На Киевщине можно выделить три основных куста, населенных старообрядцами: 1) чернобыльский - наиболее многочисленный, включающий в себя: Чернобыль со Спасовской слободой, Замошье, Глинную, Красиловку, Залешаны с Покровской слободой и Вересню с Андреевской слободой; 2) черкасский - включающий собственно г. Черкассы, г. Смелу и с. Гречковку; 3) киевский - заключающий в себе Киев с пригородами.
В отличие от Черниговского Стародубья, Подолии, Волыни, Валахии и Бессарабии, заселение Киевщины состоялось гораздо позже, но одновременно начиная с 70-х годов XVIII в. заселение региона происходило за счет реэмиграции старообрядцев Правобережной Украины и внутриконфессиональных противоречий старообрядчества на Ветке и Стародубье. Переселение старообрядцев 70-х годов XVIII в. завершили массовые перегруппировки населения. Государство начинает контролировать стихийные переселения населения как внутри страны, так и за его пределами.
Отмена крепостного права 1861 г. вывела старообрядческие хозяйства на отдельные фермерские участки земли. Начинается процесс переселения старообрядцев из мест компактного проживания староверов в места единичного или малочисленного проживания. Вследствие земельной реформы заселяются центральные, южные и юго-западные уезды Киевской губернии, т. е. районы с хорошей плодородной почвой.
Русские старообрядцы поселяются во всех уездах Киевской губернии. Развитие капитализма и превращение Киева в крупный торговый и промышленный центр Правобережной Украины приводит к концентрации старообрядчества в этом городе.
В области статистики основными источниками о численности старообрядцев в Киевской губ. следует считать: ревизские переписи населения, ежегодные ведомости о старообрядцах вместе с отчетами и обзорами гражданских губернаторов, данные Первой всероссийской переписи населения губернии и исповедные ведомости приходского священства господствующей Церкви.
Официальная государственная статистика о старообрядчестве, численности его иночества является заниженной и не отвечает реальной численности проживающих в губернии старообрядцев. Наибольший процент неточностей дает Первая всероссийская перепись населения 1897 г. При обнародовании ее результатов показана цифра, как минимум в 2 раза меньшая реальной, а по отдельным уездам, заселенным старообрядцами, информация вообще отсутствует.
Киевская губерния и г. Киев относились к местам незначительной заселенности старообрядцев. В начале XX в. на ее территории проживало более 15 тыс. староверов.
В конфессиональном отношении регион представлен тремя основными направлениями в старообрядчестве: поповщиной, беглопоповщиной и беспоповщиной. Ведущее место занимала поповщина, принявшая затем Белокриницкую церковную иерархию. Наиболее мощными ее центрами считались Киев, Чернобыль, Красиловка, Черкассы и Замошье. Центрами беглопоповщины - Черкассы с мужским монастырем и Смела; беспоповщины - Бердичев, Кустин л Кошарищи.
На территории Киевской губ. существовало 10 богоугодных заведений старообрядцев, в том числе 6 монастырей, 1 скит и 3 богодельни. Наиболее многочисленным считался Черкасский Покровский женский монастырь. По разным подсчетам в нем проживало от 60 (по официальным данным) до 200 инокинь и белиц (по неофициальным данным). Согласно статистике, на каждые 1,5 тыс. чел. в регионе припадало 1 богоугодное заведение.
Практически все старообрядческие общины губернии, включая малочисленные, имели свои отдельные кладбища.
Как правило, старообрядцы, проживающие в Киевской губернии, принадлежали к мещанскому сословию. Со времени поселения в регионе мещанства выделяется торговый и промышленный слой купцов. Согласно ревизий конца XVIII в., он был характерен для сельской местности, однако в связи с дальнейшим развитием капитализма буржуазия концентрируется в городах, преимущественно Киеве, Бердичеве и Черкассах.
В области права со времени господства здесь Речи Посполитой старообрядчество приобрело свою региональную специфику. Польское государство и землевладельцы предоставляли староверам право свободного вероисповедания и чиншевого владения землей. С приходом в этот край России пришлось считаться со сложившейся здесь традицией. Благодаря гречковским старообрядцам, последовательно и организовано ходатайствовавших о своих правах, в 1806 г. сложившаяся правовая база была признана российским правительством на законодательном уровне. В сфере аграрных отношений за местными старообрядцами сохранились права, которыми они пользовались во время господства поляков; в вопросах религиозных - на старообрядцев накладывается пресс сложившейся системы.
В период правления Николая I местные старообрядцы подвергаются жесточайшим преследованиям, несмотря на свою приверженность русской национальной идее. Тем не менее, на волне укрепления великорусского элемента в ЗО-е годы XIX в. существенно возрастает численность старообрядческого купечества, которое в 50-е годы подверглось гонениям русского правительства.
Эпоха либерализации связана с кончиной императора Николая I, приходом к власти Александра II и польским национально-освободительным движением начала 60-х годов. Исходя из сложившейся внутриполитической обстановки с местного старообрядчества были сняты ограничительные меры на 20 лет раньше, чем в целом по России. Старообрядчество впервые воспринималось, не как антиправительственная сила, однако старообрядческий епископат и священство преследовались вплоть до провозглашения свободы совести в государстве в 1905 г.
Развитие старообрядческой торговли и промышленности в г. Киеве и Киевской губ. происходит в силу предпосылок, сложившихся в старообрядческой среде, и общего развития капитализма в стране. Стремление к торговой и промышленной деятельности наблюдается со времени появления старообрядцев в киевском регионе, однако о качественных изменениях можно говорить только с 30-х годов XIX в., когда российское правительство способствует переселению великорусского купечества на территорию Правобережной Украины. Эти меры достаточно сильно повлияли на темп экономического развития г. Киева.
К середине XIX в. доля старообрядческого капитала существенно возрастает, тем не менее о засилии города старообрядческим капиталом говорить не приходится. Больше всего город характеризует сравнительно низкое экономическое развитие и небольшое присутствие других субъектов. К концу XIX в. количество старообрядческих купцов возрастает до 300 чел., но за исключением нескольких родов, они уходят с ведущих позиций в торгово-промышленной деятельности города. Этому явлению способствовал ряд мер, предпринятых правительством Николая I в 50-х годах XIX в., и направленных на преследование купцов-старообрядцев за принадлежность их к староверию.
Ограничение экономических прав старообрядцев привело к неравным условиям конкуренции и отходу на вторые и третьи позиции в бизнесе. В то же время, ведущее место занимает еврейский капитал, а многие старообрядческие купеческие семейства обанкротились и были переведены в разряд мещанства. Прежде всего, это касается чугунно-литейного завода Р. П. Дегтерева, торговых дел купцов Истоминых, Самофаловых и др. Причем, у Истомина финансовые дела усугубились настолько, что стоял вопрос об отчислении из Киевского университета сыновей-студентов. Однако, несмотря на испытуемые трудности, старообрядческий капитал дал хороший толчок развитию г. Киева и края, особенно чугунно-литейной, медной, железной, железо-скобяной торговли и промышленности.
Огромное влияние на развитие города оказали династии старообрядцев Поповых и Дегтеревых. Несмотря на свою принадлежность к старообрядчеству, первым городским головой г. Киева был избран П. М. Дегтерев, а его сын М. П. Дегтерев (правда, отошедший от староверия) принадлежал к числу влиятельнейших и богатейших купцов города. К концу жизни этот купец сколотил капитал, оценивающийся в 10 млн руб., 4,5 из которых завещал г. Киеву.
Старообрядцы оставили городу значительное количество архитектурных зданий, отдельные из которых и по сегодняшний день являются украшениями городских улиц, в частности дом П. Н. Попова на Бессарабской площади, усадебный дом Д. А. Олейникова и «Вдовий дом» М. П. Дегтерева на Подоле.
Заметное влияние на экономическое развитие г. Черкасс имело семейство Кауровых. Благодаря удачной финансовой и торгово-экономической деятельности, В. И. Кауров содержал несколько домов, а его сын А. В. Кауров возглавлял Черкасский городской банк.
Присутствие старообрядческого капитала имело место в г. Бердичеве. Он получил свое развитие благодаря находившейся здесь ярмарке.
Успешному развитию старообрядческого сельского хозяйства способствовали:
- независимое положение сельского старообрядчества, определявшееся выгодным для староверов вечночиншевым правом, соглашение которого упразднялось обоюдным соглашением сторон, а также способностью отстаивать свои интересы, жертвуя материальным благополучием и нажитым имуществом;
- признание сложившихся поземельных отношений с присоединением Правобережной Украины и Киевщины к Российской империи;
- первоначальное личное расположение польской шляхты к пилипонам, несмотря на политическое и социально-экономическое положение. С изменением владельца земли изменяется сумма арендной платы параллельно с сокращением сервитутных прав.
Дальнейшему развитию старообрядческих поземельных отношений способствовала отмена крепостного права в 1861 г. Кроме традиционных мест расселения староверов, эффективно развивается крупное частное и арендное земледелие в нетрадиционных местах проживания, в основном центральной, южной и юго-западной части губернии. Поля, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких сотен десятин земли, как правило, обрабатывались выходцами из черниговских старообрядческих посадов.
Успешному развитию поземельных отношений в местной старообрядческой среде способствовал закон о вечночиншевой аренде (1887 г.), оказавшийся выгодным для старообрядцев. Благодаря принятию этого закона, вечночиншевики получили право не только на выкуп земли, но и выгодную со стороны государства ссуду. Тем не менее, этот закон защищал интересы помещиков, а выкупная сума участка земли в несколько раз превышала денежную повинность арендатора по отношению к владельцу земли.
На территории Киевской губернии существовало 6 старообрядческих монастырей и 1 скит, причем три из них существовали непродолжительное время - это Гречковский мужской монастырь, Городищенский Георгиевский женский монастырь и Красиловский женский скит.
Существенное влияние на местное старообрядчество оказывали Чернобыльский Пустынно-Никольский мужской монастырь, Замошенский Казанский женский монастырь и Черкасский Успенский мужской монастырь, но лидирующее положение среди них занимал Черкасский Покровский женский монастырь. Он отличался не только хорошей обустроенностью, значительным количеством его насельниц, но и признанностью в старообрядческом мире.
Вместе с Чернобыльским монастырем ему выпала роль защитника Окружного послания, принятие которого всколыхнуло и разделило на два противоборствующих лагеря всю старообрядческую Церковь Белокриницкой иерархии.
Несмотря на достаточно солидные финансовые средства, сосредоточенные в руках киевских купцов-старообрядцев, во второй половине XIX в. некоторые монастыри испытывают финансовый «голод». Развитию монастырской жизни мешает не только антистарообрядческая деятельность российского правительства, но и скупая благотворительная деятельность местного купечества. К концу XIX -начале XX вв. оно остается пассивным к нуждам старообрядческой Церкви.
Если братья Н. Ф. и Л. Ф. Поповы принимали активное участие в жизни Киевской старообрядческой общины, Чернобыльского и Замошенского монастырей, то сын Николая - Парфений вообще не замечен в церковной благотворительной деятельности.
В области церковной архитектуры, наиболее ценными и значимыми были Красиловский Никольский и Черкасский Покровский старообрядческие храмы. Оба построены после провозглашения свободы совести в Российской империи. Большинство старообрядческих храмов, существовавших в Киевской губернии в XIX - начале XX в., не сохранилось в советское время.
Были уничтожены все старообрядческие монастыри и скиты региона, а на волне очередных постсоветских ограблений сожжен храм в с. Красиловке. Богатством интеръера отличались киевский и красиловский храмы. В Успенской церкви г. Киева сосредоточено два иконостаса. При храме есть библиотека богослужебной литературы, имеющая ценные образцы рукописной и старопечатной книги, отдельные экземпляры которых отличаются высокой культурой письма эпохи барокко.
В XIX - начале XX вв. ведущими старообрядческими общинами Киевщины можно считать: Успенскую и Вознесенскую киевские, замошенскую, чернобыльскую, красиловскую, покровскую, кошаринскую и четыре общины черкасских старообрядцев.
В настоящее время практически все они пришли в упадок. Этому процессу способствовали: 1) антицерковная политика советского государства; 2) стремление к закрепощению старообрядцев и бесправное их положение в колхозах; 3) Чернобыльская катастрофа 1986 г. и 4) охлаждение старообрядцев к вере своих предков.
Таким образом, несмотря на крупнейшее сосредоточение на Правобережье старообрядцев в г. Черкассах - распалась Черкасская старообрядческая община; чернобыльская и замошенская старообрядческие общины попали под выселение из чернобыльской зоны и рассеялись.
Из 18 действующих в Киевской губернии разных (преимущественно белокриницких) общин в настоящее время осталось две - Киевская и Красиловская, причем обе общины остаются практически без храмов (в Красиловке сгорел, а в Киеве разрушается). Несмотря на многочисленные обращения к властям, до сих пор не возвращена церковь, находящаяся по ул. Набережно-Крещатицкой, 96, занимаемая Институтом археологии НАН Украины. Таким образом, региональное старообрядчество как преследовалось, так и продолжает преследоваться в настоящее время, изменились только методы борьбы.
С.Таранец (Киев)
Статья была опубликована в сборнике материалов II Всеукраинской научно-практической конференции "Старообрядчество Украины и России: прошлое и настоящее", которая проходила 1-3 октября 2004 г. в Киеве.
|