История древлеправославия в Центральной Грузии (Картли, по-гречески Иверии), можно сказать, берет начало ещё со времен апостольского служения там св. Нины-Феогносты. Появившаяся тогда же иерархия свято хранила древлеправославное предание, не соединяясь с арменской ересью и латынским учением. Грузия, впоследствии объединившая Западную Грузию (Эгриси) и Картли, жила в сильной изоляции, но и до нее доносились ветры западных влияний. В Грузию прибывали миссии латынщиков, а в XIII-XIV вв. через греческое влияние и генуэзские колонии в Причерноморье грузины усвоили греческие богослужебные новшества и даже перешли с исконного своего двуперстия на "щепоть" (троеперстие). Это позволяет говорить о тех православных грузинах, кто стремился сохранить древний язык и чин и глядел в качестве примера на русских староверцев, именно как о грузинских старообрядцах.
Но мы начнём отсчёт с Александра II, царя Кахетии (1574-1605). У нас не слишком хорошо знают об этом великом государе позднегрузинского средневековья, а для грузин – это святой мученик, благоверный царь и великий государственный деятель. В 1587г. он принёс присягу (дал крестоцеловальную запись) русскому царю. Также благоверный государь выписал двух русских попов для исправления грузинского благочестия, но после злодейского убиения царя в 1605 г. всё это "поросло быльём", реставрация старой веры тогда не удалась.
Новая попытка проповеди Старой Веры была сделана уже в ХХ в., когда некоторые грузины в поисках древлецерковного предания обратились к Русской Древлеправославной Церкви (беглопоповской или Новозыбковской иерархии). Такое обращение первоначально имело успех, но затем из-за сближения Древлеправославной Церкви, руководимой в те годы архиепископом Геннадием с Русской Православной Церковью Московского патриархата, эта связь прискорбным образом прервалась. Видя в контактах Патриарха Александра с РПЦ МП предательство старых заветов, в 1988 году ряд клириков этой Церкви вышли из нее. Это были Московский епископ Флавиан, Пермский епископ Леонтий с двумя священниками и дияконом, а также священники Федор Гончаров (Грузия, село Григолети) и Леонтий Скачков (Грузия, город Фасис, по-грузински Поти). Вскоре Флавиан покаялся и вернулся в Древлеправославную Церковь. В 1991 году для грузинских приходов были посвящены два епископа: Иона (Чахава) – идеолог грузинского старообрядчества, благодаря деятельности которого более тысячи грузин приняли древлеправославие ("Иерархия восточных и католических церквей"), и епископ Потийский Филарет (в миру – Федор Гончаров), почивший в Великую субботу 1997 г.
В 1995 году была освящена первая церковь, построенная в окрестностях селения Варкетили, недалеко от Тбилиси. В 1997 была освящен каменный храм в Поти, и строится храм в селении Мартвили. Сейчас имеется две епархии. Русских членов Церкви окормлял русский священноинок Василий, ныне епископ Потийский, русским был и покойный епископ Потийский Филарет. Остальные клирики являются грузинами. В Поти службы ведутся на славянском языке, под Тбилиси – на древнегрузинском и славянском. Используются древние церковные грузинские тексты, сверенные с текстами славянскими.
Но вернемся к истории возрождения грузинского древлеправославия. В 1997 г. на место покойного епископа Филарета ставится епископ Павел, по национальности мингрел. Он, как и епископ Иона, рассказывал о гонениях на Церковь за то, что "Старая вера - русская вера" при президенте Звиаде Гамсахурдия. Позже, по их воспоминаниям, гонения прекратились и более пока не возобновлялись.
Несмотря на призывы отдельных клириков Грузинского католикосата, гонения не возобновились, и при нынешнем осложнении отношений между Россией и Грузией, по крайней мере, на момент нашей последней с епископом Павлом встречи (середина октября с.г.) следа этих гонений не наблюдается.
Теперь Церковь иногда называют "Древлеправославная Иверская Церковь". Епископ Павел Потийский отошёл от общения с епископом Ионой после Собора в сентябре 2001 года, когда Павел обвинил Иону, очевидно не безосновательно, в ереси и канонических преступлениях. Иона в 2002 г. рукоположил еще двух епископов (эти хиротонии Павел не признал): Саву, епископа Горийского и Михаила, епископа Мцхетского.
У основанной Ионой группы было три крайне малочисленных прихода, а у Павла два, куда входит большинство грузинских старообрядцев (в Тбилиси и Поти).
Сам епископ Иона скончался в марте 2003 г., а в мае того же 2003 г. Сава объявил себя первоиерархом, но группа его совсем пришла в упадок, так как почти все, даже епископ Михаил, перешли от него под омофор епископа Павла, ставшего к тому времени епископом Тбилисским (на Потийской кафедре – епископ Василий). Правда, у него в руках остался выстроенный до раздора храм, но службы в нем не совершаются из-за отсутствия прихожан. Тбилисские староверы молятся в домовой моленной с епископом Павлом. Все эти раздоры сильно ослабили грузинское древлеправославие.
Владыка Павел ведет диалог с первоиерархом РДЦ (беглопоповцев) Патриархом Александром (Калининым), но, по его словам, не торопится устанавливать с ним официальное церковное общение. Епископы Иона и Павел не раз посещали старообрядческий Покровский собор в Рогожской слободе, где автор с ними и познакомился.
Епископ Павел выражал надежду на то, что Иверской Древлеправославной Церкви при новой власти удастся избежать серьёзных гонений.
А.Езеров
Авторская рубрика «Лестовка», Портал Кредо.Ru
|