Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Апр-27, 00:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Панкратов Александр, иерей РПСЦ. Русские старообрядцы в независимой Украине: проблемы и перспективы

Изменения,  происшедшие за последние  годы на про­странстве   бывшего  Советского   Союза,   породили   новые внешние условия бытия всех религиозных объединений. В частности, преверженцы конфессий, прежде жестко "замкнутых" на московские центры, в соответствии с законами новых суверенных государств получили возможность самостоятельного выбора путей дальнейшего развития.

Как хо­рошо известно, наибольшие проблемы в отношениях между верующими это положение породило на Украине, преиму­щественно в ее западных областях. Конфликты между Московской Патриархией и Филаретом Денисенко, между греко-католиками и православными, порой весьма жестокие, нашли достаточно полное отражение на страницах церков­ной и светской печати. На этом фоне проблемы современной жизни других традиционных конфессий Украины, и особенно старообрядцев, в основном оказались вне поля зрения общественности, как бы затененные "галицийскими «талиями". В определенном смысле, кстати, это является положительным моментом, свидетельством "тишины и спокойствия". Однако верно это, повторим, лишь в определенном смысле, поскольку и перед старообрядчеством Украины современность ставит весьма непростые вопросы.

Цель этого небольшого очерка - рассказать об основ­ных чертах сегодняшнего положения приверженцев Русской Православной Старообрядческой Церкви (белокриницкого согласия), проживающих на Украине.

Старообрядческие общины Украины (а всего их около пятидесяти) традиционно находятся в духовной власти Ки­евской и всея Украины епархии, возглавляемой в настоящее время преосвященнейшим епископом Савватием (Козко). Других старообрядческих епархий не имеется, что, конечно же, составляет проблему: есть приходы, где единственный владыка не имеет возможности бывать годами, а есть и такие, где епископу бывать не приходилось совсем. Конечно, при сохранении обычной для старообрядцев религиозной  основанности  на традициях предков,  а  не на проповеднических и иных усилиях духовенства, в том числе высшего, это положение не является чем-то резко отрицательным. Однако ослабление традиций минувшего, к сожа­лению, ощутимое сегодня и среди "коренных" староверов, создаёт потребность во всесторонней активизации работы старообрядческого духовенства.

Эта необходимость вполне осознаётся преосвященнейшим Савватием, однако на пути решения проблемы немало препятствий, главное из кото­рых, - дефицит квалифицированных кадров. В этих усло­виях владыкой предпринимаются шаги, прежде не являв­шиеся для старообрядческих епископов характерными: рукоположения священнослужителей в возрасте до канониче­ского тридцатилетия и активное привлечение к служению в Киевской епархии клириков из России и других, теперь уже зарубежных по отношению к Украине стран. В ряде прихо­дов с благословения владыки действуют воскресные школы, знакомящие с основами вероучения, традициями богослу­жения и благочестивой жизни. Значительную часть учащих­ся старообрядческого Духовного училища в Москве в 1996-1998 годах составляли молодые украинские староверы.

Отношения между старообрядцами и светской властью Украины вполне характеризуется фразой, произнесённой в адрес епископа Савватия одним из чиновников киевского "Держкомiтета у справах релiгii": "Просите у нас чего угодно, кроме денег". Финансовая поддержка старообрядчества не входит в планы руководства "незалежной держави", что, впрочем, не удивляет староверов, традиционно живущих за свой, а не за чужой счёт.

Однако материальная нужда в последнее время резко обострилась. Служба в старообрядче­ском храме, никогда не бывшая особо прибыльной, теперь стала и вовсе "материально отталкивающей": в большинстве приходов месячная зарплата служителей колеблется в раз­мере 20-100 гривен (примерно 5-25 долларов). В ряде мест  она выплачивается нерегулярно, а есть сельские храмы, общины которых не в состоянии выплачивать и этот мизер. Сведены к минимуму отчисления приходов на содержание епархии   в   Киеве.  

Помимо  традиционных  обращений  к спонсорам, в этой непростой ситуации приходится нахо­дить нехарактерные для старообрядческих церковнослужи­телей прошлого источники доходов: многие уставщики и пономари имеют заработок вне Церкви, в том числе зани­маются коммерцией. Известно, что даже отдельные священники (лично или через посредников) вовлечены в тор­говые дела. В том же "нетрадиционном ряду" стоит появление во многих храмах "прейскурантов" на требы, прежде абсолютно не характерных для старообрядчества.

С другой стороны, нынешнее обилие духовной, в том числе, подвижнической, иноческой литературы, порождает среди молодых христиан стремление к совершенной жизни, свободной от мирских пристрастий. Именно эти люди (вместе с теми, кто просто "наследует" профессию служите­ля Церкви от родителей) являются будущими пастырями, от которых судьбы старообрядчества Украины будут зависеть в следующем столетии. На формирование их взглядов, кото­рые будут определять и их поведение, и возможно, политику, которая будет ими проводиться, влияет сегодня, конеч­но же, не только "аскетическая книжная теория", но и по­вседневная церковная практика. И, как показывает опыт, чем активнее и "живее" эта повседневность, тем большее количество молодых людей приходит в храм. Серьёзным "привлекающим фактором" является, например, строитель­ство новых церквей, как правило, производящееся силами самих общин под руководством настоятелей. Здесь приобщение к церковной жизни зачастую сочетается с возможно­стью заработка, что немаловажно для современного моло­дого человека.

Новые храмы строятся, как правило, тогда, когда для этого есть условия, порождающие материальные возможно­сти: там, где проживают старообрядцы, не имевшие храмов при Советской власти (в городах Днепропетровске, Каменце-Подольском, Черновцах), или там, где издавна сущест­вующие общины обладают средствами для строительства (в городах Вилково и Балта Одесской обл., сёлах Пилипы и  Петраши Хмельницкой обл.). В отдельных случаях храмы практически полностью возводятся на средства спонсоров, например, в с. Кислицы под Измаилом.    

Окрестности  названного города,  историческая  южная Бессарабия, вообще представляет собой уникальный район компактного расселения старообрядцев, потомков казаков булавинского  атамана  Некрасова.  На площади всего не­сколько десятков километров здесь расположено около де­сяти "липованских" (старообрядческих) сёл, в которых со­хранились величественные (свыше 20 м в высоту) каменные :храмы, причём никогда не закрывавшиеся. Во многом их сохранность  обусловлена  тем,   что  данная  территория  в 1918-1940-м годах, когда в СССР свирепствовали "воинст­вующие безбожники", была частью Румынского королевст­ва. С тем обстоятельством, что часть современной украин­ской территории входила в состав названного государства, связана и одна из самых, пожалуй, сложных современных проблем украинской старообрядческой епархии - вопрос о Белой Кринице.

Судьба этого исторического села (расположенного в Глыбокском районе Черновицкой области), места присое­динения к старообрядчеству Боснийского Митрополита Амвросия, ныне канонизированного, вполне заслуживает отдельного исследования. Даже простое перечисление сме­нившихся здесь за последние 80 лет "властей" производит сильное впечатление: Австро-Венгрия до 1918-го, Румыния до 1940-го, Советский Союз в 1940-1941 (до 22 июня), оккупационные власти Румынии в 1941-1944-м, вновь CCCP (вернее, УССР) в 1944-1991-м, а с августа 1991-го - самостийная Украина.

Жители Белой Криницы стойко перене­сли все "грозы и бури" XX столетия, сохраняя, по возмож­ности"  неизменно,   самое   главное  -  духовные  традиции предков. И хотя в 1944 г. Митрополия переехала отсюда в румынский город Браила, а в послевоенные годы были за­крыты и разрушены мужской и женский монастыри с их старинными храмами, приходская церковь свв. Козьмы и Дамиана оставалась действующей постоянно. До 1980-х го­дов  здешними   служителями   были   почти   исключительно местные уроженцы.  Ситуация  изменилась в  1987-м году, когда в Белую Криницу был назначен выходец из Новоси­бирска отец Симеон (Озерский, впоследствии священноинок Севастиан).

Годы его служения были ознаменованы появлением в селе старообрядцев практически из всех районов Советско­го Союза, переезжавших в это священное для всех "белокриницких"  мира место.   Переселенцы  принесли с собой духовные представления, богослужебные обычаи и тради­ции, отличавшися от сложившихся в Белой Кринице. На этой  почве  возникло  непонимание  между  "местными"  и "приезжими", особенно усилившееся после кончины о. Севастиана, последовавшей в августе 1996 г. Освященный Собор октября-ноября того же года, посвященный 150-летию присоединения святителя Амвросия и происходивший здесь же,   в   Белой   Кринице,   принял   решение   о   совместном окормлении христиан села двумя священниками: из села Грубно Черновицкой обл., и из Румынии, так сказать, от бывшей Белокриницкой Митрополии.

За истекшие с того времени два с половиной года стало ясно, что симпатии большинства коренных белокриницких жителей целиком на стороне священнослужителя из Румы­нии. Более того, своим постоянным настоятелем приход желает видеть также уроженца сопредельного государства. Сложилась непростая ситуация.

Во-первых,  Белая  Криница  находится  на территории Украины и состоит в каноническом ведении епископа Ки­евского. Здесь надо отметить и то, что епископ Савватий находится в подчинении  у Митрополита Московского и всея Руси Алимпия.

В то же время, исторически именно здесь была основа­на и располагалась почти сто лет, с 1846 по 1944 год, старо­обрядческая Митрополия, единственная до повышения в 1988 году статуса Московской Архиепископии. Следова­тельно, вопрос о Белой Кринице является вопросом взаи­моотношений двух Митрополий - в Москве и в Браиле. Пока он решается так: епископ Савватий благославляет белокриницких жителей искать себе кандидата в священники

Современная обстановка в знаменитом старообрядче­ском поселении была бы, возможно, иной, если бы сущест­вовала большая самостоятельность Киевской епархии. Во­прос о юридическом статусе старообрядцев Украины (как и других стран СНГ) приобрёл особую  актуальность после принятия нового закона России "О свободе совести". Данный акт ограничивает сферу деятельности всех российских конфессий    современными    государственными    границами РФ. Религиозные общества стран СНГ, таким образом, получили право уточнить своё положение в соответствии с регулирующими религиозную сферу законами новых неза­висимых государств. Практически все из этих актов допус­кают существование в каждой конкретной стране обществ верующих,  подчинённых "иностранным центрам".  Но эти же законы провозглашают и право конфессий на самоопределение и,  следовательно,  объявление своих руководящих структур и их глав совершенно независимыми.

По какому из этих двух путей пойдут старообрядцы Ук­раины? Ответа пока нет. Мгновенная реакция на изменения в светских законах о религии не в традициях староверия, тем более что сегодня представители власти ни на чём не на­стаивают, согласно восторжествовавшему после долгих лет притеснения верующих   принципу свободы совести.*

* По положению на февраль 2000 года никаких изменений в юридиче­ском статусе старообрядцев Украины не произошло.

Опубликовано в «НГ-религии» в марте 1999 г.
 
Из книги "От востока направо. История, культура, современные вопросы старообрядчества"
Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-30)
Просмотров: 2858

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz