Среди многочисленных рукописей и старопечатных книг, которые сохранили для современного исследователя старообрядцы, особое положение занимают исторические сочинения (1). При этом далеко не всем приходам и центрам старообрядчества повезло с летописцами. Не так уж много примеров своей реальной истории, изложенной самими старообрядцами, известно сегодня науке.
Справедливости ради стоит отметить, что редко в каком из посёлков старообрядцев-липован нам не доводилось слышать о книге, в которой «вся наша история описана». Чаще всего автором называли «давно» жившего дьяка или священника. Но судьбы этих произведений до парадоксального схожи - «их увезли...» (далее идёт указание на произвольного и чужого человека). Один раз, долго раскручивая этот «детектив», мы столкнулись с фактом, что «Историю» буквально месяц назад отнесли в школу (?). Там, как понимаете, её не оказалось и о ней не слышали.
По-видимому, мы имеем дело с сакрализацией книжных знаний, известным свойством старообрядчества (2). Если есть «Священная история», то должна быть и «своя, земная», обязательно записанная кем-то из знающих людей. Но изредка нам удавалось убедиться в реальности таких записей.
Одну из них нам любезно предоставил настоятель храма св. Георгия в с. Слава Черкеза Тульчинского округа Румынии Прихожане этой церкви - древлеправославные христиане, то есть «новозыбковцы» или «беглопоповцы». Всего таких приходов по Тульчинскому округу 5 (3). В Славе Черкеза липоване-старообрядцы разделены на 2 общины - кроме указанной действует «белокриницкая». Два храма, два кладбища - одно село, хотя, как показывают наши исследования в нём, общины даже разному называют это поселение (беглопоповцы именуют его исключительно Слава Крестная - на горе над селом в начале XX был установлен деревянный крест, трижды уже обновляемый).
Следует указать, что подобные источники уже выявлены и публиковались румынскими коллегами («Тульчинская летопись» Василия Александрова) (4). Эти источники роднит близкая хронология, но обнаруженный нами составлен был позднее (1934—1958 гг..). Общее есть и в содержании - споры представителей двух согласий в старообрядчестве. Они и до сих пор не прекратились, но радикальность разногласий ранее имела порой некорректный и жёсткий характер.
Обнаруженная «летопись» представляет собой обычную тетрадь в клеточку на 24 странички. Записи в ней делались разными чернилами и почерками (визуально мы различили 3 варианта). Первые записи сделаны полууставом со включениями светского шрифта, после 1943 г. шрифт полностью становиться светским.
События, описанные в «тетрадке», охватывают широкий период - 1934-1958 гг. По своему характеру они различны: от записанных норм обычного права и актов церковного суда до бытовых и поминальных. Изначальное авторство приписывают уставщику церкви Трифону Наумову. О нём немногое известно. Он родился где-то в России и приехал в Славу Черкезу в поисках древлего благочестия, скрываясь от революции, то есть не позднее 1920-х годов. Судя как по тексту, так и почерку, Т. Наумов получил церковное образование.
Показательно синкретичное использование разных шрифтов, а также двойной датировки (от Сотворения мира и светского, славянской кириллицей и арабскими цифрами). Этот момент свидетельствует о маргинализации общин, переходном характере мировоззрения - от замкнутой внутриобщинной жизни к включённости в румынские реалии XX в.
Текст зафиксировал и лингвистическое своеобразие липован. В нем сочетается старославянский с диалектным вариантом русского языка, немало заимствований из румынской административной лексики.Написание слов отражает нормы оканья, редукцию «е-и» и т.д.
Такая природа документа и оригинальность изложенных материалов делает этот текст уникальным источником но истории беглопоповцев Добруджи 1930-1950-х годов, их мировоззрения, семейного и общественного быта. Отбор сюжетов для записи обосновывался социальной значимостью описываемых событий. Хотя текст имеет явно выраженный авторский стиль, можно говорить о типичности мышления автора.
Всего в «тетрадке» содержится 11 сюжетов, разбитых по хронологии. Из них 4 фиксируют важные общественные события в жизни общины (4-й, 5-й, 6-й и 8-й); 3 представляют собой рассмотрение брачных союзов (2-й, 3-й и 7-й); 3 носят частный характер, выполнены в жанре поминальников (все особы - родственники автора «Летописи», 9-й-П-й). Особняком стоит 1-й документ. Стоит указать, что модернизация общества в конце XIX-XX вв. вызвала обеспокоенность старообрядчества. «Обмирщение» воспринималось однозначным злом, и активные протесты против этих тенденций принимали самые различные формы. Одной из них был привычный приговор на сходке прихожан. Аналогичный по сути документ был обнаружен нами в среде белокриницких липован Браилы (хутор Писк), он относится к 1880-м годам (5). Именно такого рода документ открывает «летопись».
В беглопоповской среде Добруджи считалось, что поповцы, или белокриничане, пошли на компромиссы с румынской администрацией и отступились от «закона» предков. Это неприятие своих оппонентов было настолько сильным, что обе стороны, к сожалению, в спорах не стеснялись в выражениях. При этом реальное положение дел в соседних общинах оказывалось неизвестным.
Публикуется документ с сохранением орфографии и пунктуации оригинала. Нумерация сюжетов условна и проставлена автором публикации.
[Летопись из церкви Св.Георгия Древлеправославных христиан с. Слава Черкиза Тульчинского уезда Румынии]
[1)]ЗУМВ-го 1934 С. СЛАВА КРЕСТНАЯ
марта 26 и 27 числа
Мы собравшиеся древле православные христиане в богоспасаемой сел. Славы Крестной, в неделю С. Пасхи 26 и 27-го Ma прихожане Храма Святого Великомученника Георгия от старого и до малого, желая предохранить наше старообрядческое христианство, истинную христову церковь, от разных соблазнов, и еретических искушение на основании соборных канонических правил святоотеческого писания.
Решили
Еретиков и брадобрийцов в церковь непринимать и ни молиться вмести, и ни благословить пока обрастут, а ежели умрут, то нихоронить; и табакокуров от церкви отлучать, и ставить на искуту, и скромное в пост идущих ставить на искуту, и соблазны, чтобы, необычная одежда короткая, белилы, и ругающихся в бога и христа и во всякую святыню, и таковых судить по правилам [//]
В том подписываемся для памяти, своеручно и с приложением печати церковной;
уставщик Трифон Наумов
пономарь Феодул Александров
попечитель Василка Никитов
и прочие члены Лазарь Плотонов
Иван Данилов
Ермил Еуменов
Евстратий Иванов
Конон Трифонов
м.п. и вся общество.
[2)]ЗУМ го Месяца октября
Собрание!
Разсмотр брака.
Мы собравшиеся древлеправославные христиане, в доме уставщика Трифона Наумова, на рассмотрение брака Варфоломея Конона Трифонова, и Вассы Никиты Корнеива, в том что они находились в сродствии по крещении в колени (6-е из 7-ми) Шестое из Седмым, и они заключили в примарии [орган сельскою управления. - А.П.] по граждански его, прежде спроса, спустя месяц время*; Накануне брака известили уставщику Т. Наумову, уставщик ни решался благословить то они родители малодых собрали собрание прихожан ниже подписавшихся и просили нас разрешить ето колено, обещались взять на себя этот грех; так как много минуло время, ни надеясь на молодых что они ни коснутся друг к другу; и чтобы ни осталось одна часть на дороге, и по сем мы разрешили им, и уставщику велели благословить; их;
Мы нижеподписавшиеся клирики и попечители даем rправо уставщику благословить етот брак Вархоломея и с Вассой, и разрешаем их в том подписуемся своеручно и с приложением церковной печати;
Уст
Попечитель Ерил Корнеив
пономарь Фиодул Александров
и прочие члены Лазарь Платонов
Апории Александров
Нифантий Никитов
Ермил Евменов
Дмитрий Сафронов
Устин Ефимов
Ивлий Наумов
Конон Трифонов
Никитка Корнеив
уставщик Трифон Наумов м.п.
[3)] 7449 1941
ЗУМД года, 5 мая. С. Слава Крестная
Собрание.
Мы собравшиеся древле православные христиане в богоспасаемой селении Славы Крестной в Храме С.С.В.м и победоносца Георгия, на разсмотрения неладного сожительства Евдокимовых молодых, Епсиха Евдокимова, и Зеновии Василисковныи, и разсмотрели что они Молодыи оба виновныи, и принуждали их помирится, и иопращатся, но маладая нихотела мирится и дала дозволение ему женится**, и мы дали ему удостоверение. Чтобы женился и приложили печать церковною к потписям нижеподписаным вопервых попечитель Ермил Корнеив помощник Парамон Никитов пономарь Ермил Евменов, Лазарь Платонов, Михей Симонов, Никей Карнеив Евстигней Map Сметанкин, Дмитрии Софронов, Конон Трифонов, Никита Корнеив, Иван Платонов, Евтей Корнеив: уставщик не хотел подписать его, силою принудили наконец подписать; и подписал уставщик Трифон Наумов
** и сама расписалась.
[/ 4)] 7451 года 1943 Года месяца Генваря 7 го В нас в Ромынии, последовало на нас притеснение Церкву нашу заперли у Тульчи 7 Генваря, а в Сарикои 20 числа и в слави русской; а в нас в слави крестной 21 числа Генваря 1943 года. При попечителю Устину Ефимову Морозову, и при уставщику Трифону Наумову, и при пономарю Лазарю Платонову: а в Тулчи при попечителю Митрофану Епифанову и при уставщику Калинлику Лаврентиву и при пономарю Науму Моисеову а в Сарикои при попечителях Михею Максиву и Леону Афанасиву и Гавриилу Прохорову, и при уставщику Федоту Елевфериву; Нас принуждали чтобы мы приняли Попов австрийских или их ромынских; говорят нам что без попов ниможна; а австрийских пригоняли к новому стилю и в месеца Марта 4 числа все белокриничные подписались в нашей Слави, [ 4об.)] а митрополит ни хотел подписатся и ево арестовали, и он сидел у лагарях 21 день, и потом подписался и его отпустили, и стали Новыи Католики*** ; и поп Филат присягнул и подписался к новому стилю и присягнул в примарии; и служили Новому Идолу, а нас звали в Тульчю и приезжал адукат з Букурест и Министер инспектор нащот нашей Церкви. Мы просили чтоба отворили нам Церкви; а он нам предлагал в первом Новой стиль, принять; и чтоба был поп; Говорил Шукайте себе в Болгарии, в Сербии, а в Ростове нима, потому там фронт войны; и тогда отворим; а мы просили Амынария на один год; и они пообещали дать но нам нидали знать насколка время а молица запрещали, и в хатах, чтобы ни збирались, а только всяк себе можить молица, и около Креста на Горе зафатил шеф девок и жен, и все поразбежались только двое испугались ни ушли и он погнал их у секцию. Искуп и с них взял и отпустил. Потом нашу церкву асудили у Букурештах; нам ни дали читации, потом дали нам читации чтобы уже забрать церкву. Но мы изделали Конститацию пошли против т.е. судом, и теперь судимся и протянулось время один год и восим месецов: а война велась в них с россии, и россии побеждала их. Когда они видели, что россия разобиот их. Они и смирились с россией и (пошли) обратились на германа. И тогда нам церкву отворили, в 1944 года 18/31 августа, а суд еще никончали, но а мы нали до 16 ноября и 16го ноября акитали, все отдали, и мы стали служить по старому и папежа видять что мы служим по старому; и они стали служить по старому, и им говорят вы подписались рас, должны по новому служить; а они крутются как бешеный псы (собаки). [5)] 1951 го. Министерство Комуницкое Потребавало из нас сколько есть дворов и сколько душ; и мы послали в тульчю 2го сентября, 106 дворов, и 435 душ.
* Во время войны была проведена реформа светского календаря, и старообрядцев Добруджи и Буковины принуждали перейти на него, вплоть до того, что закрывали церкви и посадили под арест митрополита Тихона (Качалкина). Однако все направления старообрядчества отказались и отстояли свой «календарь». Нелицеприятные высказывания в сторону «белокриничан» не имеют под собой никаких реальных оснований, кроме конфессиональной неприязни (прим. публикатора).
[6)] 1953 Июля 23 в среду посылали делегатов в министерство в букурешты и 24го были налице Министров, нащот Священика;
[7)] 1959 г. Генваря 12.
Протокол
Возлюбленному Охристе брату Саввы фарапонтовичю, и всему твоему обществу, извещаю вам за наших молодых занеладное их житие, а именно за Архиппа Кирьякова, и Акилины Петрововны Тряпкиной: что она его бросает нихотить жить с ним, её сколько просили, ни могли упросить, и дала расписку ему женица, и мы вам извещаим чтобы вы знали, что с ними делать, подписалась карандашом, а ко мне не пришла;
Её подпись. Cojaharu Niculina daiu dozvolenie emu jenita, 12
Генваря 1959 г. При свидетелех; Анорий Александров Трофим Евменов Фома Агафонов Яков Нифанов которой принял её Адёжу к себе;
уставщик Трифон Наумов пономарь Никита Иванов
м.п.
[ 8)] Началась Постройка нашей церкви 1882 года а окончалась и пиришли в 1888 года. Отец Александр святил воду в стена) церкви и в 1885 году умер в гор. Тульчи погребли около церкви на правой стране около крильца;
[ 9)] 1957 г. М. Августа 20 числа Преставися раба божия Евдокия Ефимова жена Трифона Наумова, в Понедельник, а 40 дней 28 Сентября;
[ 10)] 1957 г. м. Ноября 21 день. Навведение Пресвятыя Богородицы Преставися раб божий Иов Наумов а 40 дней было 30 Декабря;
[11)] 1958 г. Марта 17го. Преставися раба божия Парасковия Акимова Шырокова. а 40 дней было 25 Апреля;
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Состав и характеристика старообрядческих собраний уже более 100 лет вводится в научный оборот благодаря археографической деятельности многих центров. Наиболее показательны в этом плане работы сегодняшних ведущих учёных И.В. Поздеевой, Н.Н. Покровского, Е.М. Юхименко и др.
2. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1991.
3. География расселения и конфессиональная структура липован Румынии показана в работе Ipatov F. Rusii-lipoveni din Romania: studiu de geografie umana. Cluj-Napoca, 2002.
4. Александров В.П. Тульчинская летопись. Бухарест, 2002. Иванов А. Летописная деятельность старообрядца-липованина Василия Полиектовича Александрова // Мир старообрядчества. Вып.4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований: Материалы международной научной конференции. М., 1998. С.376—380.
5. Рrigarapin O.A. Орипнальне джерело щодо самобутносп побуту липован 1880-х pp. // Р.Ф. Кайндль i украшська юторична наука: Maтepiaли Международного наукового семинару «Кайндлински читання», 22—23 травня 2004 р. 4.1. Черновцы, 2004. С.198-205.
Пригарин Александр Анатольевич - к.и.н., доцент, Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова
|