Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Мар-28, 15:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Таранец С.В. Старообрядчество Украины: вопросы истории и его современного состояния

Украина — одно из направлений колонизационного движения старообрядчества после раскола середины XVII в. русской Праославной церкви. Потоки русских переселенцев из России были продолжительны во времени. Кроме общего передвижения в сторону Украины, они имели ряд внутриукраинских направлений, зависящих от внешних и внутриполитических процессов, происходивших на ее территории в XVII-XIX вв.

 

Поэтому время и было «лакмусовой бумажкой» колонизационных стремлений русского старообрядчества в Украину. Прежде всего, здесь имеется в виду непростое положение украинских земель на международной арене в описываемое время.

 

На протяжении упомянутого периода эти территории находились под влиянием разных государств, каждое из которых преследовало свои интересы. В итоге — эти интересы определили отношение к переселенцам-старообрядцам, что позволило последним быстро укрепиться на новых землях, определить свое правовое и экономическое положение.

 

Время определяло и интенсивность переселения. Наиболее значительной в этом отношении явилась последняя четверть XVII- первая четверть XIX в. Однако это еще не свидетельствует о том, что в последующий период колонизация исследуемых территорий русскими старообрядцами остановилась: она продолжалась, но уже не с такой насыщенностью и, скорее, была связана не столько с религиозной оболочкой, сколько с экономическим состоянием земель, их преобразованием. Но религиозный вопрос, несмотря на то, что уступил место экономическому, не терял своей актуальности. На этих и других моментах более конкретно мы остановимся чуть ниже.

 

Итак, раскол Русской Православной церкви середины XVII в. положил начало старообрядчеству, которое, подвергаясь небывалому гонению и проклятию со стороны духовных и светских власть предержащих, вынуждено было искать прибежища в местах отдаленных. Одними из тех мест послужили территории Украины.

 

Особенностью этой колонизации стало то, что ее представители, старообрядцы, руководствовались не экономическими мотивами, что, как мы знаем, бывало в таких случаях касательно подобных процессов, а прежде всего во главу утла ставился вопрос о сохранении веры отцов и невозможностью сохранить эту веру в пределах российских.

 

Первой волной старообрядческой миграции послужили территории так называемых окраин Русского государства. На Украине это были территории недалеко от окраин российских, исконно заселенные посполитыми людьми. Здесь имеются в виду земли черниговского Стародубья, или Стародубского полка. Стародубье лежало близко от Ветки (известного центра старообрядцев-поповцев). Несмотря на то, что оно относилось к Стародубскому полку — административной единице Малороссии, подчинявшейся московскому государю, оно привлекало старообрядцев.

 

Малороссия до 1709 г. более-менее сохраняла автономию по отношению к России, поэтому ее помещики привлекали податное население на свои земли, невзирая на отрицательное отношение к подобным поселенцам (раскольникам) русского правительства и местных посполитых крестьян, обиженных отнятием у них угодий. В принципе, нужно полагать, там нашли свое начало множество старообрядческих сел, сыгравших затем в истории старообрядчества видную роль. В Стародубье возникло более тридцати старообрядческих селений, основанных выходцами из центральных российских губерний.

 

Вторым, не менее важным центром старообрядческих поселений на Украине, стало Подолье. Этот регион важен не только ранним своим возникновением, но и тем, что его заселение происходило с небольшим разрывом от заселения Стародубья и имеет свою специфику.

 

Прежде всего, Подолье в то время принадлежало Польше, которая переживала в конце XVII- начале XVIII вв. тяжелые времена. С одной стороны, в целях сохранения своей государственности, она пыталась использовать против России старообрядчество,  недовольное русским правительством.  С другой — дела, происходившие в Подолии в это время, вызванные Освободительной войной и последующими событиями, сопровождавшимися массовым переселением местного населения на левый берег Днепра и Слобожанщину, способствовали переселению старообрядцев на земли польских помещиков, неуверенно себя чувствовавших в это время. Поэтому зыбкое положение старообрядцев и неуверенное властвование магнатов и шляхты на полупустых землях дало возможность тем и другим как нельзя лучше найти точки соприкосновения в заселении региона.

 

К этому надо добавить, что и правовое, и экономическое их положение было гораздо лучше, нежели у старообрядцев Стародубья, до тех пор, пока оставалась властвовать здесь Польша, несмотря на гайдамаческое движение и высылки русским правительством. В этом крае насчитывалось около 30 мест компактного проживания старообрядцев.

 

Третьим важным регионом, не столько в количественном,сколько в качественном отношении, была южная Бесарабия — территория, заселенная старообрядцами в конце XVII в. Этот регион, как и два предыдущих, имеет свою специфику.

 

Особенностью заселения Южной Бесарабии стало то, что она имела более продолжительную интенсивность заселения, по сравнению со Стародубьем и Подолией. Вместе с тем, социальная структура местных переселенцев существенно отличалась от таковой первых двух.

 

Колонизация Южной Бесарабии, по всей видимости, происходила двумя путями: континентальным и морским, при этом морской путь, очевидно, был более ранним, нежели сухопутный. Им воспользовались представители донского казачества, выступавшего за старую веру.

 

Но первое переселение не было таким массовым, как его вторая волна, вызванная последствия ми Булавинского восстания в России (1708 г.), когда значительная часть донских казаков под предводительством И. Некрасова покинула Россию, переселилась на Тамань, а затем в Крым и на Нижний Дунай. Колонизационные стремления старообрядцев усилились после подавления Булавинского восстания.

 

Выведенные из России некрасовские казаки были, как правило, приверженцами древлего благочестия. На Нижнем Дунае они получили полнейшую свободу вероисповедания — свободу, которую турки не дали ни одной из существовавших в Османской империи христианских конфессий. Казаки-некрасовцы обязывались по призыву турецкого султана выступить на стороне турок, т.е. и здесь, в Турции, старообрядцы получили исключительное правовое и экономическое положение.

 

Нужно заметить, что с приходом в Южную Бесарабию России, последней, в целях политических, были закреплены уступки местному старообрядчеству, которых не имел ни один старообрядческий регион или община в Россий ской империи. Им разрешалось отправлять богослужение «по своим обрядам».

 

Кроме некрасовцев, селилась здесь и другая часть старообрядцев, пришедшая сюда континентальным путем, преимущественно через Стародубье, Подолье, Молдавию. Она была представлена крестьянством. Последние отличались даже своим названием. В отличие от старообрядцев-некрасовцев, их называют липованами, как всех старообрядцев Молдавии, Румынии, Буковины. И теми, и другими основано в разные времена более десятка поселений, расположенных в относительной близости к Дунаю.

 

Еще одним более-менее значительным регионом компактного проживания старообрядцев в Украине была северная часть Новороссии, а точнее, Елисаветградский и Александрийский уезды Херсонской губернии. Этот старообрядческий регион подвергся таким экспериментам, которых, пожалуй, не знал никакой иной край в Российской империи.

 

Во-первых, заселяться он стал позже других, при этом характер заселения отличался от трех предыдущих. Заселение северных уездов Заднепровской Украины началось после окончания очередной русско-турецкой войны (1768—1774 гг.), упразднения Малороссийского гетманства (1764 г.), ликвидации Запорожской Сечи (1775 г.), присоединения Крыма к России (1783 г.).

 

Эти значительные для России приобретения создали условия для целенаправленного развития края. Вне внимания не остались и старообрядцы. Их охотно приглашали на купленные земли как людей торговых и промышленных, наделяя определенными льготами, в том числе даже разрешалось совершение богослужения по старопечатным книгам.

 

Нужно заметить, что многие старообрядцы откликнулись на приглашение видного государственного деятеля Г. Потемкина, однако здесь поселились не только выходцы из черниговских старообрядческих слобод, но и приглашенные сюда подданные Польши.

 

Как говорилось выше, среди приглашенных старообрядцев было много людей торговых и промышленных. Они попали в разряд государственных крестьян. Впоследствии самодержавие провело со старообрядцами этого края эксперимент, которого Россия еще не знала. Именно Херсонская губерния стала местом, где староверы подверглись преследованиям особенного характера. Здесь впервые в России было учреждено так называемое единоверие для старообрядцев, то есть насильственное подчинение иерархии господствующей церкви с сохранением права служить «по старым книгам».

 

Николай I изобрел уникальную схему присоединения к «православию*. Все старообрядческие села Елисаветградского и Александрийского уездов были превращены в военные поселения. Соответственно, помимо муштры, крестьяне должны были работать на земле как на свой счет, так и на счет военных округов.

 

Поэтому не удивительно, что после ликвидации указа о военных поселениях старообрядцы почти поголовно выходили из единоверия и возвращались к прежней вере, что с печалью утверждали миссионеры господствующей церкви. В Александрийском и Елисаветградском уездах Херсонской губернии числилось около десятка старообрядческих сел.

 

Пожалуй, это все места более-менее компактного проживания старообрядцев на территории Украины, если не считать нескольких поселений возле г. Харькова. Остальные представлены отдельно, преимущественно югом Украины. В связи с присоединением Северного Причерноморья к империи, здесь основывались новые города. Условия, которые создавались для быстрого развития торговых и промышленных сил на юге, привлекли сюда приверженцев древлего благочестия, которым, как мы знаем, далеко не чужды были занятия торговлей и промышленностью. В это время мы видим старообрядцев в Херсоне, Николаеве, Одессе, Аккермане, Тирасполе, Ананьеве, Вознесенске, Измаиле, Бкатеринославе, а также в городах Центральной Украины: Кременчуге, Черкассах, Киеве, Чернобыле.

 

Сердцем старообрядцев-поповцев всей России и зарубежья считалась Белая Криница — село, где в 1846 г. с разрешения австрийского правительства была учреждена старообрядческая митрополия во главе с митрополитом босно-сараевским, а затем — старообрядческим белокриницким Амвросием. Почти столетие здесь находилась митрополичья кафедра, которая с приходом советской власти в 1944 г. была перенесена в Румынию.

 

На Буковине старообрядческие поселения стали возникать с 1783 г., когда по ходатайству липован австрийский император Иосиф II разрешил дунайским старообрядцам селиться в пределах Австро-Венгерской империи.

 

В Белой Кринице приверженцами древнего благочестия основаны два монастыря — мужской и женский. Кроме белокриниц-ких монастырей, в начале XX в. два женских (Успенских) и один Никольский мужской монастырь существовали в с. Куреневке Ольгопольского уезда Подольской губернии. Последний, по донесениям миссионеров, приобрел в среде старообрядчества статус лавры.

 

В с. Борсков Винницкого уезда Подольской губернии основался мужской монастырь. В г. Черкассах Киевской губернии основаны два монастыря: женский Покровский монастырь и мужской во имя Филиппа митрополита Московского. Этой же губернии Радомильского уезда два старообрядческих монастыря возле с. Замостья — Чернобыльский Пустынно-Никольский мужской монастырь и Замостинский Казанской Божьей Матери женский монастырь.

 

В дельте Дуная, недалеко от Вилково (Южная Бесарабия) существовал Петропавловский мужской монастырь. Мужской монастырь в честь св. Михаила Архангела существовал в с. Новой Некрасовке Бесарабской губернии, а женский, Усекновения честнейшей главы Иоанна Предотечи, — в старообрядческом селе Муравлевке Бесарабской губернии.

 

Кроме того, имелись два женских скита в г. Измаиле иве. Плоском Тираспольского уезда Херсонской губернии. В разное время в Черниговских старообрядческих селениях существовали: Покровский мужской монастырь возле п. Митьковки, Климовский женский монастырь возле слободы Климовой, два монастыря возле п. Злынки — мужской и женский в честь Рождества Богородицы, мужской скит при слободе Добрянке и другие.

 

Таким образом, до революции 1917 г. на территории Украины действовали 20 известных нам старообрядческих монастырей и скитов. Цифра, по сравнению с численностью старообрядцев на Украине, довольно высокая.

 

Однако все, о чем мы говорили, касалось только старообрядцев-поповцев. Кроме них в Украине жили и беспоповцы. Местом компактного их расселения считается Волынская губерния, именно та часть, которая ближе расположена к губернскому г. Житомиру. В нем поселились поповцы и беспоповцы, имевшие в городе отдельную слободу. Беспоповцы-поморцы не только отличались от поповцев своим происхождением, но и мировоззрением. Если первые, как правило, были выходцами из центральных Российских губерний, то последние — с Севера России, что и определяло их дальнейшее религиозное мировоззрение.

 

Несмотря на то, что поповцы и беспоповцы жили в относительной близости друг от друга (например, слобода Женишковецкая и хутор Хлопов — теперь Дружба — Подольской губернии), это обстоятельство никаким образом не способствовало сближению позиций в веропонимании. Нам не известно, имели ли поморцы Волынской губернии какие-либо устроенные ими общежительства.

 

Вообще поморцы населяли более 20 волынских селений, части из которых положили начало, но численность староверов в селениях была незначительной и не превышала нескольких десятков человек. Крупными поморскими селениями были Бродник, Заречская Добрица, Малинка, Малече, Янушев-ка, Должник, а также уездный город Литин Подольской губернии и слобода Женишковецкая также Подольской губернии.

 

В поморских старообрядческих селениях были устроены молитвенные дома или часовни, а в г. Житомире местными беспоповскими предпринимателями был даже поставлен храм (без престола, конечно). В настоящее время поморских старообрядческих общин существует немногим более десятка.

 

Кроме описанных старообрядческих селений, как поповских, так и беспоповских, старообрядцы селились в других местах, но численность их была незначительной. Другие толки представлены хуже, они не заслуживают отдельного рассмотрения в нашем кратком очерке.

 

Что касается современного состояния старообрядчества на Украине, то оно подверглось сильным изменениям со времен дореволюционной эпохи. Атеистическая советская власть приложила немало усилий для истребления религии. Вне ее внимания не остались и старообрядцы.

 

Можно сказать, старообрядчество понесло наибольший урон из всех существующих на Украине христианских конфессий. Однако констатацию этого положения нужно рассматривать не буквально, а через призму не только нынешнего его состояния, но и потенциальных возможностей. Они, к сожалению, не такие уж радужные. Прежде всего, XX век разбил старообрядческую общину — хранителя вековых христианских и бытовых ценностей староверов. Это связано с насильственной модернизацией экономики СССР, в т.ч. и УССР за счет села, а ведь подавляющая часть старообрядцев Украины жила именно в селе и вместе со всем другим населением республики вынесла всю тяжесть индустриализации.

 

В 30-80 гг. XX в. в города двинулась огромная масса переселенцев, а она теряла не только вековые традиции, но и разбивала общину. Особенно заметны результаты этих процессов на Подолье, где в большинстве случаев практически уже не существует старообрядческих общин, или же остались от них жалкие остатки.

 

Нечто иное мы видим в Южной Бесарабии, где советская власть утвердилась позже, т.к. этот регион позже, чем другие, был присоединен к СССР — в 1939 г. Фактическое его пребывание в составе СССР приходится на послевоенное время, когда сталинский режим пошел на уступки в вопросах свободы совести. По этой причине здесь уцелели храмы, а сама старообрядческая община сохранила свои жизненные силы, т.к. не подвергалась губительно жесткой коллективизации начала 30-х гг., не пережила голодомор 1932—33 гг., пребывала в значительно лучших условиях оккупации (если так можно выразиться). Вместе с тем, это были окраинные, пограничные земли, поэтому здесь Советы также были осторожны в религиозных вопросах.

 

Из 20 старообрядческих монастырей и скитов, существовавших на землях Украины до 1917 года, в советский период не осталось ни одного. Практически все они были стерты с лица земли. В Белой Кринице храмы монастырей уничтожены или подвергнуты сильному разрушению. В настоящее время епископия Киевская и всея Украины прилагает усилия к возрождению мужского монастыря в этом селе.

 

По предварительным подсчетам, в дореволюционный период на Украине существовало около 150 старообрядческих храмов, часовен и молелен. В настоящее время их около 50. При этом далеко не каждый приход имеет своего священника. Всего по Украине числится 17 священников РПСЦ. Сравнительно лучше обеспечены священством приходы Южной Бесарабии, в то время как в очаге русского православия — Киеве, уже более полутора десятка лет нет постоянного священника. Значительная часть приходских старообрядческих храмов находится в аварийном состоянии, остро нуждаясь в капитальном ремонте или строительстве новых помещений.

 

Примечания:

 

Анцупов И.А.   Русское   население   Бесарабии   и   Левобережного Поднестровъя  в  конце XVIII-XIX вв.  (социально-экономический очерк). Кишинев, 1996.

Витковский.  О раскольниках Подольской губернии // Отечественные записки [б.м. и г.]. С.353—372.

Лилеев М.И.  Из истории раскола на Ветке и Стародубье XVII—XVIII вв. Вып. I. Киев, 1895.

Похилевич Л.  Сказание о населенных местностях Киевской губернии. Киев, 1864.

Чубинский П.П.   Труды   этнографическо-статистической   экспедиции в Западно-Русский край. Т.7. СПб., 1872.

Шмидт А.  Материалы для  географии  и  статистики,  собранные офицерами генерального штаба. Ч. I. Херсонская губерния. СПб., 1863.

 

 

Опубликовано в сборнике:  Старообрядчество: история и культура: Сб.ст. Вып.2/под ред.Дементьевой Л.С., Инговатова В.Ю. – Барнаул: изд-во «Фонд поддержки…», 2003. с. 58-65

Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-17)
Просмотров: 3070

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz