Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2021-Апр-18, 15:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Кучерявенко И.Ф. История возникновения старообрядческих поселений в Придунавье

В прекрасном живописном уголке Придунавья расположено наше село Новая Некрасовка. С какой бы стороны ни подъехали вы к нему, издалека будет видна белоснежная красавица - колокольня Святовведенской церкви. Стоит она нерушимо вот уже вторую сотню лет и радует всю округу чудесным звоном. Этот уголок бессарабской земли обжили и облагородили своими работящими руками наши прадеды. Чем больше мы узнаём историю родного села, тем сильнее восхищаемся трудолюбием, природным умом, дальновидностью своих предков - русских старообрядцев.

 

Преследуемые официальной властью и церковью, старообрядцы селились обычно в самых глухих местах. Одним из них стало Придунавье. Первые сведения о появлении липован-старообрядцев на нижнем Дунае относятся к концу XVII - началу XVIII века. Постепенно их число все более возрастает.

 

В 40-х годах XVIII века одна из старообрядческих общин поселилась в глухом уголке дунайской дельты. С 1746 года на картах Бессарабии появилось селение Липованское. Ныне это - город Вилково Килийского района. Одновременно с крестьянами-липованами на обоих берегах дунайской дельты начинают селиться донские казаки-старообрядцы, именовавшиеся некрасовцами.

 

Некрасовское войско - это единственная часть русского казачества, названная по имени одного из своих атаманов и сохранившая это имя в течение трёх столетий. Игнат Федорович Некрасов был одним из руководителей Булавинского восстания в 1707-1708 годах. Он выделялся среди соратников Кондрата Булавина не только личной отвагой и преданностью, но и полководческим искусством. После смерти Булавина и поражения казацкого восстания на Дону Некрасов уводит на Кубань около трех тысяч казаков с женами и детьми, ведя непрерывные оборонительные бои.

 

С разрешения хана Каплана Гирея некрасовское войско со знаменами и даже с семью пушками остановилось в низовьях реки Кубань. В 30-40 километрах от Азовского моря на холмах среди труднодоступных болот казаки построили свои станицы и укрепленные городки. История сохранила имена таких центров некрасовцев на Кубани, как Чирянский, Блудиловский и Голубинский. Кубанская вольница просуществовала до 1738 года, почти непрерывно сражаясь против царских войск.

 

 После смерти Некрасова под натиском регулярной армии некрасовцы вынуждены были в 1740-1778 гг. переселиться в Добруджу. Осев среди уже живших там крестьян-старообрядцев, они создали в Северной Добрудже Задунайскую вольницу с центром Сарыкее и множеством станиц.

 

Здесь некрасовцы пользовались такой же автономией, как и на Кубани. Они имели собственные воинские подразделения, выбирали атамана, в церкви служили по старопечатным книгам и соблюдали дониконовские обряды. После присоединения Бессарабии к России немало казаков переселилось в бессарабские земли.

 

Архивные документы свидетельствуют о годах основания старообрядческих поселений в Придунавье. В Измаильский уезд старообрядцы переселялись в разное время. Так, в селе Карачевке они появились в 1802 году, в с. Жебрияны - в 1803 г., в с. Муравлевке - в 1807 г., в посаде Вилков - в 1746 г., в Килие - в 1820 г., в г. Измаиле - в 1811 г.

 

Большим было и количество старообрядческих монастырей на территории Бессарабии. По мнению некоторых авторов, в конце XVII - начале XVIII века в целом на Украине их было 12, в том числе - 8 (3 городских и 5 сельских) на бессарабских землях. Это были независимые маленькие монастыри, расположенные среди болот.

 

Первый женский скит был основан при Измаильском кафедральном старообрядческом соборе в 1868 году. Об этом свидетельствует архивный документ: «В городе Измаиле вблизи старообрядческого кафедрального собора существует женский старообрядческий скит, основанный в 1868 году покойным старообрядцем г. Измаила купцом Беляевым. В 1894 году в нём насчитывалось до 12 монахинь, которые содержали себя трудами рук своих и доброхотными приношениями раскольников. Скит находится под управлением монахини Елисаветы, имеющей от роду 70 лет».

 

Вскоре близ Измаила появился еще один женский скит. В 1892 году был основан женский монастырь в селе Муравлёвка Измаильского уезда. Недалеко от посада Вилково в честь апостолов Петра и Павла построен мужской монастырь. Поэтому его называли Петропавловским или Вилковским.

 

Хорошее представление о состоянии этих обителей дает описание одной из них - основанного в 1765 году Свято-Архангельского мужского монастыря. В архивных документах зафиксировано: «Один мужской монастырь расположен недалеко от Измаила в селе Кугурлуй или Новая Некрасовка, отчего в просторечии он именуется Кугурлуйским. Он посвящен имени Архангела Михаила, имеет 2 храма - теплый и холодный, корпус для иночествующих и более 15 десятин пахотной земли. Штат монахов строго не регламентируется. В 1894 году в мужском монастыре насчитывалось до 40 монахов».

 

Монастырь располагался на расстоянии 2 километров от нашего села в живописном месте на берегу озера Ялпуг. Он привлекал приверженцев старой веры. При монастыре было богатое собрание рукописей, книг, икон.

 

Внешний вид монахов был таков: черная ряса, на которую одевали мантию, обрамленную красной каймой, на голове - скуфия (маленькая круглая шапочка из черной материи), поверх которой был суконный клобук, спускавшийся до плеч. Монастырская жизнь шла размеренно. По колоколу обители в селе сверяли часы: в три часа утра звонили к утрене, в девять - к обедне, в четыре дня - к вечерне.

 

Насколько строгой была монастырская жизнь, мы узнаём, благодаря свидетельству очевидца - жителя села Старая Некрасовка Степана Петровича Хрусталёва, 1912 года рождения: «Родители отдали меня в монастырь мальчиком лет восьми, чтобы я научился грамоте. Устав в монастыре был очень строгим. Вставать нужно было в 3 часа утра. Мне в первые дни очень не хотелось вставать, и я в первый же день не пошёл в церковь со всеми, укрылся одеялом и уснул. В 11 часов всех позвали обедать. Я тоже пошёл в трапезную. Меня никто не ругал за то, что я проспал, и я решил, что этого никто не заметил. Начали раздавать миски с похлебкой, очень вкусно пахло. Каково же было моё удивление, когда передо мной поставили только кусочек хлеба и стакан воды. Так мне без слов дали понять, что обеда я не заработал».

 

Сравнивая отчёты монастырей Кишинёвской епархии 1839 и 1876 годов, нетрудно заметить качественные перемены к лучшему в бессарабских старообрядческих монастырях. Из рапорта настоятеля одного из них - Петропавловского мужского монастыря - за 1876 год видно, что это - активно действующая, материально крепкая, хорошо отстроенная обитель. В религиозно-церковном отношении этот монастырь обладал большим авторитетом среди верующих, и богослужения в нём (в отличие от многих церквей) проводились каждый день.

 

Монастырские библиотеки на протяжении многих десятилетий оставались древнейшими и богатейшими книгохранилищами. Что касается библиотек Петропавловского и Свято-Архангельского монастырей, их собрания насчитывали сотни и тысячи томов книг, рукописей, грамот на нескольких языках, которые служили источником не только религиозного, но и научного, культурного развития Бессарабии.

 

Тематика книг, хранившихся в монастырских библиотеках, свидетельствует, что образованные монахи пользовались литературой не только, так сказать, узкопрофессионального характера. Немалую часть их библиотечных фондов составляли книги по философии, истории, языкознанию, медицине. Долгие десятилетия монастыри, скиты и храмы были в регионе центрами духовной и просветительской деятельности старообрядчества.

 

Появление старообрядческих поселений сыграло важную позитивную роль в историческом развитии Бессарабии. В среде староверов хранились и переписывались древние книги и рукописи, что способствовало сохранению бесценных памятников русской культуры. Переселение старообрядцев имело большое значение и для освоения новых территорий, расширению границ Российского государства. 

 

И.Ф. Кучерявенко (Измаил)Rambler's Top100

Статья была опубликована в сборнике материалов II Всеукраинской научно-практической конференции "Старообрядчество Украины и России: прошлое и настоящее", которая проходила 1-3 октября 2004 г. в Киеве

Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-14)
Просмотров: 2587

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2021Бесплатный хостинг uCoz