражданской войной с сельским хозяи­ном, виной которого часто было всего лишь владение двумя лошадьми да умение растить и хранить хлеб. Эта борьба за обобществление соб­ственности, земли и скота уничтожила и опыт, передававшийся из поколения в поколение.

Сотни тысяч хлеборобов, оторванных от земли, стали бесплатной рабочей силой на стройках пятилетки. Хозяин-труженик был уничто­жен. Те, кто доехал до места ссылки, выжили только благодаря своему   трудолюбию, терпению. Неправедное, жестокое, бесчеловечное раскулачивание было преступлением как против крестьян, так и  против всего народа.

В итоге коллективизация ликвидировала индивидуальные крестьянские хозяйства, а они были основными поставщиками зерна.

Мельники, то есть конкуренты для государства в области пере­работки зерна, подверглись наиболее жестоким преследованиям. Они и были объявлены главными эксплуататорами деревни, мироедами. На них натравили деревенскую бедноту, провоцируя грабежи, убий­ства. Раскулаченных семьями вывозили в пустынные ненаселенные места Тюменской, Пермской областей и Алтая, обрекая на массовую гибель. Естественно, что старообрядческое крестьянство, наиболее за­житочное и независимое, пострадало в наибольшей степени.

Мельницы были разрушены, пруды спущены. Когда по пермским деревням спустили пруды, количество гусей, конечно, резко упало, а повальное воровство окончательно их погубило. Нет у нас теперь гусей. Совсем.

Кризис хлебозаготовок продолжался. Колхозы и совхозы не смогли его ликвидировать. Резко упала урожайность, снизился ва­ловой сбор зерновых.

Подобная картина наблюдалась в животноводстве. А ведь в сере­дине XIX века в Пермской губернии было десять конных заводов. В хо­зяйствах выращивали мериносов и романскую породу овец. В 1910 году в четырех уральских губерниях было 2 753 458 лошадей, 4 670 112 голов крупного рогатого скота, 6 416 7бО овец и коз, 871 112 свиней.

"После Гражданской войны в несколько раз сократилось количест­во лошадей, крупного рогатого скота, овец и коз, свиней. За период нэпа (к 1928 году) в основном был достигнут уровень 1916 года, однако в кол­лективизацию значительно сократилось поголовье скота. В 1933 году, по сравнению с 1928 годом, в наибольшей степени сократилось поголо вье лошадей, овец и коз (в 2,7 раза), свиней — в 2 раза, крупного poгатого скота - в 1,4 раза. Политика но укреплению колхозно-совхозного  сектора не вывела село к 1940 году даже на уровень 1928 года, - вновь  цитирую материалы "Уральской исторической энциклопедии".

"Обобществление" скота происходит и в 1950-х годах. Тогда овец из частных крестьянских хозяйств, попросту говоря, отобрали в колхоз Собранные в наспех сооруженных овчарнях, сотни тысяч голов овец в одну зиму передохли во всей области, потому что не был учтен ве­ковой крестьянский опыт совместного содержания овец и коров. С тех пор овцеводство в Пермской области отсутствует как отрасль.

Норма крестьянского надела на Урале была относительно высо­кой, по сравнению с другими районами страны. В начале XIX века надел в Вятской губернии составлял 9 десятин, в Пермской губернии - 9,5 десятины (напомню читателю, что десятина равнялась 3200 квадратным саженям, или 1,45 гектара). Колхознику же оставили приусадебный  участок размером лишь б соток.

Социальные и морально-психологические последствия неразум­ной политики были не менее серьезны. В значительной степени оказалась разрушенной сложнейшая система человеческих взаимодействий в деревне, система отношений крестьянина к природе и Богу.

Аграрная революция привела страну к всеобщему голоду. В какой-то степени крестьянство сохранилось, выжило и существует, а коллек­тивизация, в конечном итоге, все-таки провалилась.

Крестьянская жизнь - это сложная система социальных взаимо­действий, взаимопомощи и взаимозависимости. Крестьянство упорно хранило ее ради выживания. Сейчас ситуация все же меняется к лучшему. Что ж, как говорится, время покажет...

Евдокия Турова

Из книги "Кержаки"

 

Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-22)
Просмотров: 1829

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz