Эту церковь на Почайнинской сразу и не заметишь. Только внимательный прохожий может обратить внимание на скромную табличку - "старообрядческая церковь Успения Богородицы". За воротами покосившиеся от времени домишки, словно сгорбившиеся от тяжести лет. И свои правила, гораздо более строгие, чем в наших, так называемых Никоновских церквях.
В брюках? К дверям!
Если бы сейчас на улице было лето, то можно было бы обнаружить среди заасфальтированного и застроенного Подола кусочек огорода, на котором растет капуста, зелень, огурчики, на деревьях зреют яблоки.
Обитатели церкви ведут обычное натуральное хозяйство, как и много-много лет назад. Но зимой клочок земли пустует. В покосившемся от времени домике при церкви живет отец Алексей, настоятель старообрядческой церкви, с матушкой и двумя детьми.
В выходные дни в старенькой церкви собираются человек 50-60 прихожан. В одно из воскресений решила туда заглянуть и я. Служба была в самом разгаре, и я тихонько стала пробираться от дверей к центру – чтобы все лучше увидеть. Но не тут-то было.
- Ишь, смотри-ка, вырядилась, - зашушукались сзади. – В брюках в церковь пришла!
- К дверям, иди к дверям, - раздалось сзади очень сердито.
Я тихонько переместилась в другую сторону, став у стенки. Но и тут меня не оставили в покое. Каждая женщина считала своим долгом подойти и сделать замечание – в нашу церковь, мол, в таком виде не ходят. Мне, честно говоря, стало очень неудобно, ну не подумала я о внешнем виде, хотя и знала что старообрядцы – люди очень строгих правил. А ведь отец Алексей меня предупреждал - в его церкви придерживаются всего, что было писано еще до известного раскола церкви.
- Вот придете к нам на венчание и обратите внимание – в «новой» церкви жениха и невесту будут водить кругом против часовой стрелки, а у нас наоборот. Потому что так положено – вслед за Христом, вслед за солнцем, - пояснял батюшка отличия службы у староверов. - И службы наши гораздо дольше, потому что мы ни одной молитвы не сократили, все читается так, как и было несколько веков назад.
Стоя сзади, вытянула шею, пытаясь ничего не пропустить. Вокруг одни женщины, разных возрастов – совсем молодые и старенькие бабушки. Перед каждой на полу лежит небольшой коврик – во время молитвы они встают на него коленями, отбивают поклоны. Мужчины стоят впереди, их меньше. У некоторых из них свитера или рубашки подвязаны поясами.
- Так принято у старообрядцев, - говорит матушка. – После крещения и мальчикам, и девочкам завязывают поясок, который они потом носят всю жизнь.
- А почему мужчины стоят впереди, а женщины сзади?
- Это правило поведения в церкви, - улыбается матушка моей неосведомленности. – Сейчас в Никоновской церкви все смешалось, и женщины и мужчины стоят вместе. А вообще по церковным правилам есть определенный порог, за который женщины не переходят.
Почтенные бородачи
На этот раз батюшка в своей небольшой проповеди рассказывал о правилах крещения.
- Моду сейчас взяли, не окунать в воду человека при крещении как положено, а обливать святой водой. А то и вовсе брызгать на него. Откуда все это пошло, не знаю. Даже митрополит Владимир издал указ, чтобы в церквях обязательно окунали в воду при крещении.
Прихожане слушали внимательно, женщины продвинулись вперед, чтобы не упустить ни слова.
Пожилые мужчины-старообрядцы до сих пор не бреют бороды. Самый почтенный из бородачей - Федор Филиппович Смирнов, крепкий дедушка 77 лет.
- Я родом из теремковских старообрядцев, - рассказывает Федор Филиппович, оглаживая свою абсолютно белую бороду. - Сейчас уже забыли, что Теремки – это старообрядческое поселение. Когда-то там стояло примерно тридцать дворов, издали похожих на терема. Отсюда и название пошло. Мои предки бежали от царских гонений с Орловщины. Тут, под Киевом, брали в аренду церковные земли, обрабатывали их, а овощи везли продавать на базары. Старообрядцы всегда жили очень дружно, отличались трудолюбием и честностью.
Федор Филиппович вспоминает, что воспитание в семье было очень строгое. Пока отец или дед не сели за стол, никто не имел право приступать к еде. Встав утром, можно было только умыться, и сразу приступали к молитве. Молились и перед едой, и на ночь, обязательно соблюдали все посты.
- Я и сейчас стакан воды без того, чтобы перекреститься и прочитать про себя короткую молитву – не выпью. Вот и болезни меня не берут, потому что нечистый креста боится, – выдает "тайну" своего долголетия Федор Филиппович.
Замуж только за своего
- А чего женился поздно? Все искал девушку своей веры и нашел тут, в Киеве. И своей дочке наказывал выходить замуж только за старовера. Ее жених оказался верующим, но из «новой» церкви. Мы его перекрестили тут у нас, через миропомазание, так что они теперь оба ходят в нашу церковь. И внуков своих я тоже сюда привожу.
Еще отец Алексей мне рассказывал, что настоящие старообрядцы стараются жениться или выходить замуж за своего, тоже старовера. Ну, а коли уж полюбили кого-то из другой веры, то тогда родители при знакомстве с будущим родственником ведут разговор – где, мол, венчаться будем? Был случай, когда жених ни в какую не захотел идти в «старую церковь». Тогда отец Алексей посоветовал своей прихожанке, девушке глубоко верующей, обвенчаться в обычной церкви. "Главное, чтобы ты свою веру не забывала", - сказал он ей перед свадьбой.
На Дунайщине еще сохранились и традиции празднования свадьбы. Гуляют там три дня, но только в середине прошлого столетия староверы стали на своих свадьбах танцевать, а до этого ни-ни, даже музыка не звучала.
Пожилые прихожане сокрушаются, что нынче детей старообрядцев воспитывают не так. Интернет, телевизор, кино, развлечения – все это допускается. А куда деваться, коли живут они в цивилизованном обществе, дети ходят в обычные школы, учатся в вузах.
- У меня и у самого телевизор есть, - хитренько щурится дедушка Федор Филиппович. – Я ведь окончил институт, по образованию инженер.
Александра, молодая прихожанка, занимается с детьми в воскресной церковной школе, а вообще работает воспитательницей в детском саду.
- Как ваши коллеги относятся к вам, не спрашивают, почему вы ходите "не в их церковь"?
- Нет, многие из них даже и не подозревают, что я из староверов. Возможно, их это просто не интересует. К сожалению, по поводу староверов у людей, далеких от церкви, очень искаженное представление.
Кажется, мои вопросы немножко обидели Александру.
Сам отец Алексей рассказывал, что истинных староверов в Киеве человек 200, других скорее можно назвать потомками староверов. Они не всегда ходят в церковь, да и в семье уже не соблюдают традиции. Но помнят, откуда их род пошел. И хотя бы раз в году на Рождество или Пасху в старенькой церкви собирается очень много народу.
Кто вернет церковь старообрядцам?
К сожалению, церковь на Почайнинской, 26 находится в аварийном состоянии. Помещение не отапливается, да и света тут не хватает. По словам отца Алексея, когда-то старообрядческой общине принадлежал дом по адресу Григория Сковороды, 9-б (тогда эта улица именовалась Набережно-Никольской). Но в далеком 1934 году обе церкви были национализированы большевистской властью. Через некоторое время здание на Почайнинской вернули, а вот о второй церкви как-то забыли. Сейчас помещение на Г.Сковороды находится в коммунальной собственности города, а арендует ее Академия наук для архива института археологии.
- Мы уже и письма в администрацию писали с просьбой разобраться в ситуации и вернуть нам нашу церковь, но в ответ получаем лишь отписки: это помещение не ваше и точка, – рассказывает отец Алексей.
- Нет никаких сомнений, что это помещение принадлежало именно старообрядческой церкви, - считает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института археографии и источниковедения НАН Украины Сергей Таранец. – В подтверждении этого можно привести генеральный план Киева от 1925 года. Говорят, что здание не имеет никаких внешних церковных признаков. Но в царской России было запрещено старообрядцам строить церкви по образу православных, на старообрядцев были гонения и они скрывали свои церкви как могли.
Справка "Газеты…"
Первые старообрядцы появились в Киеве в конце 18 - начале 19 веков. По официальным данным 1913 года в Киевской губернии проживало 14562 старообрядца, из них 1586 - в Киеве. Надо добавить, что численность старообрядцев официальными властями царской России всегда занижалась. До революции в Киеве были две старообрядческие церкви – Успенская и Вознесенская, а так же один молельный дом.
Сейчас в дельте Дуная проживают 12 тысяч староверов, центр – город Вилково.
Марина Петик
Газета по-киевски, 27.01.2007
|