Эмиграция старообрядцев в великое княжество Литовское (далее - ВкЛ) является важным, но малоизученным вопросом. В XIX и XX вв. историки старообрядчества в своих трудах касались лишь отдельных эпизодов этой эмиграции. Авторы работ, носящих обзорный характер, считают, что эмиграция великорусов в Речь Посполиту, начавшаяся во второй половине XVII в., в XVIII в. стала массовой и в итоге привела к возникновению многочисленных старообрядческих поселений, а также приходов в разных местах обширного государства. Некоторые аспекты этого переселения, связанные с формированием старообрядческих (беспоповских и поповских) приходов, с ходом миграции в первой половине XVIII в. и мерами российского правительства по уменьшению исхода подданных России, нашли отражение в трудах о старообрядцах Литвы и Беларуси (1). Однако обобщённая характеристика процесса переселения старообрядцев собственно в ВкЛ, особенно в западную его часть, и анализ породивших его факторов в историографии отсутствует. В то же время, старообрядцы и их переселение в Латвию (2), в Польшу (3) и частично в Беларусь (4) во второй половине XVII и в XVIII вв. привлекли внимание исследователей этих стран.
В данной статье попытаемся проанализировать мотивы эмиграции старообрядцев из России за рубеж, а также время и место возникновения их приходов в ВкЛ в первой половине XVIII в. Особое внимание уделим эмиграции россиян в западную часть ВкЛ (Вильнюсское и Тракайское воеводства), на территории которой позже, в XX в. сформировались Старообрядческие Церкви в национальных государствах Литвы и Польши.
Возникновение организованного федосеевского общества XVIII в. в Речи Посполитой было следствием массовой эмигр арообрядцев, связанной с волнениями крестьян в России и °и их со своих мест жительства. Поэтому переселение старообрядцев в Речь Посполиту стало одним из важнейших факторов появления старообрядческих беспоповских приходов в Балтиийском регионе. Другими важными факторами были жестокие религиозные гонения на староверов на родине; относительная терпимость к ним со стороны правительства Речи Посполитой, дворян и католической Церкви; а также широкая, активная и успешная проповедь своего учения Феодосием Васильевым и его последователями как в России, так и за рубежом.
Несомненно, что успех старообрядчества в Литовском княжестве, Курляндии и Инфлянтах в значительной степени поддерживался крестьянской миграцией, начавшейся после закрепощения крестьян в Московском государстве (Уложение 1649 г.) и распространения "на веки" крепостной зависимости на всё новые слои населения (свободных людей, холопов), осуществленной после проведения в жизнь податной реформы при Петре I. Усиление религиозного фанатизма при патриархе Иоакиме, не любившем церемониться с врагами и рассматривавшем церковных "непокорников" просто как дезертиров или ослушавшихся начальства солдат, и государственная политика религиозного преследования содействовали массовому движению русских старообрядцев за западную границу. Хотя с 1716 г. церковная политика Петра I стала мягче и в ней отказались от жестоких преследований старообрядцев, их положение в русском обществе до Петра III оставалось по сути нелегальным и в церковном, и в гражданском отношении. Двойные налоги для старообрядцев были, несомненно, мерой наказания, а не попыткой постепенно предоставить им некоторые гражданские права, сохраняя на первых порах экономические санкции и религиозные запреты. как это будет при Екатерине II.
Мотивы, стимулирующие русскую эмиграцию в Речь Посполитую, были различными. Многие переселенцы, как это было во время ранних потоков эмиграции из Московской Руси, надеялись найти за западной границей более подходящее место жительства и найти свое крайне стеснённое имперскими налогами, поборами, а также помещичьим и чиновничьим произволом общественное положение. Некоторые отправились за границу, поскольку польские и литовские дворяне охотно принимали и оберегали русских переселенцев в своих опустошённых войнами, неурожаем и эпидемиями чумы имениях. Заселению Речи Посполитой также способствовало географическое положение государств, а именно огромная протяжённость общей границы, надёжно не прикрытая ни с польской, ни с российской стороны.
Однако крайне важной при переселении была собственно религиозная мотивация. Чаще всего старообрядцы, объясняя причины ухода, упоминают религиозные преследования на родине и стремление церковных властей "лютою жестотою" удержать и вернуть свою паству в патриаршую Церковь. В других случаях (например, в случае федосеевцев около Русаново) переселенцы были заинтересованы в развитии своей собственной формы поклонения или, по словам автора "Жития Феодосия Васильева", он "желателен убо зело бяще за древнее святоотеческое содержание усердно душу свою положити" (5).
Таким образом, переселения великорусов из Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской и других земель в Речь Посполиту нельзя отделять от желания перенести туда их собственную религию. Надлежит также иметь в виду, что специфическим мотивом ухода и эмиграции первых старообрядцев, особенно беспоповцев, было напряжённое эсхатологическое чувство и порыв, так как с их точки зрения пришли "последние времена", старообрядцы считали для себя невозможным жить в обществе и государстве, где воцарился духовный или физический антихрист; их мироощущение подсказывало "бегать и таиться".
"Побегайте и скрывайтеся за имя Исус Христово. Зело бо есть нужда прииде, и самое прискорбное житие; нуждно бо есть царствие небесное, и нуждницы восхищают е. И ныне спасаяй, спасет душу свою, велик будет в царствии небесном", — пророчески поучал в своём сочинении, написанном, видимо, в архиерейской тюрьме, в Новгороде, перед смертью Феодосии Васильев (6).
Надо заметить, что практические выводы о бегстве от антихристовых властей в атмосфере стихийного антикрепостнического протеста для немалой части верующих, находившихся далеко за пределами убежденного ядра ревнителей староверия, были важнее проблемы исчислений времени "конца света" или проблемы изменений в восьмом члене Символа веры (второе пришествие Христа). Массовые потоки россиян устремились как наЗапад (Речь Посполита), так и на Восток (Сибирь) (7). Большинство старообрядцев северо-восточной части Речи Посполитой становились беспоповцами, среди которых в XVIII и начале XIX вв. преобладало федосеевство. Массовое переселение людей происходило в основном стихийно, хотя со временем проводники и агитаторы стали осуществлять его в более организованном порядке. Это позволяло лучше подготовить средства и план действий, необходимые для успеха такого рискованного и тяжелого предприятия.
Новые старообрядческие поселения и приходы в великом княжестве Литовском.
Во время петровских преобразований прилив в Речь Посполиту старообрядцев, беглых крестьян, посадских и разных служилых людей ещё более усиливался и приобрёл особый размах (8). Этому отчасти способствовали и условия внутренней жизни ВкЛ: после кризиса середины XVII в., экономической разрухи и демографического кризиса начала XVIII в., когда к 1717 г. в ВкЛ почти вдвое уменьшилась численность хозяйств и на 46% упала численность населения по сравнению с серединой XVII в. (9), началось хозяйственное возрождение.
Религиозная свобода, которой не могли пользоваться местные православные, привлекала в ВкЛ многих староверов. Хозяйственные льготы, провозглашаемые и предоставляемые новопоселенцам в то время в ВкЛ, а также отсутствие стеснительных обязанностей к панам манили массу крестьян из соседних великорусских пограничных областей.
Прекрасной иллюстрацией этому являются донесения в столицу весной и летом 1723 г. воевод и дворян Новгородской, Псковской и других провинций северо-западной России. В них содержатся просьбы ускорить строительство застав на западной границе и усилить борьбу против побегов. Дворяне Псковского, Великолукского, Торопецкого и Пусторжевского уездов в своей челобитной Петру I от 7 июля 1723 г. жаловались на то, что крестьяне делают им "многие воровства и обиды". Необходимость платить налоги и повинности за беглых крестьян привела их "во всеконечную скудность". Дворяне просили восстановить должность специального пограничного судьи, который ранее ведал розыском бежавших в Польшу и Литву людей и решал все спорные дела о побегах. Эта просьба помещиков была удовлетворена (10). Ещё в 1723 г. на русско-польско-литовской границе для розыска и следствия поделам о побегах и разорении как с российской, так и с польско-литовской стороны были поставлены в обоих государствах пограничные комиссары в 3 местах: со стороны Киева, Смоленска и Пскова. Согласие это было достигнуто польским послом в России мазовецким воеводой Хоментовским и утверждено указом Петра I. Однако данный договор, как следует из челобитных псковских дворян в 1723 г., по-видимому, на практике был осуществлен не сразу. Известно, что в 1736 г. должности пограничных судей или комиссаров вновь учредил и сейм Речи Посполитой (11).
Стихийный ("народный") процесс крестьянского движения и малодейственные попытки российских властей уменьшить его продолжались и в XVIII, и в XIX вв. (12). Старообрядческая эмиграция и бегство крестьян из-за обострения социального напряжения в России были параллельными и взаимоусиливающими друг друга процессами, которые частично сливались, а в XVIII в. порой протекали в одном русле. Не столь многочисленные сведения о старообрядческих переселениях нередко "тают" в исследованиях социальных движений. Поэтому обзор переселения крестьян и посадских людей в Польшу и Литву позволяет воссоздать и картину старообрядческой эмиграции сюда.
В результате непрекращающегося наплыва эмигрантов из России на нынешней территории балтийских стран в первой половине XVIII в. возросло число русских поселений, которые являли собой либо чисто русские деревни, либо смешанные с местным населением поселения. Особенно интенсивно в начале XVIII в. происходил рост русского населения в Илукском уезде Курляндии и соседних с ним поветах Литвы (13).
Новые архивные находки позволяют утверждать, что множество русских эмигрантов семьями и группами уже в первой трети XVIII в. жили не только в восточной (Беларусь), но и в западной части ВкЛ, то есть и на территории нынешней Литвы. В сентябре 1735 г. Сенату из канцелярии генерал-губернатора Лифляндии было послано краткое изложение допросов русских беглых крестьян, доставленных в Ригу из Речи Посполитой, которые 2 июля того же года с семьями были отправлены с сержантом рижского гарнизона Эзельского полка Л .Свиязовым в Псков и далее на прежние места их проживания.
Эти любопытнейшие документы показывают, что только за один год пойманных или вернувшихся из Речи Посполитой русских эмигрантов, зарегистрированных чиновниками Лифляндской генерал-губернаторской канцелярии, насчитывалось несколько сотен. Впечатляет и география распространения русских эмигрантов (к сожалению, их конфессиональная принадлежность не отмечалась, но среди них могли быть как старообрядцы, так и новообрядцы): они жили и на востоке, и на северо-востоке ВкЛ: в Речицком повете Минского воеводства, Дисненском повете Полоцкого воеводства, в Гродно, - и на западе: в Браславском и Поставском поветах Вильнюсского воеводства, Тракайском, Каунасском поветах, в Каунасе, Биржай и Пакруоисе Тракайского воеводства, Кражяйском, Варняйском поветах, местечках Шаукенай, Лаукува, Жагаре Жемайтского княжества (14). Русские эмигранты находили себе приют главным образом в имениях и деревнях литовских дворян, в том числе у шляхтичей Яна Липницкого и Казимера Панисевича в Каунасском повете, у шляхтича Ячевича в Кражяйском повете, в местечке Пумпяны "за шляхтичами" Чесновичем, Минским и Корсаком, в Пакруоисе у пана Забелы. Есть немало указаний, что великорусы селились и на землях, принадлежащих католической Церкви, и в королевских вотчинах: в местечке Орми (Варняй) "за бискупом Александром Райном", в "Жмудском повете за ксендзом Яцевичем", в Рауденской парафин у ксендза Павловского и в королевской вотчине пана Яцевича в местечке Жагаре.
Сведениями о количестве слобод, населённых русскими беглецами на востоке в начале 1750-х годов, наполнены ведомости Военного министерства. Особенно много русских жило в Ветке, Романовке, Тарасовке и других слободах, принадлежащих режиц-кому подкоморью Антонию Халецкому (всего 9 слобод и 197 дворов); в Казельской Буде и Горах у хорунжия ВкЛ князя Иеронима Радзивилла (всего 9 слобод и 230 дворов); у Сапеги в Избыне (45 дворов) Мстиславского повета и у подканцлера ВкЛ князя Адама Чарторыского в Гомельском повете и др. (15).
К сожалению, отсутствуют данные, которые хотя бы приблизительно отражали общее количество великорусов, пришедших в ВкЛ в этот период. Однако многие исследователи считают, что в начале XVIII в. переселения внутри России и за границу достигли огромных размеров (16). Согласно указу Сената от 17 сентября 1742 г., только с 1719 по 1736 гг. из своих мест жительства бежало пролегала по окраине местечка (30).
Духовные наставники много потрудились, созидая и распространяя древлеправославие среди русских эмигрантов в Литве, Латвии и северо-западной части Беларуси. Моральным и духовным рвением побуждаемы в 1740 г. два наставника Федор Никифоро-вич и Афанасий Терентьевич благословили устройство храма в д.Войтишки близ местечка Скрудалино в Курляндии (31). Ещё через 2 года "в Литве в деревне Каролишках устройся молитвенный храм благословением духовного отца из Гудишкской обители Наума Савельича" (32). В 1756 г. имеется краткое сообщение о восьмом старообрядческом храме на территории нынешней Литвы, построенном в Дегучай Зарасайского района: "Того же лета в Литве остальцами оной Гудишской обители основася вместо той Гудишской в деревни Дегутях Солоцкого ключа моленна благословением Филимона Петровича и Степана Афанасьича, остальцами обительскими, и при ней настоятельство" (33).
Итак, первые старообрядцы поддерживали тесные религиозные, а также торговые и родственные связи не только в Литве, но и с единоверцами в Латвии и в северо-западной части Беларуси. Это способствовало формированию более сплочённого старообрядческого общества и обеспечивало некоторое единство богословия (учения) и правления приходами на новом месте. Важно отметить, что к середине XVIII в. сложившиеся скопления староверческого населения, экономические, родственные, а также церковные связи между приходами в юго-восточной Латвии, северо-восточной Литве и северо-западной Беларуси в основном сохранились до настоящего времени и тем обеспечивают трехсотлетнюю преемственность старообрядчества и его религиозно-культурных традиций (и новшеств) уже в современных обществах балтийских стран.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Iwaniec E. Z dziejyw staroobrzxdowcyn na ziemiach polskich. Warszawa, 1977; Jaroszewicz-Pieresfawcen Z. Starowiercy w Polsce i ich ksixgi. Olsztyn,1995; Лилеев МИ. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII вв. Вып.1. Киев,1895; Прозоров И.А. История старообрядчества. Каунас, 1933; Подмазов А.А. Старообрядчество в Балтийском ре гионе. Первое столетие истории, in Religija. Vesture. Dzive. Religiska dzive Latvija. Riga, 1993. S.I52—173. О мерах российского правительства в отношении исхода старообрядцев см.: Грицкевич В.П. Массовая миграция русских в Литву и Белоруссию в первой лолонине XVIII в. как форма классовой борьбы против усиления крепостнического гнета (по опубликованным русским источникам) // Lietiivos Auktuju Mokykiu Mokslo Dunbai. Istorija. T.24. Vilnius, 1984. S.69—83.
2. Подмазов А.А. Старообрядчество в Латвии. Рига, 1970; он же. Церковь без священства. Рига, 1973; Заварина А.А. Русское население восточной Латвии во второй половине XIX—начале XX века: Историко-эгнографический очерк. Рига, 1986.
3. Iwaniec. Op. cit.; Jaroszewicz-Picresfawcew. Op. cit.
4. Короткая Т.П., Прокошина Е.С., Чудникова А.А. Старообрядчество в Беларуси. Минск, 1992.
5. Житие Феодосия Васильева, основателя федосеевского согласия, написанное сыном его Евстратом в 7250 году // ЧОИДР. 1869. №2(V). C.78.
6. Васильев Ф. Послание на Выг // Смирнов П.С. Споры и разделе ния в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб.,1909. Приложения. 023.
7. О миграции старообрядцев в Сибирь в XVIII в. см.: Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974.
8. Подмазов А.А. Старообрядчество в Балтийском регионе. С. 158-159; Занарина А.А. Указ. соч. С. 18; Iwaniec. Op. cit. S.64; Грицкевич В.П. Указ соч. С.72.
9. Morzyj. Kryzys demograficzny na Litwie i Bialorusi w drugiej polowie XVII wie Ku. Poznan,1965. S.217; Nuo scniausiu laiku iki 1917 m. T.I.Vilnius, 1985. S. 167-168.
10. Троицкий СМ. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIII в. М.,1966. С.118.
11. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.248.Оп.7. Кн.425. Л.170—170об.
12. Брук С, Кабузан В. Миграция населения России в XVIII—начале XX вв. (Численность, структура, география) // История СССР. 1984.№4. С.42.
13. Заварина А.А. Указ. соч. С. 18—20.
14. РГАДА. Ф.248. Оп.7. Кн.397. Л.1171-1190об.
15. Там же. Кн.425. Л.500-502.
16. Лилеев М.И. Указ. соч. С.290—291; Заварина А.А. Указ соч.С.20; Подмазов А.А. Старообрядчество в Латвии. С.24.
17. Юзов И. Русские диссиденты. Староверы и духовные христиане. СПб.,1881. C.3I.
18. Житие Феодосия Васильева. С.99; Троицкий СМ. Указ соч. С.118.
19. РГАДА. Ф.248. Оп.ПЗ. Л.1-4, 7-9.
20. См.: Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Кн 12.М.,1964. С.220.
21. Список старообрядческих общин в Литовской Республике по состоянию на 1 июля 1992 г., составленный Высшим Старообрядческим Советом // Личный архив автора; Прозоров И.А. Указ. соч.. С. 144.
22. Вестник Высшего Старообрядческого Совета в Польше. 1931. №2-3. С.27.
23. РГАДА. Ф.248. Оп.7. Кн.397. Л.1187об.
24. Материалы экспедиции 1998 г. Группы по исследованию старообрядцев Литвы. История старообрядчества. Кабинет этнологии исторического факультета Вильнюсского университета.
25. Прозоров И.А. Указ. соч.. С. 144.
26. Хронограф, сиречь Летописец Курляндско-литовский // Будагарин В.П. и др. Древлехранилище Пушкинского Дома. Материалы и исследования. Л., 1990. С.195.
27. Там же. С.204-207.
28. Там же. С.195.
29. Древлехранилище. Латгальское собр. №51. Л.Поб.
30. Барановский В. На стезе древлеправославия: Очерк истории Зарасайской старообрядческой общины (1735—1997 гг.) // Старообрядцы Литвы: исследования и материалы (1996—1997). Вильнюс,1998. С.141.
31. Хронограф. С.196; Завалоко И.Н. История церкви Христовой.Рига,1990. С.155.
32. Хронограф. С. 196.
33. Хронограф. С. 196—197, 246. О сооружении Дегуцкого храма в 1756 г. см. также: Библиотека Академии наук. Собрание В.Дружинина.№189. Л.22об.
Г.В.Поташенко (Вильнюс)
|