За стеной глухих и необыкновеннно красивых лесов польской Сувальщины без малого 200 лет существуют две, на первый взгляд, обычные деревни, где, проходя по улице, вместо привычного «Дзень добры», прохожий может услышать «Здравствуйте». Хотя как раз жители Грабовых Гронд и Бора –“ так называются эти села - не видят в этом ничего особенного: ведь они русские. А свел нас с соотечественниками советник российского консульства в Варшаве Дмитрий Нестеров, поскольку к пришельцам староверы относятся настороженно.
Старообрядцы начали селиться на территории Польши (в то время Речи Посполитой) после реформы православия, проведенной в 1667 году патриархом Никоном. К началу Второй мировой войны у них даже был свой представитель в сейме. В 1928 году их конфессия была зарегистрирована как Восточная старообрядческая церковь, не имеющая духовной иерархии. С 1993 года община стала называться Староправославной Поморской церковью в Польской Республике с центром в городе Сувалки. Руководит ею верховный совет. Существует и светская организация –“ Общество старообрядцев в Польше, объединяющее около 2 тысяч староверов. Деревни же Грабовы Гронды и Бор с населением 500 человек –“ сегодня единственные на территории Польши, где на 100% сохранилось староверческое, а значит, русское население. По мнению ряда польских специалистов, изучающих быт, историю и традиции староверов, у старообрядцев, проживающих в Польше, сохранился псковский говор с местными наслоениями, хотя сама по себе языковая обособленность постепенно исчезает. Люди старшего поколения говорят на русском языке, молодежь —” больше по-польски. Однако поляки-католики воспринимают их как русских.
На эту «русскость» указывают хотя бы их фамилии и имена: председатель верховного совета старообрядцев в Польше Димитрий Капланов, активные члены совета Зеновей Соколов, Владимир Кудряшов, Валерий Ермаков и потомок донского казака Петр Буланов. А супруга Зеновея Соколова –“ Екатерина –“ возглавляет Общество старообрядцев Польши. Она не сомневается в том, что «именно религия помогла старообрядцам сохранить родную речь и обычаи».
Ко всему, что касается религии и соблюдения традиций, здесь самое серьезное отношение –“ старшего брата Соколова родители 13 лет на порог не пускали за то, что он женился на польке-католичке. По традиции старообрядец может взять в жены девушку только своей веры. И это сегодня одна из проблем –“ в двух деревнях много парней, а вот девушек явная нехватка, и свадьбы играют реже и реже. И все же, как правило, семьи староверов многодетные –“ нормальным считается иметь по 7–“8 детей. Зафиксированный же рекорд в деревне –“ 17 детей. У молодой пары Соколовых, например, их уже трое –“ Макар, Иван и Николай, каждый из которых (это тоже традиция) назван в честь своего святого.
Поскольку церковной иерархии у староверов нет, попа (или как его еще здесь называют –“ наставника) выбирают сами жители. Главные требования к попу –“ скромность в быту, наличие жены и возраст –“ после 33 лет. Сейчас, правда, наставника нет –“ вместо него службу ведет пономарь. Последний поп Мартин Ефимов был изгнан в прошлом году за то, что «водить дружбу с ксендзами начал». Понятно, что это сразу же вызвало недовольство односельчан, а когда Мартин вышел с предложением создать некую унию с католическим костелом, его тут же и «разжаловали». Рядом с церковью кладбище –“ согласно традиции, здесь хоронят только староверов. Всего же в Польше существует 3 старообрядческие церкви –“ в Грабовых Грондах, Сувалках и Войнове.
Ошибкой было бы думать, что старообрядцы заняты только религиозными делами. Одно из самых главных событий в жизни старовера практически с рождения до самой глубокой старости –“ это обязательная субботняя баня. Это предмет гордости любого хозяина –“ она есть около каждого дома.
Как рассказал Димитрий Капланов, «в XIX веке в местной больнице в городе Августув, перед тем как принимали больных, их в обязательном порядке заставляли купаться. Исключением были только староверы. Об их чистоплотности знали, и существовало официальное распоряжение принимать их без помывки. Даже один из главных врачей этой больницы был частым гостем в Грабовых Грондах, причем именно по субботам. До сих пор на субботнюю баню в деревню съезжаются не только родные, но и знакомые».
Развлечений, как и в любой деревне, конечно, немного –“ на два больших села одна библиотека, при которой дополнительно оборудован небольшой спортивный зал-«качалка», и два продуктовых магазина. В одном из них работает импровизированное кафе с деревянными лавками и столами. Посиживает здесь не только местная молодежь, но и люди повзрослее. В последние годы улучшилось правовое и материальное положение старообрядчества. На это повлияла и деятельность верховного совета во главе с Димитрием Каплановым –“ в тех же Грабовых Грондах вовсю идет ремонт Дома старовера, удалось издать два учебника (обучение детей закону Божьему идет исключительно на старославянском языке).
На прощанье Димитрий Капланов от имени всех староверов Польши просил передать: «Мы думаем о России, верим в нее. К сожалению, наша историческая родина нас редко вспоминает, но мы верим, что когда-нибудь все будет по-другому –“ несмотря на течение времени, мы сохранили свои культурные особенности, самостоятельность, традиции, а главное –“ русскую душу».
Алексей КОРНИЛОВ, (Соб. корр. «Трибуны») ВАРШАВА, Фото из семейного альбома Зеновея Соколова
|