К сожалению, Поморское Древлеправославие в Украине, в сравнении со старообрядцами-поповцами, остается практически не исследованным. За последние годы не появилось ни одного заметного отдельного исследования на данную тему, не считая поверхностных обзоров и кратких упоминаний, причем не всегда достоверных по содержанию. В итоге это приводит к искажению и неправильному пониманию, как истории, так и современного состояния старообрядческих общин Христиан-поморцев.
Удивительно, но даже в современных Поморских календарях (1) практически отсутствует информация не только об истории, но и о современной жизни Христиан-поморцев в Украине. Так, за последние 50 лет появилось всего три таких статьи, причем все они вышли начиная с 1991 года.(2)
Некоторую дополнительную информацию можно найти в извещениях Российского Совета ДПЦ, главным образом, в выпусках начала 1990-х годов. Основными источниками информации в такой ситуации становятся дореволюционные издания, среди которых как Епархиальные ведомости, так и старообрядческая периодика, а так же работы историков до начала XX века, статистические материалы и другие косвенные источники.(3)
Отдельно можно сказать об источниках, созданных в среде самих старообрядцев. Среди них «История о бегствующем священстве» Ивана Алексеева (Стародубский, ум. 1776 г.), «История Чугуевского монастыря» составленная схимницей Ираидой (Ираида Ивановна Серебрякова, ум. 1879 г.) и некоторые другие. Вместе с этим, интересно было бы выявить и архивные документы по этой теме.
Старообрядчество на землях Украины в XVII веке представляло собой еще единое социально-культурное сообщество. С конца XVII века усилился миграционный поток старообрядцев из центральной России, в то же время наметились различные центры влияния, к которым тяготели старообрядческие общества.
Среди таких центров выделялись пограничные с Украиной Стародубье и Ветка, в которых наряду с поповскими, существовали и безпоповские поселения, кроме того, благодаря многочисленным в то время странствующим инокам из разоренных северных монастырей, устанавливалось влияние Поморских скитов на местных безпоповцев.
В Украине сложилось два основных района проживания старообрядцев-безпоповцев, отличающихся историей своего происхождения и развивавшихся довольно изолированно друг от друга. Условно эти районы можно разделить на Восточную и Западную часть современной Украины. Такое географическое разделение сохранилось и до настоящего времени.
В Восточной, Левобережной части Украины в XVII-XX веках проживали в основном поморцы, ориентирующиеся в духовных делах на Москву и Выговский монастырь. Расселены они были по всей Восточной Украине, но наиболее компактно - в районе Харькова, недалеко от которого находился Чугуевский монастырь.
В биографии основателя монастыря схиинока Даниила можно увидеть одну из схем миграции старообрядческого населения того времени. Даниил (1710-1790) родился в Поморье, с молодости стал насельником Выговского монастыря, отправившись в странствие жил сначала в Москве, позже в Стародубье. В Чугуеве совместно с иноками Герасимом и Германом, в 1760 году им была образована обитель, руководителем которой он становится.
Поморские общины Правобережной Украины, в отличии от восточных общин, своим происхождением связаны с Беларусью (4), в XVIII-XIX веках среди них преобладали федосеевцы. Основной поток переселенцев был непосредственно связан с Ветковскими выгонками 1734 и 1764 годов, а так же с движением старообрядцев из Прибалтики. Направление расселения шло примерно по линии рек Северная Двина - Березина, далее Волынская, Подольская губернии и дальше в Бесарабию и Румынию.
Наиболее компактно федосеевцы и поморцы расселились в окрестностях Житомира, где ими было основано несколько сел. На протяжении XIX и начала XX века среди федосеевцев была устойчивая тенденция к переходу на поморские позиции, в итоге к настоящему времени федосеевских общин в Украине известно не более пяти.
Отдельно стоит упомянуть филипповцев, которые так же имели свои общины, наиболее крупная из которых находилась в Одессе (5), однако об их судьбе ничего не известно, но есть данные, что небольшая группа филипповцев сохранилась в пригороде г. Браила (Румыния).
Не менее интересна и история небольшого числа старообрядцев-поморцев Закарпатья, этнически они являются Русинами и ранее проживали на территории Австрийской империи. В настоящее время они проживают в селе Заричево и в городах Ужгороде и Мукачево.(6)
Долгое время крупным поморским духовным центром в Украине был Чугуевский монастырь явления чудотворной иконы Пресвягыя Богородицы Тихвинской. Как уже было сказано, монастырская обитель основана в 1760 году выходцами из Выговского монастыря старцами Даниилом, Герасимом и Германом, на месте бывшего скита стрельцов-старообрядцев. В первые же годы к братии стали приходить и окрестные жители, желавшие присоединиться к обители. В 1765 было положено начало женской обители, старшей в которой стала инокиня Марина (Серикова), после 1790 года монастырь становится женским, число насельниц в некоторые периоды доходило до 30 - 40 человек.
В 1806 году монастырь был разогнан, а имущество передано в синодальную церковь. Усадьбу монастыря купил никонианский поп Жоданов. Инокини тайком стали молиться по домам. В начале 1820-х годов старица Домника Сухинина происходящая из богатой дворянской семьи, вместе с оставшейся матушкой Варварой принимаются за восстановление монастыря. Они выкупили у вдовы Жоданова усадьбу обители, расширили кельи, построили моленную. На пожертвования чугуевских купцов был построен большой дом, подарен участок земли более 30 гектар.
В кон. XIX века при постройке железной дороги часть усадьбы была отторгнута. В 1921 году произведена ревизия, изъяты многие ценности, вскоре монастырь закрывается, а насельницы изгоняются. Некоторые старицы, как уже бывало раньше, стали молиться тайно, продолжая соблюдать монастырский порядок. В 1956 году монастырь подвергся новому разорению, милицией было изъято 96 богослужебных книг и десяток икон. В последние годы обитель насельницами не пополнялась, последняя старица - черница Марфа Марковна Бочарова умерла в 1994 году. В монастырском синодике записано 580 душ, тела которых погребены на уничтоженном ныне старообрядческом кладбище.(7)
За период Советской власти многие связи между старообрядческими общинами были нарушены, и только сейчас предпринимаются попытки для их налаживания. В 1980-х годах в Украине насчитывалось около 45 поморских общин. С распадом СССР и возникновением новых независимых государств, появилась потребность в организации Всеукраинского регионального объединения ДПЦ. За эту работу в начале 1990-х годов взялись представители Харьковской общины, однако из-за возникших внутренних разногласий работа так и не была завершена. С конца 1990-х годов все более активно начинают работать представители Житомирской обл., на этот раз более успешно.
25 мая 2003 года в г. Житомире в Храме Покрова Пресвятые Богородицы старообрядческой общины ДПЦ состоялось учредительное собрание Христиан-поморцев Житомирской области, на котором принято решение об организации Областного совета ДПЦ. В собрании приняли участие представители общин ряда городов и сел Житомирской обл. В ходе этой работы сформирован Областной Совет Житомирской обл. председателем Совета избран д.н. Бабичев Николай Викторович (настоятель Житомирской общины ДПЦ) и заместитель председателя Шматко Георгий Владимирович. Созданный Совет взял на себя обязанности связанные с опекой Христиан как в Житомирской области так и находящихся в соседних регионах.
К сожалению, информация о современном состоянии общин ДПЦ неполная, но тем не менее, все же дает какое-то представление. Несмотря на прошедшие годы, различия между восточными и западными приходами ДПЦ сохраняются, на востоке общины в основном не имеют храмов, а молятся в моленных домах, а то и вовсе на частной территории, причем бывшие до революции поморские храмы так и не были возвращены. На западе, напротив, в большинстве общин имеются свои храмы, за последние годы здесь было построено три новых храма, а в некоторых произведен ремонт.
Поморские общины распределяются следующим образом:
На Западе: Житомирская обл. - 13 общин, Винницкая - 3, Хмельницкая - 1.
На Востоке: Харьковская - более 5, Ворошиловградская - не менее 2, Донецкая - не менее 2, Крымская - 2, в Днепропетровской и Запорожской - по одной общине.(8)
Кроме того, существуют группы в Закарпатской, Одесской и Черниговской областях.
Будем надеяться, что проведение подобных конференций будет способствовать более плодотворным исследованиям в области старообрядчества на территории Украины и соседних государств.
Примечание
1 Календарь Древлеправославной Поморской Церкви - далее КДПЦ.
2 Г. Подгурский. О старообрядцах-поморцах Закарпатья. Стар. Церк. Календарь на 1991 г.
Стр. 41.; И. Н. Тарасов. Чугуевский мон. КДПЦ на 1996 г. Стр. 66.; А. А. Безгодов. Образование
Житомирского областного совета ДПЦ. КДПЦ на 2004 г. Стр. 85
3 Среди них журналы «Церковь» и «Щит Веры».
4 Гарбацю А.А. Стараабраднщтва на Беларуси у канцы XVII - пачатку XX ст.ст.: Манаграфия.-Брэст, 1999.
5 Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки (сост. А. А. Исэров). - М. 2004.
6 Г. Подгурский. О старообрядцах-поморцах Закарпатья. Старообрядческий Церковный Календарь (поморский) на 1991 г. Стр. 41.
7 И. Н. Тарасов. Чугуевский мон. КДПЦ на 1996 г. стр. 66.
8 Архив Российского Совета ДПЦ.
Статья была опубликована в сборнике материалов II Всеукраинской научно-практической конференции "Старообрядчество Украины и России: прошлое и настоящее", которая проходила 1-3 октября 2004 г. в Киеве.
|