Когда именно поселились старообрядцы в г. Бердичеве достоверных сведений не имеется, но с уверенностью можно сказать, что концентрации старообрядческого населения в этом городе способствовали известные бердичевские ярмарки. Поднятию торгового значения г.Бердичева способствовало его причисление к Киевской губ. и приобретение им статуса уездного города. Однако фундамент торгово-экономического значения был заложен его владельцем, новоградволынским воеводой в 1765 г., когда по разрешению польского короля Станислава Августа здесь дозволялось учредить десять годовых ярмарок. Местечко начало быстро заселяться евреями и скоро превратилось в ведущий торговый центр Правобережной Украины [1]. В 1900 г. в г. Бердичеве функционировало четыре из десяти устроенных в XVIII в. ярмарок: Благовещенская, с 7 марта продолжалась 7 дней, Онуфриевская, с 12 июня – 7 дней, Успенская, с 15 августа – 14 дней и Козьмо-Демьянская, с 1 ноября - 7 дней [2].
Наиболее значительное влияние на развитие региональной торговли в первой половине XIX в. оказывала Онуфриевская ярмарка. Из докладной записки о торговле и ярмарке в г. Бердичеве чиновника особых поручений, штабс-капитана Гролоки на имя киевского генерал-губернатора И.И.Васильчикова 13 декабря 1852 г. видно, что она приобрела местный характер, не имея ничего общего с всероссийской ярмарочной торговлей. В Бердичев приезжали не продавать, а покупать товары. Она служила для всего Юго-Западного края постоянным сосредоточением торговли, и благодаря своему постоянству практически не нуждалась в привозных иногородних товарах, исключение составляли разве что армяне с бухарскими товарами, татары с конской сбруей и москвичи с серебром.
Из-за местного характера Онуфриевской ярмарки ее раньше чем другие всероссийские центры торговли коснулся торговый кризис, переросший затем в упадок ярмарочный. Упадок связан с переориентацией торговых путей. Так, крымскую шерсть стали отвозить в Одесский порт (торговцы находили этот путь более выгодным), а московские купцы, братья Симоновы, Касаткины, Борисовы, Гричишкины, Логиновы, Елчинские, Соколовы, Протопоповы, калужские Золотаревы, Балибины, Меликовы и другие перестали приезжать в Бердичев по причине потери городом центра складской таможни с западными государствами [3]. Наоборот, некоторые бердичевские купцы нашли выгодным отовариваться в Москве. Значительно сократилась торговля скотом и лошадьми, которых пригоняли татары из крымских степей. Она объясняется потерей интереса к этому товару в Австрии и Польше.
Кризис Бердичевской (Онуфриевской) ярмарки начался по политическим мотивам, вернее, в связи с последствиями, которые имело польское восстаний начала 30-х гг. XIX в. Бердичевская ярмарка является составной частью постоянной городской торговли, а так как та проходила в упадок, то тоже происходило и с последней. В результате польских событий 1831 г. была уничтожена складская торговля г. Бердичева. Следующий удар был нанесен конфискацией помещичьих имений лиц польской национальности, замешанных в восстании 1831 г. Еще одной причиной упадка Онуфриевской ярмарки был перевод закупки спирта евреями-перекупщиками, но не на откуп (как было раньше), а сразу за наличные деньги. Поэтому нехватка наличных привела к снижению скупки практически в 2 раза, а также продукции винокуренных заводов, соответственно доходов помещиков, упадку винокуренной промышленности и разорению помещичьих хозяйств. В свою очередь это привело к цепной реакции: переставшие платить долги помещики вызвали банкротство бердичевских купцов.
Существенный урон бердичевским капиталистам из евреев был нанесен распоряжением российского правительства, запрещающего употреблять в виде залога еврейский национальный головной убор, т. н. «мушки». В результате евреи, обладавшие полными сундуками этих мушек, обанкротились. К политическим и экономическим причинам присоединялись причины стихийного плана. В начале 50-х гг. XIX в. вследствие пожара, происшедшего в городе, выгорело до 50% Бердичева. После пожара началось заболевание холерой [4]. Упадок старообрядческой торговли в г. Бердичеве связан с упадком ярмарок.
Старообрядцы обосновались в г. Бердичеве на двух улицах, получивших затем народное название – Пилипоновских. Через Безымянный переулок они соединяли Мало-Иудейскую и Муромскую улицы [5].
По официальным данным бердичевского полицмейстера за 1907 г. в городе показано только одна старообрядческая молельня, но результаты экспедиционной работы фиксируют три молитвенных дома староверов, два из которых принадлежало беспоповцам, а один Белокриницкой иерархии. По официальным данным в г. Бердичеве проживало в 1865 г. – 53 155 чел., в том числе староверов 410 чел., из них 52 чел. принадлежало к купеческому сословию (или 13 %) (для сравнения: православных – 2 825 чел., в том числе купцов 78 чел., католиков – 2 923 чел., в том числе 30 чел. купцов, протестантов – 43 чел., в том числе 5 чел. купцов, евреев 46 914 чел., в том числе 6 990 чел. купцов) [6], в 1890г. – 78 287 чел., в том числе 1 708 староверов [7], 1907 г. – 93 221 чел., в том числе 1 907 старообрядцев [8]. Данные клировых ведомостей господствующей Церкви за 1913 г. приводят цифру в полтора раза больше, а именно: 3 190 чел. [9].
В 1865 г. император Александр II разрешил обратившимся к правительству бердичевским старообрядцам совершать богослужения в частном доме. Это решение было вызвано не столько желанием уступить местным староверам, сколько смягчить обострившуюся внутриполитическую ситуацию, сложившуюся после подавления польского восстания. Несмотря на то, что киевский генерал-губернатор Безак высказывался против открытия общественного молитвенного дома в г. Бердичеве, он все же был открыт [10].
После провозглашения свободы совести в 1905 г. в России началась повсеместная регистрация старообрядческих общин. Проблема признания за ними юридического статуса существовала давно. Веками на официальном уровне не решались вопросы, касающиеся не только церковных, но и социальных прав старообрядческих общин. Собственно регистрацией занялся вновь созданный орган центральной власти – Департамент духовных дел инославных исповеданий. Впервые на официальном уровне старообрядчество признавалось отдельным религиозным течением.
В 1907 г. в г. Бердичеве было зарегистрировано две беспоповские старообрядческие общины, первая Покровская – 20 марта, а вторая Вознесенская –12 июня. К Покровской общине принадлежали беспоповцы поморского согласия, а к Вознесенской – федосеевцы. Оба общества имели свои молитвенные дома [11]. Активное участие в жизни старообрядческих общин Бердичевского уезда принимали Демьян Луференко, Исай Перевалов, Аристарх Перевалов, Иван Карбовский и Фаддей Карбовский [12]. В рапорте бердичевского полицмейстера от 23 ноября 1903 г. указан только один молитвенный дом беспоповцев. Бердичевские староверы не имели отдельного кладбища, а погребались вместе с православными [13].
1. Фундуклей И. Статистическое описание Киевской губернии. СПб., 1852. Ч. 1. С. 421.
2. Липмач Ф.Д. Бердичевский календарь на 1901 г. – К., 1900. С. 129.
3. ЦГИЛК Украины. Ф. 442. – Оп. 1. Д. 9495. Л. 4.
4. ЦГИАК Украины. Ф. 442. Оп. I. Д. 9495. Л. 7.
5. Липман Ф.Д. Бердичевский календарь на 1901 г.-К., 1900. -С. 147.
6. ЦГИАК Украины. Ф. 442. Оп. 44. Д. 678. Л. 40.
7. Там же. Оп. 543. Д. 80. Л. 4.
8. Там же. Оп. 637. Д. 229. Л. 49.
9. Там же. Ф. 127. Оп. 1011. Д. 38. Л. 33.
10. Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1875 . С. 623.
11. РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 444. Л. 106.
12. Там же. Д. 632. Л. 27.
13. ГАКО.Ф. 2. Оп. 219. Д. 1221. Л. 31.
С.В.Таранец. Старообрядчество города Киева и Киевской губернии. Киев, 2004. С. 247-250)
Подготовил Кирил Кожурин
Сайт "Староверы в Рыбацком"
|