В Санкт-Петербурге состоится Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. Будут среди них и представители загадочных липован.
Гулял по Дунаю казак молодой
Есть на востоке Румынии поселения с непривычными здесь русскими названиями. Переправа, Журиловка, Комаровка, Новенькое, Русская Слава. Уже несколько столетий живут там липоване - потомки выходцев из России. Волею судьбы они оказались на чужбине, но сумели не потерять с ней связь, сохранили веру, обычаи и язык своих предков. До сих пор они считают себя русскими и говорят о своей исторической родине не иначе, как о «матушке-России». Неспроста назвали свою общину «русские липоване». Они известны в Румынии своим трудолюбием, добротой и мирным нравом. Проживают компактно в некоторых городах, крупных деревнях в дельте Дуная, недалеко от Черноморского побережья, на севере страны. В традиционно многодетных липованских семьях говорят только на русском языке. Его изучают в школах с первого класса.
Липоване бережно сохраняют русские традиции, песни, танцы, частушки и костюмы. Любят устраивать народные праздники. И разносится тогда над Дунаем «По Дону гуляет казак молодой». Почти в каждой общине есть фольклорный ансамбль или хор. Траян Авраам из города Брэила виртуозно играет на «перевернутой гармони» левой рукой. Он получил в этом году приз на популярном российском конкурсе «Играй, гармонь!»
Более 300 лет прошло с тех пор, как первые поселенцы из России появились здесь, а липованские хозяйки по-прежнему искусно готовят традиционную русскую еду: холодец и голубцы, борщ и вареники с брынзой. На Масленицу обязательно пекут блины. Да что блины! До сих пор парятся в русских банях. По субботам и перед праздниками этот ритуал обязателен. Как говорят местные русские, «для духовного и телесного очищения». А если у кого нет в хозяйстве бани, того называют «поганым». Старообрядческие православные церкви есть почти в каждой липованской деревне.
Липоване - от слова «липа» или в честь Филиппа?
Появились они на территории румынских княжеств, входивших тогда в Оттоманскую империю, после церковного раскола в Русской Православной церкви в конце ХУП века. Как известно, противники реформы жестоко преследовались. Старообрядцы, в основном крестьяне, бежали из России в одиночку, семьями и небольшими группами. Бежали также от крепостного права. Однако в первых рядах тех, кто добрался до Дуная, оказались священники и иконописцы. Одна из версий происхождения слова «липоване» связана как раз с ними. Приехавшие с востока староверы писали иконы на липовых досках. Отсюда якобы и пошло название «липоване». Некоторые считают, что виноват во всем атаман Филипп, одним из первых поселившийся в этих краях со своими сподвижниками. Жителей его общины прозвали «филиппованами». После подавления восстания Степана Разина появилось здесь немало казаков и рыбаков. Легенда гласит, что они вышли на кораблях из Азова, переплыли Черное море и, когда подошли к румынскому побережью, увидели огромное озеро. Рядом с ним и поселились. В честь своего предводителя назвали озеро Разин. Это название сохранилось до сих пор.
Липоване занимались рыболовством и земледелием, разводили скот, выращивала овощи и фрукты. При турках им запрещалось возводить церкви без разрешения визира или строить колокольни выше мечетей. Ежегодно платили дань турецкому султану.
В гостях у Мирона Игната
И все-таки, как липованам удалось сохранить свою самобытность? Как они живут сегодня? Поддерживают ли связи с исторической родиной?
Об этом «Трибуне» рассказал председатель Общины русских липован Румынии, депутат парламента Мирон Игнат. Разговор проходил в Русском доме - центральном представительстве общины в Бухаресте. Здесь я почувствовал себя, как дома - в далекой России. Хозяин - высокий светловолосый мужчина со славянскими чертами лица сразу предложил говорить только «на нашем языке». Провел по уютным залам представительства. С гордостью показал солидную библиотеку русской и советской классики, последний номер русскоязычной газеты «Зори», новинки собственного издательства (книги о Пушкине, учебники русского языка и культуры). Продемонстрировал фильм и фотовыставку о прошедшем недавно межэтническом фестивале песни и танца.
Сам Мирон Игнат родился в 1941 году в липованской семье. У него пять братьев и одна сестра. Имеет два высших образования (экономическое и финансовое). В свое время работал в системе потребительской кооперации, банковской сфере. После декабрьской революции 1989 года в Румынии стал активно участвовать в работе Общины русских липован. В 2000-м избран ее председателем. Второй срок является депутатом румынского парламента от своей общины.
Первым делом я поинтересовался, знает ли собеседник, откуда его предки.
- Помню, я был еще ребенком. Мы с моим дедом пахали землю. Мои деды и прадеды занимались в основном земледелием. Так мой дед говорит: «Смотри, какая земля глинистая. Вот на Кубани -там настоящий чернозем». Я тогда не понимал, о чем речь. Сейчас догадываюсь, что наши предки скорее всего приехали с Кубани. Им было не понаслышке известно, какая там плодородная земля.
- Как вам удалось и удается сохранять русские традиции?
- С очень большими трудностями. Во-первых, помогло то, что наши предки селились компактно в больших деревнях. Например, в городе Брэила в квартале Писк (раньше это была липованская деревня) проживают 8 тысяч наших соотечественников. Второе, что нас объединило, - это церковь. Она сыграла большую роль в сохранении русского языка, обычаев и традиций. И сегодня, кстати, ее роль не меньше. По статистике, 85 процентов браков заключаются между членами общины. Причем церковь строго следит за тем, чтобы не было браков между близкими родственниками. Родню до седьмого колена просто не венчают. К нам, кстати, часто приезжают ученые, чтобы ознакомиться с опытом сохранения традиций, узнать какие-то старые песни и ритуалы
- Сколько вас сегодня, как живете, с каким трудностями сталкиваетесь?
- В нашей общине 62 местные организации. Наиболее крупные центры находятся в городах Брэила и Тулча, селах Журиловка, Сарикей, Камень, Черкесская Слава, Русская Слава, Сахалинцево, Переправа. Мы объединяем большинство липован. Согласно переписи 2002 года, в Румынии насчитывалось 37 тысяч русских липован. По последним церковным данным, их около 110 тысяч. Наша организация создана сразу после революции в 1990 году. В дальнейшем мы получили возможность на правах национального меньшинства выдвигать своего депутата в парламент, представителей в местные органы власти. Постепенно росло самосознание русских липован.
Сегодня липоване переживают не самые лучшие времена. Среди наших высок уровень безработицы. Притом, что мы всегда славились своим трудолюбием и упорством. Румыны не зря называли нас «экскаваторами с бородой». Раньше, когда рыболовецкий флот в стране был на подъеме, почти 90 процентов липован служили там. Сейчас многие остались не у дел. Молодежь уезжает на заработки за границу, главным образом в Западную Европу.
- А с Россией поддерживаете связи?
- Да. Наши студенты обучаются по квоте в российских вузах. Этим летом школьники ездили отдыхать в подмосковные детские лагеря. Липоване традиционно завоевывают призовые места на олимпиадах по русскому языку в России. Пару лет назад из 17 наших участников 11 получили золотые медали. К сожалению, липованские самодеятельные ансамбли песни и танца ни разу не выступали на фестивалях на исторической родине. А хотелось бы.
Во время визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Румынию в конце прошлого года я встречался с ним. Поднимался вопрос об укреплении связей между общиной липован и Россией. Мне даже посчастливилось пообщаться с президентом России Путиным. Это было в 2003 году, когда подписывался политический договор между Румынией и РФ. Я входил в состав румынской делегации. Владимир Владимирович интересовался тогда историей и жизнью русских липован, а на прощание сказал, что Россия будет помнить о нас. И вот недавно нас пригласили на Конгресс русских соотечественников, который пройдет 24 - 25 октября в Санкт-Петербурге. Собираемся поехать.
Анатолий Чигрин (соб. корр. «Трибуны»), Бухарест
19.10.2006
Трибуна.Ru
|