Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Ноя-24, 12:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Литва

Алексеев И. Поездка в Дегуцы. Статья из журнала "Китеж-Град", 1933, № 6

(3 июня с.г. была предпринята экскурсия в Дегуцы. В экскурсии приняли участие предс. Центр. Совета В.А.Прозоров, Зав. Дух. Курсами И.А.Прозоров, курсанты: И. Никитин, Ф. Каштелянов и М. Колесников. Ниже помещён очерк об этой экскурсии).

 

...после 4-х часов езды мы очутились у цели  нашего путешествия. Сворачиваем с шоссе и по маленькой дорожке проезжаем среди полей, затем съезжаем с косогора и останавливаемся у деревни. Вблизи, на высоком холме, расположено кладбище. Со всех сторон к кладбищу спешат люди на подводах и пешком. Вокруг кладбища расположились подводы. С кладбища несется пе­ние - то служат литии на могилах.
 
У входа на кладбище стоят возы с баранками, пряниками, конфектами. Масса народа толпится у входа. С трудом проталкива­ясь сквозь толпу, подходим к старинной часовне, расположенной на самой вер­шине холма. Здесь, у часовни, составляют списки тех, кого желают поминать на могилах. Часовня прибрана, а внутри облеплена бумагой. В этой часовне похоро­нены настоятели бывшей Дегуцкой обители и её основатели.
 
На могилах служат литии 4 наставника ближайших приходов: Рейстанишского, Аукштакальнского, Миновского и Рустейкского. У могил, разложив съестные припасы, сидят родс­твенники похороненных. Те же, которые отслужили литии, раздают нищим хлеб. На некоторых могилах дают молоко.
 
 
 
 
Кладбище - большое. Оно сплошь покрыто могилами. Попадаются старинные памятники, на которых с одной стороны высе­чен крест, с другой стороны написано, кто похоронен. Вот под камнем похоронен Иов в 7327 г. [1819]. Под другим камнем похоронено сразу несколько человек, на третьем - уже нельзя и слов разобрать. Это все прямо стоящие плиты, а есть и лежащие, совсем вросшие в землю. Попадаются и новые кресты. Жаль - уходит старина. Нет уже «теремков», а «голубец», случайно, удалось найти только один.  Рассказывают, что ещё недавно их было много.
 
Сделав несколько фотографических снимков и, обойдя кладбище в поис­ках наиболее интересных остатков, отправились в деревню. Здесь нам указали место, где когда-то стоял Дегуцкий скит. История его такова: в 1715 г. был ос­нован старообрядческий скит в Гудишках. Он просуществовал до 1755г., ког­да был разорён. После этого, часть его обитателей переселилась в пос. Злынку, Черниговской губ., а другая часть - в Дегуцы.
 
В Дегуцах монастырь быстро начал разрастаться. Он был сооружен на высокой горе, откуда открывается ве­ликолепный вид во все стороны. Он был окружен сосновым бором и озерами. Место было выбрано очень удачно. Был построен огромный дом. В стороне от дома, окруженного большим парком, были построены различные службы. В день Покрова Пресвятыя Богородицы сюда съезжалась масса народа, подчас из самых отдалённых мест. После церковной службы здесь нередко происходил и духовный суд. Древние иконы украшали храм, при котором была собрана весьма ценная библиотека старинных книг.
 
Дегуцы росли и процветали до царствова­ния Николая I, когда начались притеснения и гонения. Год за годом издавались указы, ограничивавшие и без того незначительные права старообрядцев. Затем в 1840 г. моленная была опечатана, в 1844 г. отобраны метрические книги, обитель была опечатана, а вскоре и совсем уничтожена. На месте, где некогда процветала обитель, теперь растёт клевер, а молоденькие деревца густо покрыли то место, где стояло главное здание скита.
 
Маленький заросший ровик показывает мес­то старого фундамента, кое-где виднеются камни с приставшей известью. Вот и всё, что осталось от обители. Разве ещё упомянуть о нескольких огромных столетних липах, которые некогда окружали обитель, а теперь стоят одинокие, пережив славу ... славной обители. Ничего не осталось и от собранных когда-то в обители ценных икон и книг.

 

Ив. Алексеев

 

(«КИТЕЖЪ ГРАДЪ», №6, 4 июля (21 июня ст. ст.). Каунас, 1933 г., с. 15-17)

 

 

 

Категория: Литва | Добавил: samstar-biblio (2008-Фев-29)
Просмотров: 2091

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz