Изменения, происшедшие за последние годы на пространстве бывшего Советского Союза, породили новые внешние условия бытия всех религиозных объединений. В частности, преверженцы конфессий, прежде жестко "замкнутых" на московские центры, в соответствии с законами новых суверенных государств получили возможность самостоятельного выбора путей дальнейшего развития.
Как хорошо известно, наибольшие проблемы в отношениях между верующими это положение породило на Украине, преимущественно в ее западных областях. Конфликты между Московской Патриархией и Филаретом Денисенко, между греко-католиками и православными, порой весьма жестокие, нашли достаточно полное отражение на страницах церковной и светской печати. На этом фоне проблемы современной жизни других традиционных конфессий Украины, и особенно старообрядцев, в основном оказались вне поля зрения общественности, как бы затененные "галицийскими «талиями". В определенном смысле, кстати, это является положительным моментом, свидетельством "тишины и спокойствия". Однако верно это, повторим, лишь в определенном смысле, поскольку и перед старообрядчеством Украины современность ставит весьма непростые вопросы.
Цель этого небольшого очерка - рассказать об основных чертах сегодняшнего положения приверженцев Русской Православной Старообрядческой Церкви (белокриницкого согласия), проживающих на Украине.
Старообрядческие общины Украины (а всего их около пятидесяти) традиционно находятся в духовной власти Киевской и всея Украины епархии, возглавляемой в настоящее время преосвященнейшим епископом Савватием (Козко). Других старообрядческих епархий не имеется, что, конечно же, составляет проблему: есть приходы, где единственный владыка не имеет возможности бывать годами, а есть и такие, где епископу бывать не приходилось совсем. Конечно, при сохранении обычной для старообрядцев религиозной основанности на традициях предков, а не на проповеднических и иных усилиях духовенства, в том числе высшего, это положение не является чем-то резко отрицательным. Однако ослабление традиций минувшего, к сожалению, ощутимое сегодня и среди "коренных" староверов, создаёт потребность во всесторонней активизации работы старообрядческого духовенства.
Эта необходимость вполне осознаётся преосвященнейшим Савватием, однако на пути решения проблемы немало препятствий, главное из которых, - дефицит квалифицированных кадров. В этих условиях владыкой предпринимаются шаги, прежде не являвшиеся для старообрядческих епископов характерными: рукоположения священнослужителей в возрасте до канонического тридцатилетия и активное привлечение к служению в Киевской епархии клириков из России и других, теперь уже зарубежных по отношению к Украине стран. В ряде приходов с благословения владыки действуют воскресные школы, знакомящие с основами вероучения, традициями богослужения и благочестивой жизни. Значительную часть учащихся старообрядческого Духовного училища в Москве в 1996-1998 годах составляли молодые украинские староверы.
Отношения между старообрядцами и светской властью Украины вполне характеризуется фразой, произнесённой в адрес епископа Савватия одним из чиновников киевского "Держкомiтета у справах релiгii": "Просите у нас чего угодно, кроме денег". Финансовая поддержка старообрядчества не входит в планы руководства "незалежной держави", что, впрочем, не удивляет староверов, традиционно живущих за свой, а не за чужой счёт.
Однако материальная нужда в последнее время резко обострилась. Служба в старообрядческом храме, никогда не бывшая особо прибыльной, теперь стала и вовсе "материально отталкивающей": в большинстве приходов месячная зарплата служителей колеблется в размере 20-100 гривен (примерно 5-25 долларов). В ряде мест она выплачивается нерегулярно, а есть сельские храмы, общины которых не в состоянии выплачивать и этот мизер. Сведены к минимуму отчисления приходов на содержание епархии в Киеве.
Помимо традиционных обращений к спонсорам, в этой непростой ситуации приходится находить нехарактерные для старообрядческих церковнослужителей прошлого источники доходов: многие уставщики и пономари имеют заработок вне Церкви, в том числе занимаются коммерцией. Известно, что даже отдельные священники (лично или через посредников) вовлечены в торговые дела. В том же "нетрадиционном ряду" стоит появление во многих храмах "прейскурантов" на требы, прежде абсолютно не характерных для старообрядчества.
С другой стороны, нынешнее обилие духовной, в том числе, подвижнической, иноческой литературы, порождает среди молодых христиан стремление к совершенной жизни, свободной от мирских пристрастий. Именно эти люди (вместе с теми, кто просто "наследует" профессию служителя Церкви от родителей) являются будущими пастырями, от которых судьбы старообрядчества Украины будут зависеть в следующем столетии. На формирование их взглядов, которые будут определять и их поведение, и возможно, политику, которая будет ими проводиться, влияет сегодня, конечно же, не только "аскетическая книжная теория", но и повседневная церковная практика. И, как показывает опыт, чем активнее и "живее" эта повседневность, тем большее количество молодых людей приходит в храм. Серьёзным "привлекающим фактором" является, например, строительство новых церквей, как правило, производящееся силами самих общин под руководством настоятелей. Здесь приобщение к церковной жизни зачастую сочетается с возможностью заработка, что немаловажно для современного молодого человека.
Новые храмы строятся, как правило, тогда, когда для этого есть условия, порождающие материальные возможности: там, где проживают старообрядцы, не имевшие храмов при Советской власти (в городах Днепропетровске, Каменце-Подольском, Черновцах), или там, где издавна существующие общины обладают средствами для строительства (в городах Вилково и Балта Одесской обл., сёлах Пилипы и Петраши Хмельницкой обл.). В отдельных случаях храмы практически полностью возводятся на средства спонсоров, например, в с. Кислицы под Измаилом.
Окрестности названного города, историческая южная Бессарабия, вообще представляет собой уникальный район компактного расселения старообрядцев, потомков казаков булавинского атамана Некрасова. На площади всего несколько десятков километров здесь расположено около десяти "липованских" (старообрядческих) сёл, в которых сохранились величественные (свыше 20 м в высоту) каменные :храмы, причём никогда не закрывавшиеся. Во многом их сохранность обусловлена тем, что данная территория в 1918-1940-м годах, когда в СССР свирепствовали "воинствующие безбожники", была частью Румынского королевства. С тем обстоятельством, что часть современной украинской территории входила в состав названного государства, связана и одна из самых, пожалуй, сложных современных проблем украинской старообрядческой епархии - вопрос о Белой Кринице.
Судьба этого исторического села (расположенного в Глыбокском районе Черновицкой области), места присоединения к старообрядчеству Боснийского Митрополита Амвросия, ныне канонизированного, вполне заслуживает отдельного исследования. Даже простое перечисление сменившихся здесь за последние 80 лет "властей" производит сильное впечатление: Австро-Венгрия до 1918-го, Румыния до 1940-го, Советский Союз в 1940-1941 (до 22 июня), оккупационные власти Румынии в 1941-1944-м, вновь CCCP (вернее, УССР) в 1944-1991-м, а с августа 1991-го - самостийная Украина.
Жители Белой Криницы стойко перенесли все "грозы и бури" XX столетия, сохраняя, по возможности" неизменно, самое главное - духовные традиции предков. И хотя в 1944 г. Митрополия переехала отсюда в румынский город Браила, а в послевоенные годы были закрыты и разрушены мужской и женский монастыри с их старинными храмами, приходская церковь свв. Козьмы и Дамиана оставалась действующей постоянно. До 1980-х годов здешними служителями были почти исключительно местные уроженцы. Ситуация изменилась в 1987-м году, когда в Белую Криницу был назначен выходец из Новосибирска отец Симеон (Озерский, впоследствии священноинок Севастиан).
Годы его служения были ознаменованы появлением в селе старообрядцев практически из всех районов Советского Союза, переезжавших в это священное для всех "белокриницких" мира место. Переселенцы принесли с собой духовные представления, богослужебные обычаи и традиции, отличавшися от сложившихся в Белой Кринице. На этой почве возникло непонимание между "местными" и "приезжими", особенно усилившееся после кончины о. Севастиана, последовавшей в августе 1996 г. Освященный Собор октября-ноября того же года, посвященный 150-летию присоединения святителя Амвросия и происходивший здесь же, в Белой Кринице, принял решение о совместном окормлении христиан села двумя священниками: из села Грубно Черновицкой обл., и из Румынии, так сказать, от бывшей Белокриницкой Митрополии.
За истекшие с того времени два с половиной года стало ясно, что симпатии большинства коренных белокриницких жителей целиком на стороне священнослужителя из Румынии. Более того, своим постоянным настоятелем приход желает видеть также уроженца сопредельного государства. Сложилась непростая ситуация.
Во-первых, Белая Криница находится на территории Украины и состоит в каноническом ведении епископа Киевского. Здесь надо отметить и то, что епископ Савватий находится в подчинении у Митрополита Московского и всея Руси Алимпия.
В то же время, исторически именно здесь была основана и располагалась почти сто лет, с 1846 по 1944 год, старообрядческая Митрополия, единственная до повышения в 1988 году статуса Московской Архиепископии. Следовательно, вопрос о Белой Кринице является вопросом взаимоотношений двух Митрополий - в Москве и в Браиле. Пока он решается так: епископ Савватий благославляет белокриницких жителей искать себе кандидата в священники
Современная обстановка в знаменитом старообрядческом поселении была бы, возможно, иной, если бы существовала большая самостоятельность Киевской епархии. Вопрос о юридическом статусе старообрядцев Украины (как и других стран СНГ) приобрёл особую актуальность после принятия нового закона России "О свободе совести". Данный акт ограничивает сферу деятельности всех российских конфессий современными государственными границами РФ. Религиозные общества стран СНГ, таким образом, получили право уточнить своё положение в соответствии с регулирующими религиозную сферу законами новых независимых государств. Практически все из этих актов допускают существование в каждой конкретной стране обществ верующих, подчинённых "иностранным центрам". Но эти же законы провозглашают и право конфессий на самоопределение и, следовательно, объявление своих руководящих структур и их глав совершенно независимыми.
По какому из этих двух путей пойдут старообрядцы Украины? Ответа пока нет. Мгновенная реакция на изменения в светских законах о религии не в традициях староверия, тем более что сегодня представители власти ни на чём не настаивают, согласно восторжествовавшему после долгих лет притеснения верующих принципу свободы совести.*
* По положению на февраль 2000 года никаких изменений в юридическом статусе старообрядцев Украины не произошло.
Опубликовано в «НГ-религии» в марте 1999 г.
Из книги "От востока направо. История, культура, современные вопросы старообрядчества"
|