Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 13:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Беларусь

История несуществующего старообрядческого села

Это село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны были белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения.

 

Святска больше нет. Последние жители покинули свои родные места, не по своей воле, осенью 2003 года. Некогда знаменитый своими садами и справлявший девять ярмарок в году, ныне и сам уехал со своей последней ярмарки в чертополох небытия… Он пережил коллективизацию, уцелел под немцем, но не мог устоять перед зловещей тенью Чернобыля. Тысячи нитей — человеческих судеб — были связаны с ним. Он имел богатое историческое прошлое.

 

Как утверждают летописи Киево-Печерской Лавры, старообрядческая слобода Свяцкая была поселена лаврскими монахами в 1712 году. Старообрядцы, как и другие поселенцы Малороссии, большею частью селились слободами на монастырских, «державских» (находящихся в частном владении — Ред.) и магистратских землях. Обычно таким поселенцам при первоначальном заселении давались, хотя, по-видимому, не всегда, так называемые «осадные листы» или «письма», в которых обозначались условия поселения и определялись будущие отношения. Это были своего рода юридические документы, позволяющие поселенцам узаконить свой приход на эти земли. Что касается слободы Свяцой, такое «осадное письмо» было получено немного позже заселения по разрешению тогдашнего архимандрита Афанасия Миславского. Июня 18 дня 1713 года — день основания Святска. Слобода Свяцкая стала последним старообрядческим поселением, основанным на землях Стародубского полка.

 

Название свое слобода Свяцкая получила, по одной версии, от имени владельца земли, на которой возникло поселение, а по другой — из-за почитавшегося святым родника-криницы. В давние времена, если верить легенде, священник, освящая этот родник, неловко взмахнул рукавом рясы и уронил в воду свой серебряный крест. С тех пор стали люди называть эту воду святой, а уж от неё и к селу пришло название Святск. Согласно летописи Киево-Печерской лавры, ещё до 1610 года это место было известно как святое. В двух километрах от него находился древний монастырь, который закрылся из-за отсутствия средств, а в центре поселения слободы Свяцкой имелись источники питьевой воды, которую иноки почитали целебной.

 

Невдалеке от криницы когда-то был поставлен поклонный крест с иконой Спасителя и негасимой лампадой. Здесь усталый путник мог помолиться и попить студеной ключевой воды. У основания креста находилась «братская кружка», куда богомольцы опускали пожертвования. Все это, как говорили старожилы села, бесследно исчезло в первые годы Советской власти...

 

Московский журналист Анатолий Воробьёв, уроженец Святска, относит основание монастыря к далёкому 1376 году, полагая, что здесь, в тихой лесной обители, укрытой от глаз врагов, велась подготовка воинства для борьбы против татаро-монголов. Как известно, уже в Куликовской битве 1380 года вместе с ратниками Дмитрия Донского сражались и монахи — может быть, даже из этого самого монастыря, с которого и пошёл Святск. В период второй «ветковской выгонки» (1764 год) старообрядцы Стародубья предоставляли земли своих слобод и посадов для размещения на их территории монастырей, скитов, обителей и пустынь. Так, на древней монастырской земле был основан старообрядческий мужской Ново-Покровский Свяцковский монастырь, куда переходили старообрядческие иноки после ликвидации ветковских монастырей, так как положение монастырей в Стародубье было легальным и открытым. К сожалению, данных об общем количестве земельных угодий, принадлежавших монастырю, в архиве не сохранилось. После упразднения монастыря в 1853 году строения его были проданы и на эти деньги построены единоверческие церкви в посаде Святск и Тимошкин Перевоз, а земли переданы причту посада Святск.

 

Так Покровская церковь монастыря стала единоверческой, а затем, ввиду малочисленности единоверцев, — обычным приходским храмом господствующего вероисповедания. Братский корпус был обращён в старообрядческую моленную беглопоповцев (ныне Русская Древлеправославная церковь патриарха Александра). После революции оба строения использовались для хранения зерна. В 20-30-е годы ХХ столетия активисты местной комсомольской ячейки устроили здесь акт борьбы с «религиозным прошлым» — принялись колоть и сжигать иконы и богослужебные книги, в результате чего погибли многие уникальные и бесценные памятники церковной старины. Здание бывшей Покровской церкви находилось рядом с правлением колхоза, а моленной — напротив продовольственного магазина, на высоких каменных столбах, на Красной площади Святска. В 1999 году Покровскую церковь пытались разобрать на дрова, при разборе в алтарной части найдена была икона Святителя и Чудотворца Николы, и дальнейший снос здания на какое-то время был приостановлен. Однако не долго она стояла полуразрушенной, пока её окончательно не разобрали.

 

Нельзя не сказать и том, что некоторое время в Ново-Покровском Свяцковском монастыре проживал Илларион Кабанов (1819 — 4 декабря 1882). Его фамилию редко кто знал. Все звали его «Ксенос». С этим именем он вошел и в историю как выдающийся писатель и апологет старообрядчества. «Ксенос» — греческое слово, значит странник. Этим псевдонимом любил подписываться Илларион Георгиевич.

 

Минули столетия, и от прежнего монастыря осталась только память. Неизменным остался лесной массив, выросший у старообрядческой Ново-Покровской обители, и получившей в народе название «монастырь». А над ним — серое небо, до которого когда-то неслись горячие молитвы иноков о любви, добре и счастья для людей земли.

 

В Святске когда-то проживало более 3600 жителей, и назывался он не селом, а посадом. Посад — в России до 1917 года небольшой торгово-ремесленный городок, пригород, предместье. В Стародубье в конце XVII – начале XVIII столетия появилось около тридцати старообрядческих поселений (на территории современных Новозыбковского, Злынковского, Стародубского, Климовского и Клинцовского районов Брянской области). Позднее тринадцать из слобод получили статус посадов, а слобода Зыбкая стала городом Новозыбковом в 1809 году. В советское время посады Клинцы и Злынка также стали городами.

 

В начале ХХ века посад Святск становится одним из крупнейших поселений Суражского уезда Черниговской губернии. Здесь было пять церквей, одна синагога, семь крупорушек, три кирпичных завода и шесть кожевенных фабрик, среди которых выделялся кожевенный завод Тюрюхова с годовым производством кожевенного товара на шестнадцать тысяч рублей, маслосырозавод, 29 торговых лавок. А ещё мельницы, хлебопекарни. Здесь было развито шорное, колёсное и бондарное производство, были распространены кустарные промыслы — портняжное и скорняжное; процветали коммерция, рыболовство, пчеловодство, садоводство и другие виды деятельности, но главным было сапожное ремесло.

 

Старообрядческий уклад жизни формировал и внешний облик посада. Святск, как и другие старообрядческие по происхождению поселения, имел своеобразную планировку, резко отличающую её от планировки соседних сёл — Старого Вышкова, Старых Бобович и Верещак, отличительной чертой которых является звездообразное многорядье. У Святска дома были выверены строго по «красной» линии в ряд улиц, являя тем самым особенность городского поселения. Дома и массивные хозяйственные постройки купеческих и мещанских подворий, обнесённые заборами, окна, ночью плотно прикрытые ставнями — всё это вносило впечатляющую необычность в облик посада. Основным и излюбленным средством декора деревянных зданий была пропильная резьба. Резьбой порою покрывалась почти вся поверхность главного фасада дома снизу доверху. Многолетний искусный труд мастеров-резчиков создавал неповторимость в облике Святска. Когда-то Святск славился в округе самыми замысловатыми наличниками, разнообразными по форме и художественному замыслу. Святск считался одним из центров иконописания Стародубья. Здесь наряду с традиционной технологией иконописи применялась техника золотопробельного письма.

 

На протяжении своей истории Святск был неразрывно связан с первым в истории старообрядчества — Покровским храмом, основанном и освященном на Ветке свяшенноиноком Феодосием (Ворыпиным) в 1695 году. Так, вовремя первой «ветковской выгонки» 1735 года, полковнику Азовского полка Якову Григорьевичу Сытину была дана от правительства императрицы Анны Иоанновны инструкция, согласно которой дома ветковских слобожан были сожжены, как и монастырские строения, за исключением Покровской церкви, её ветковцам позволено было перевезти в соседние стародубские приделы. По мнению дореволюционных исследователей старообрядчества единоверческого священника Андрея Журавлёва и историка Михаила Ивановича Лилеева, церковь эта, срубленная из дубовых брёвен, с позволения начальника карательного отряда полковника Сытина была разобрана и перевезена частично плотами по реке Сож, а частично — на лошадях в Стародубскую слободу Свяцкую. Более крупные дубовые части, пущенные плотами по реке Сож до устья Ипути, утонули без остатка в реке, так как в то время река Ипуть была полноводной; а мелкие, хотя и достигли цели своего назначения, были сложены около упомянутой слободы, но обращены в пепел во время разразившейся грозы.

 

Из перевезенных в Свяцкую частей Ветковской церкви уцелели только Царские и боковые двери, а также четыре иконы, находившиеся потом в Свяцкой часовне поповцев. С тех пор слобода Свяцкая стала родным детищем Ветки, получала оттуда беглых попов, повинуясь во всем ветковским уставам. Возможно, найденные сотрудниками Ветковского музея полуразрушенные створки Царских врат XVIII века на чердаке Святской Успенской церкви и есть те самые, что удалось спасти. Именно сюда же на некоторое время были доставлены мощи знаменитых ветковских старцев — Феодосия, Иосифа, Александра и Антония. К ним был определен караул, к которому было предъявлено требование «содержать их (мощи) в добром сбережении». Однако дальнейшая судьба нетленных мощей оказалась трагичной: 11 февраля 1736 года, вывезенные из Ветковсвкого старообрядческого монастыря, они «по высочайшему соизволению Всемилостивейшей Государыне указу» тайно были сожжены, а пепел брошен в реку.

 

Единоверческая церковь сложилась в начале XIX века. А поскольку большинство старообрядцев не приняло единоверия, боясь потерять свою самостоятельность, вопрос о создании собственной старообрядческой иерархии в девятнадцатом столетии стоял очень остро. Российское законодательство 40-х годов было направлено на искоренении беглопоповства. Перед старообрядцами стояла задача создания собственной, совершенно независимой от господствующей Русской православной церкви иерархии, которая служила бы неиссякаемым источником священства. Именно в 1846 году в Белой Кринице в Буковине появилось новое течение в старообрядчестве — австрийское или белокриницкое согласие, создавшее собственную независимую иерархию во главе со старообрядческим митрополитом.

 

Первым главой старообрядческой иерархии стал греческий Босно-Сараевский митрополит Амвросий. Однако первосвятительскую кафедру он занимал не долго — всего один год и один месяц, так как был отправлен под нажимом русского правительства Николая I на австрийское, в ссылку в город Цилли (ныне находится в Словении), где в течение 15 лет он жил в уединении, строго соблюдая уставы иноческой жизни. Владыка умер 30 октября 1863 года. Дело, положенное митрополитом Амвросием, не было напрасным. Немного позже белокриницкие иерархи основали свой духовный центр в Москве, в числе общин, признавших руководство белокриницкой иерархии, была Рогожская община, из Москвы переняли это согласие в Стародубье. В Святске в то время, проживали довольно известные в старообрядческом мире начётчики — братья Василий, Иван и Кузьма Григорьевичи Усовы. Имелась в Святске и значительная община беглопоповцев (ныне Русская Древлеправославная Церковь патриарха Александра). К ней принадлежало 775 человек мужского пола и 810 человек женского пола. Моленная их помещалась в общественном доме (бывший братский корпус Ново-Покровского старообрядческого монастыря). Наставником и попечителем её состоял Александр Яковлевич Кругликов. Была здесь и небольшая моленная беспоповцев, моленная которых находилась невдалеке от Аптечного пролёта, на краю посада. Местную общину беспоповцев в Святске именовали козловцами. Скорее всего, по имени наставника моленной. Здание моленной в советское время использовали как склад. В 30-х годах ХХ века от замыкания проводки здание сгорело. По численности своей беспоповцы уступали во многом другим направлениям традиционного старообрядчества в посаде Святск.

 

После опубликования в России известного царского манифеста от 17 октября 1905 года старообрядцы обрели право на свою религиозную деятельность, книгоиздание, строительство храмов. Благодаря этому событию старообрядцы белокриницкого согласия посада Святск решили воздвигнуть летний величественный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Всем миром собирали средства, чему немалые пожертвования делали местные купцы. В этот период времени начался активный процесс регистрации некогда запрещённых старообрядческих общин.

 

Так, 20 июня 1907 года черниговским губернским правлением была зарегистрирована Свяцкая старообрядческая община, приемлющая священство Белокриницкой иерархии при Успенском храме. Строительство начали весной 1908 года, строила его бригада местных плотников, руководимая Петуховым. Храм возвели быстро за два года, к марту 1910 года. Стены храма были рублены из брёвен без остатка и обшиты тёсом, располагался он на кирпичном цоколе. Это был характерный для архитектуры Брянщины начала ХХ века образец деревянного храма в русском стиле. Здание принадлежало к ярусным храмам типа восьмерик на четверике с крестообразным построением объёмов. Пятигранный алтарь венчала главка; короткие боковые прирубы, пониженные по отношению к четверику, с западной стороны имели небольшие пристройки с входными крыльцами, имеющими главки над фронтонами. Трапезная заканчивалась более широкой папертью с аналогичным крыльцом; над ней поставлена была невысокая колокольня — низкий четверик с вытянутым вверх восьмериком звона, был увенчан яйцевидным гранёным куполом с аналогичной храму главой. Убранство фасадов здания состояло из тонких накладных пилястр на Фотография автора 1988углах объёмов, простых карнизов, щипцовых завершений граней восьмериков, рамочных наличников окон и филёнчатой разделки на шеях глав. В интерьере центральное, развитое в высоту помещение храма с крупными плоскими парусами при переходе к восьмерику было перекрыто восьмигранным сводом с плоским потолком в центральной части. Оно значительно было выше алтаря, боковых прирубов и трапезной, открытых в него широкими проёмами. В центре свода помещено было изображение Саваофа, выполненное в 1910 году масляной краской на полотне. Предметы внутреннего убранства относились в основном к концу XIX — 1-й половине ХХ столетия. В иконостасе конца Х1Х века, выдержанном в русском стиле, имелось несколько икон XVII-XVIII веков.

 

Освящен храм был 29 апреля 1910 года епископом Новозыбковским Михаилом (Кузнецовым), это было его последнее храмовое освящение. В 12.00 ежедневно совершался благовест, по которому жили жители посада. Вокруг храма находилась каменная ограда с чугунными воротами и двумя калитками, построенными на средства, 250 рублей — немалыми по тем временам деньгам, Фёдором Кузмичём Разуваевым (1847-1933), впоследствии епископом Флавианом Новозыбковским и Гомельским. Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала для посада Святск доминантой, и с какой бы стороны вы не подъезжали к посаду — будь-то монастырская горка близ Ново-Покровского монастыря, или со стороны белорусского села Старого Закружья — в небе виднелись, блистая на солнце, купола храма. Да и сам он создавал неповторимое очарование и привлекательность. Колокола, ворота и калитки были сняты перед Великой Отечественной войной и отправлены на переплавку. Долгие годы в Успенском храме служили отец Максим Волков, отец Григорий Тихонов, диакон Ерофей Волков.

 

Проходя по пустынным, зарастающим деревьями и бурьяном улицам Святска, где и домов-то уже нет, всматриваясь куда-то вдаль, отчётливо видишь картины прошлого «о жизни той, что бушевала здесь».

 

8 июля 2005 года по благословению настоятеля Новозыбковского старообрядческого Николо-Рождественского храма священноиерея Сергия Бедного, стараниями бывших святских жителей на месте святого алтаря Успенского храма в Святске был воздвигнут Поклонный крест. В престольный праздник храма — 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы — в Святске состоится водосвятный молебен, который станет традиционным в память о некогда знаменитом старообрядческом поселении Стародубского района.

 

© ИА «Город_24». Материал предоставлен историком-краеведом Олегом Каменецким

 

Статья опубликована в Интернет-газете "Наш Брянск" 

Категория: Беларусь | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-15)
Просмотров: 3836

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz