Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Ноя-28, 09:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Таранец С. Старообрядческие приходы Киева

О начале поселения старообрядцев в г. Киеве практически ничего не известно! По неподтвержденным сведениям они поселились здесь в начале XIX в., и причиной тому были занятия торговлей. По всей видимости, сначала здесь поселились купцы. Известны и фамилии некоторых из них: Алексеевы, Шишикины, Беляевы и Поповы (1).

 

Естественно, что после их переселения была устроена старообрядческая часовня, но когда это произошло,  точной даты нет. О существовании часовни стало известно после пожара на Подоле в 1811 г., когда вместе с другими городскими строениями сгорела и часовня.

 

В 1813 г. киевским купцом Иваном Алексеевым был выстроен новый молитвенный дом по ул. Черная грязь у восточной стороны горы Киселевки (возле Фроловского женского монастыря). Вторая часовня, сведения о которой дошли неполными, размещалась в урочище Глубочица (2).

 

После смерти И. Алексеева его жена продала молитвенный дом московскому купцу Андрею Шишикину. Затем у него его по очереди покупают киевские купцы Беляевы и Поповы (3).

 

Из рапорта 18 ноября 1826 г. киевского полицмейстера местному губернатору узнаем об установлении восьмиконечных крестов с наружной стороны молитвенного дома. Он пишет: „...старообрядцы Беляев и Попов выставили сами собою без всякого от кого-либо позволения деревянный осьмиконечный крест, окрашенный зеленою краскою, вместо бывшего на том месте и обветшавшего, то как строение сие стоит на непубличном месте и не на улице, а внутри двора, обнесенного в окружности другими строениями, приметить вдруг оного креста доселе было невозможно, который поставился на том месте до разрешения вашего превосходительства в прочем, строение сие никакой особенной фигуры похожей на церковь не показывает"(4)

.

В начале XIX в. старообрядческий молитвенный дом существовал в частном доме киевского купца Никиты Самофалова по ул. Немецкой на Печерске. Как утверждал владелец дома, молельня была открыта до 1841 г. с разрешения местного начальства еще при жизни его отца. Однако после пожара, происшедшего в его доме, иконы перенесли в другой купленный им дом.

 

22 октября в рапорте киевского полицмейстера губернатору говорилось, что в канун праздника Казанской Божьей матери в доме Н. Самофалова собралось около тридцати человек для совершения богослужения, причем восемь из них члены семейства И. Самофалова, а остальные пять - крестьяне п. Добрянки Черниговской губ., которые снимали квартиры у этого купца. После окончания богослужения полицмейстер осмотрел комнату и увидел, что: „... кроме нескольких икон с лампадами, двух налоев с лежавшим на одном из них Евангелием и двух больших подсвечников для местных свечей, ни антимиса и ничего церкви принадлежащего не нашел, комната с расположением в ней икон походила на раскольничью часовню"(5).

 

 В ходе следствия выяснилось, что часовню устроил в 1817 г. киевский купец Петр Самофалов(6), допустивший ее открытие с нарушением закона, запрещающего учреждать подобные заведения. (7)

 

В 1874 г. священником Кириллом Куликовым был открыт второй старообрядческий храм в г. Киеве, освященный во имя Вознесения Господня. Церковь построена по ул. Почайнинской, 26.

 

В 1876 г. полиция возбудила дело по устройству К. Куликовым молельни в собственном доме. Однако Киевская палата уголовного и гражданского суда решением от 21 сентября 1876 г. „...следствие по делу К. Куликова прекратила за необнаружением состава преступления", мотивируя свое решение тем, что действующий закон касался только превращения крестьянских изб в публичные старообрядческие молельни, но о запрещении устройства старообрядческих молелен в городских домах ничего не говорилось(8)

 

В 1895 г., когда в Киеве встал вопрос об открытии единоверческого прихода, по донесению единоверцев митрополит Киевский возбудил новое дело о незаконном существовании Почайнинского старообрядческого храма.

 

5 сентября того же года местный генерал-губернатор сообщил киевскому гражданскому губернатору о существовании в городе двух „раскольнических молелен", причем одна из них открыта с разрешения министра внутренних дел, а вторая самовольно (единоверцы не знали о решении Киевской палаты уголовного и гражданского суда) (9) Это дело не получило огласки, если бы не донос единоверцев о „совращении в раскол" священником К. Куликовым семейства некоего купца Романова, личность которого так и не была установлена. В 1896 г. К. Куликов умер, а дело прекращено.

 

 Церковь Успения пресвятыя Богородицы построена по Набережно-Никольской улице в 1860 г.(10). Сюда она была переведена с ул. Черная грязь.  Решением киевского старообрядческого епархиального съезда в 1914 г. к Успенскому храму причислены Чернобыльский Пустынно-Никольский мужской и Замошенский Казанской пресвятой Богородицы женский монастыри.

 

При этой церкви находились двух- и одноэтажный каменные дома стоимостью в 50 тыс. руб., а монастырское имущество оценивалось в 400 тыс. руб.; дом и флигель Вознесенской церкви - в 12 тыс. руб. Во время Первой мировой войны Успенская старообрядческая община на свои средства содержала лазарет на 33 места для раненых солдат (12)

 

После смерти епископа Варлаама Балтского Балтскую еперхию, в которую входил и Киев, возглавил епископ Сильвестр (в миру Савва). Он был уроженцем п. Митьковки Черниговской губ. и воспитанником Иллариона Григорьевича Ксеноса. По ходатайству последнего иеродиакона Савву рукоположили во епископы на Балтскую епархию (13). Хиротония состоялась 19 ноября 1875 г. архиепископом Антонием Московским и Владимирским, епископами Пафнутием, Савватием, Амвросием и Виктором (14)

 

С 30 апреля по 1 сентября 1881 г. еп. Сильвестром была осуществлена широкомасштабная поездка по Балтской епархии, официально охватившая 16 населенных пунктов, причем Киев в качестве перевалочной базы посещался 5 раз.

 

Маршрут епископа был следующим: Клинцовский Предотечев монастырь- Киев - Черкасский Покровский монастырь - Киев - Житомир - Балта-Ольвиополь - Богополь - Кременчуг - Черкасский Покровский монастырь- Киев - Чернобыльский Пустынно-Никольский монастырь - Красиловка -Замошенский Казанский монастырь - Чернобыльский Пустынно-Никольский монастырь - Киев - Гомель - Киев - Клинцовский Предотечев монастырь (15).

 

Поездка сопровождалась повсеместным богослужением с обсуждением важнейших вопросов, касавшихся внутреннего устройства Балтской епархии. В связи с жестоким преследованием еп. Сильвестра властями поездка была сопряжена с повышенной степенью риска. В любой момент епископ мог угодить в тюрьму. Тем не менее накопившиеся епархиальные проблемы вынуждали Сильвестра предпринять это опасное путешествие. Во время поездки он трижды подвергался преследованиям властей: в Житомире, Балте и Замошенском монастыре. Сопровождавшие епископа старообрядцы предприняли ряд мер безопасности.

 

Таким образом, 3 мая в день памяти преподобного Феодосия Печерского в Киеве еп. Сильвестром было совершено торжественное богослужение. В день святой Пятидесятницы при переезде епископа в Житомир в киевском храме снова была отслужена торжественная литургия. При переездах епископа этот город вновь посещался, здесь же и завершилась поездка по епархии, снова была отслужена литургия на храмовый праздник Успения пресвятой Богородицы.

 

Постановлением Освященного собора 1901 г. на территории Правобережной Украины образовывалось две старообрядческие епархии, подчиненные Московской старообрядческой архиепископии: Балтская и Киевская16. По просьбе житомирских христиан на соборе 1899 г. из разрешения еп. Сильвестра Балтского житомирскую старообрядческую общину подчинили еп. Анастасию Измаильскому. После ухода Сильвестра на покой (разбил паралич) Анастасию поручили управлять Киево-Балтской епархией(17). Однако на соборе 1906 г. Киевскую епархию выделили из управления Бессарабско-Измаильской епархии и отдали под попечение еп. Ермогена Новозыбковского(18), который управлял ею до 1912 г., в то время как Балтской епархией управлял еп. Кирилл, „примирившийся" с Церковью в этом же году (19).

 

Примирение неокружнических епископов с окружническими привело к некоторым перемещениям в церковном управлении. По прошению житомирских староверов 29 августа 1909 г. в Москве еп. Кирилла Балтского назначают окормлять приход г. Житомира. При этом еп. Ермогену Киевскому (которому Житомир подчинялся до этого времени) отдали приходы г. Балты, которая пребывала до этого времени в духовном подчинении еп. Кирилла (20).

 

На соборе 25 августа 1913 г. в Москве рассматривался вопрос внесенный еп. Ермогеном Киевским, о переведении в его постоянное подчинение г. Балты с окружающими территориями (т. е. Подольской губ.), однако это предложение было отклонено(21).

 

С 12 июля 1915 г. Киевскую епархию присоединили к Новозыбковской в связи со смертью еп. Ермогена и избранием на эту кафедру еп. Флавиана Новозыбковского(22).

 

В декабре 1912 г. совет Киевской общины старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, подал прошение на имя киевского генерал-губернатора за подписями Д. Олейникова, И. Слепишова, Е. Тропи-кова, А. Веретнинова о разрешении местным староверам совершить крестный ход для освящения воды на р. Днепре 6 января 1913 г.(23).

 

 Вместо того, чтобы дать положенное законом разрешение, власти, будучи верны традиции притеснения старообрядцев, начали длительную переписку с представителем господствующей Церкви, епископом Никодимом Чигиринским, министром внутренних дел, Департаментом духовных дел МВД. Вследствие чего министр внутренних дел высказался об отклонении данного прошения. Таким образом, невзирая на закон от 17 апреля 1905 г., разрешающий старообрядцам открыто исповедовать свою веру, власти приняли запретительное решение.

 

11 апреля 1914 г. церковный совет Киевской старообрядческой общины обратился к киевскому генерал-губернатору с просьбой разрешить созвать в Киеве 10 августа местный епархиальный съезд старообрядцев (24).

 

Подобное ходатайство старообрядцев киевский губернатор получил и 1 июня 1915 г. Он сообщал министру внутренних дел, что совет Киевской общины старообрядцев просит разрешения созвать в г. Киеве 12 июля упомянутый съезд. К отношению прилагалась программа съезда (25).

 

К этому следует добавить, что после провозглашения свободы совести в России в старообрядческой среде повсеместно начали созывать съезды с активным участием как духовенства, иноческого чина, так и мирян. За период с 1911 по 1914г. только Белокриницкая иерархия собрала 65 старообрядческих съездов(26). Это еще раз развенчивает созданный господствующей Церковью миф о закрытости старообрядческой среды. Такой активности и демократичности религиозной жизни не знала сама официальная Церковь.

 

16 июня 1915 г. Департамент духовных дел МВД отправил киевскому губернатору отношение, в котором разрешал провести Киевской общине поместный съезд. Вместе с тем 18 августа 1915 г. тот же Департамент просил губернатора сообщить о его работе и результатах. Губернатор срочным отношением киевскому полицмейстеру предоставил властям программу съезда. Она включала следующие вопросы:

 

1.         О присоединении Чернобыльского мужского монастыря к Киевской общине старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии с тем, однако, чтобы уполномоченные для заведывания монастырским хозяйством избирались также от других старообрядческих обществ, примыкающих к монастырю, как-то из: Чернобыльского, Красиловского, Замошьского и Залешанского.

 

2.         О разрешении Киевской старообрядческой епархии, приемлющей священство Белокриницкой иерархии.

 

3.         О приглашении в епархию постоянного начетчика с возложением на него секретарских обязанностей при местном епископе.

 

4.0 принятии мер к искоренению народного пьянства и учреждении, где встретится необходимость, общества трезвости.

 

5.         Об учреждении в епархии религиозно-просветительно-благотворительного старообрядческого общества.

 

6.         Об открытии старообрядческих школ за счет казны в г. Черкассах, местечке Чернобыле, с. Красиловке, Замошье, Залешан с преподаванием церковного пения и чтения.

 

7.         О  благоустройстве  в Киевской  епархии  старообрядческих храмов, изыскании для сего необходимых средств.

 

8.         О необходимости иметь старообрядческого священника в местечке Чернобыле.

 

9.         Об избрании от епархии уполномоченных на Освященный собор и Всероссийский съезд старообрядцев, имеющего быть в г. Москве осенью текущего года.

 

10.       Другие вопросы чисто религиозного характера могущие быть внесенными местным епископом" (27).

 

 Программу подписал председатель Киевской старообрядческой общины Д. Олейников.

 

В качестве представителя от властей на съезде присутствовал пристав полицейского участка. В докладной записке он сообщал, что съезд прошел 12 июля 1915 г. в Успенском старообрядческом храме на Набережно-Никольской улице, 9. На него прибыло 56 делегатов из разных старообрядческих обществ Киевской епархии. Заседание началось с короткой молитвы в 17.30 и продолжалось до 22.30. На съезде присутствовал епископ Новозыбковский - Флавиан (28).

 

В ходе обсуждения первого вопроса оказалось, что Чернобыльский Пустынно-Никольский монастырь находится в неудовлетворительном состоянии, иноки голодают, ходят босяком; в монастыре отсутствовал священник, поэтому монахи умирают без покаяния. В связи с этим председателем Киевской общины Д. А. Олейниковым был выдвинут вопрос о присоединении мужского монастыря к данной общине, однако с его мнением не согласилась часть представителей от других старообрядческих обществ. Последние указывали на то, что монастырь тот с давних пор ни к одному из обществ не принадлежал, что его материальное положение поправится, если в нем будет хозяйствовать одна община. В ходе прений по данному вопросу пришли к такому решению: „Заведовать имуществом монастыря совету Киевской общины, но при участии уполномоченных от других приходов (по два человека от каждого)"(29).

 

По вопросу о расширении Киевской епархии была высказана мысль о присоединении к ней части Новозыбковкой епархии. Однако съезд постановил: «...ввиду малочисленности Киевской епархии и невозможности содержать своего епископа (должность эта была вакантной после смерти еп. Ермогена) ходатайствовать о присоединении Киевской епархии к Новозыбковской»(30). Епископ Флавиан согласился окормлять данную епархию.

 

Так как Киевскую епархию решили присоединить к Новозыбковской, то по вопросу о начетчике распорядились подыскать подходящую кандидатуру с возложением на него секретарских обязанностей, но временно эти обязанности исполнял секретарь Новозыбковской епархии.

 

По вопросу борьбы с пьянством постановили бороться с ним путем личного примера и церковной проповеди. Об учреждении местного благотворительного общества с докладом выступил Ермолай Савич Литвинов. Было принято решение выработать устав общества. Вопрос об открытии старообрядческих школ с повестки дня был снят из-за того, что государство несло значительные расходы на фронте. Участники съезда согласились с мнением об улучшении благоустройства отдельных приходов, а еп. Флавиан благословил собирать с этой целью пожертвования.

 

В ходе заседания решались вопросы об избрании делегатов на очередной Освященный собор и Всероссийский съезд старообрядцев. Из среды священства делегатами были избраны Иосиф Петров из сл. Покровской и Поликарп Мясников, а от мирян Даниил Андрианович Олейников и Василий Васильевич Зорин (31).

 

Кроме храмов Белокриницкой иерархии, в Киеве существовала и молель ня беспоповцев. Краткие сведения о ней представлены властям в 1892 г. Она находилась в доме Анны Степановны Луговой на Набережно-Лыбедской улице, 21(32). Комната, в которой располагалась молельня, была небольшой и в ней могло поместиться не более 15 чел. Богослужения совершались нечасто - только в двунадесятые праздники.

 

 Она была обставлена иконами, перед которыми постоянно теплились лампады, а под ними находился стол и нужные богослужебные книги, кадильница, лестовки, подручники и др. церковная утварь. Богослужение вели Изот Иванович Каверин, а затем Василий Алексеевич Макаров. Оба старца были из киевских мещани и занимали место уставщиков.

 

На сегодняшний день удалось установить имена нескольких киевских священников и диаконов.

 

В 1863 г. на храм Успения пресвятыя Богородицы епископом Варлаамом Балтским был рукоположен Куликов Кирилл Иванович. Затем архиепископом Антонием Московским он был переведен на Вознесенский храм того же города. В 1875 г. этот же архиепископ рукоположил на Успенский храм Кисилева Кирилла Тимофеевича. В 1881 г. еп. Сильвестр Балтский рукополагает на этот же храм во диакона Карташова Гавриила Петровича, а затем его рукополагают во священники на старообрядческий храм ел. Красиловка.(33)

 

16 февраля 1888 г. еп. Сильвестр писал архиепископу Савватию о самовольном оставлении прихода диаконом киевской общины от. Евфимием. Епископ передал просьбы членов общины о направлении к ним нового диакона. В следующем письме за подписью именитых купцов-старообрядцев г. Киева Николая Попова, Максима Борисова, Николая Истомина, Тимофея Булышкина и Патрикия Барченкова уведомлялось и причина отъезда диакона Евфимия: „... с прежним диаконом наш священник не мог ужиться с его диакона характером, он человек неуживчивый из Киева секретно, ни кому из наших прихожан не объявил о выезде. Если он так поступил неблагодарно, то Бог с ним"(34).

 

В феврале 1888 г. возник новый конфликт между священником киевского Вознесенского храма и общиной старообрядцев. Как оказалось в ходе епархиального следствия, священник Куликов Кирилл Иванович тяготился своим положением и желал покинуть Киев. Однако еп. Сильвестр напоминал ему, что поступить с общиной, которая отстояла его 12 лет назад, так не подобает, нужно спросить согласие общины, а затем, отчитавшись перед ней, переехать в другое предложенное место.

 

Нужно заметить, что священник Кирилл принадлежал к числу разборчивых людей. Он отклонил предложенное еп. Сильвестром место в Черкасском женском монастыре и ел. Красиловке. Причем именно из-за сложившихся противоречий внутри киевской общины Кирилла перевезли из Успенского в Вознесенский храм, а за ним ушла часть его сторонников, которую теперь он пытался бросить(35).

 

Тем не менее, в своем ответном письме Кирилл писал, что не прихоти, а нужда его заставляют покинуть Киев, потому что уже 13 лет он остается приверженцем древлеправославия. В 1924 г. его рукополагают во священники Успенского храма Киевской старообрядческой общины.

 

Несмотря на жестокие преследования и неоднократные попытки закрыть Вознесенский храм, от. Федору удавалось сохранить священническую степень до конца своей жизни. Ф. Торлина много раз вызывали в органы НКВД, настаивали на отказе от богослужений и занятий врачебной практикой, но все уговоры оказывались тщетными. В 1930 г. его осуждают за антисоветскую деятельность и на три года заключают в тюрьму. После освобождения Ф. Торлину запрещают находиться в г. Киеве, и он выезжает в п. Добрянку Черниговской губ., где продолжает священнодействовать. Однако, власти и здесь находят его. 16 декабря 1937 г. его арестовывают и 24 января 1938 г. расстреливают(40). Однако через неполных 20 лет, 23 сентября 1955 г., решением Брянского областного суда Министерства юстиции РСФСР дело его пересматривают и за недоказательством состава преступления оправдывают.

 

Подобная участь, но с большей степенью трагизма постигла старообрядческого епископа Киево-Винницкого Рафаила (Романа Александровича Воропаева). Родился он в 1872 г. в с. Ново-Никольском Харьковкой губ. в семье потомственных старообрядцев. В 52 года Александр Воропаев овдовел, и в следующем 1921 г. принял иноческий постриг и рукоположился во епископа на Киево-Винницкую епархию. Кроме Харьковской епархии, в 1925 г. за ним закрепляют Одесскую епархию.

 

Волна репрессий, которая охватила государство, коснулась и еп. Рафаила. В 1937 г. его обвиняют в антисоветской и контрреволюционной деятельности и арестовывают. Отметим, что в это время в Старообрядческой Церкви остается всего несколько действующих архиереев. 24 октября 1937 г. еп. Рафаила расстреляли, а 23 октября 1963 г., решением Киевского областного суда - реабилитировали(41)

 

В период советской власти киевский храм находился в числе трех действующих в регионе старообрядческих церквей, но был совершенно в ветхом состоянии. Поэтому не случайно во время очередного провозглашения свободы совести в государстве появились предложения о строительстве нового храма, в конечном счете приведшие к началу кризиса Киевской старообрядческой общины.

 

Примечание

1          Государственный архив Киевской области. (ГАКО). Ф. 2. - Оп. 154. - Д. 24. - Л. 3.

2          Закревский Н. Описание Киева. - М, 1868. - Т. 1. - С. 832.

3          Похилевич Л. Монастыри и церкви г. Киева. Прежнее и нынешнее состояние. - К, 1865. - С. 126.

4          ГАКО. Ф. 2. -Оп. 154. -Д. 24. -Л. 3.

5          Центральный государственный исторический Украины, г. Киев. (ЦГИАК Украины). Ф.442.-Оп. 153.-Д. 1008.-Л. 2.

6          Там же. -Л. 13.

7          Там же. -Л. 16.

8          ГАКО. Ф. 2. - Оп. 24. - Д. 491. - Л. 7.

9          Там же. -Л. 1. 10       Там же. Ф. 1. - Оп. 86. - Д. 57. - Л. 45.

11        Там же. - Оп. 219. - Д. 221. - Л. 18.

12        Там же. -Л. 16.

13        Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. (ОР РГБ). Ф. 246. - Картон 193.-Д. 5.-Л. 39.

14        Там же. - Картон 187. - Д. 4. - Л. 1.

15        Там же.- Л. 199-212.

16        Постановление Освященного собора 1901 г. в августе месяце в Нижнем Новгороде // Постановления Освященных соборов старообрядческих епископов (1898-1912 гг.). - М, 1913. - С. 31.

17        Постановление Освященного собора 1899 г. в августе месяце в Нижнем Новгороде // Постановление Освященных соборов старообрядческих епископов (1898-1912 гг.). - М, 1913. - С. 21.

18        Там же. - С. 56.

19        Там же.- С. 109.

20        Там лее.

21        Постановление Освященного собора старообрядческих епископов 25, 26, 27 и 28 августа 1913.-М., 1913. - С. 3.

22        Российский государственный исторический архив. (РГИА). Ф. 821. - Оп. 433. - Д. 59. - Л. 9.

23        ЦГИАК Украины. Ф. 442. - Оп. 863. - Д. 19. - Л. 15.2А Там же.-Оп. 864.-Д. 136.-Л. 1.

25        РГИА. Ф. 821. -Оп. 133. -Д. 59.- Л. 1.

26        Там же. -Д. 57.-Л. 1.21 РГИА. Ф. 821. - Оп. 133. -Д. 59. -Л. 6.

28        Там же. - Л. 7.

29        Там же.

30        РГИА. Ф. 821.-Оп. 133.-Д. 59.-Л. 8.

31        Там же. - Л. 9.

32        ЦГИАК Украины. Ф. 442. - Оп. 842. - Д. 423. - Л. 6.

33        ОР РГБ. Ф. 246. - Картон 193. - Д. 5. - Л. 2 об.

34        Там же. -Л. 14.

35        Там же. - Л. 6-7 об.

36        Там же. - Л. 9.

37        Там лее.

38        Там же. - Картон 187. - Д. 4. - Л. 87.

39. Адресная и справочная книга: «Весь Киев» на 1914 г. / Изд. С. М. Богуславского. - К., 1913.-Л. 278 об.

40        Материалы  историко-археографических и этнографических экспедиций.  Воспоминания жительницы г. Киева Ларисы Федоровны Торлиной. 2001 г.

41        Доблий страдалец за веру Христову. К 130-летию со дня рождения и 65-летию со дня мученической кончины святителя Рафаила // Церковь. - М., 2002. - Вып. 4-5. - С. 99-101.

 

Статья была опубликована в сборнике материалов II Всеукраинской научно-практической конференции "Старообрядчество Украины и России: прошлое и настоящее", которая проходила 1-3 октября 2004 г. в Киеве.Rambler's Top100

Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-14)
Просмотров: 1532

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz