Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Дек-25, 18:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Кучерявенко Н. Истоки веры.

Я родилась  и выросла в живописном, утопающем в зелени и цветах уголке Бессарабии - селе Новая Некрасовка. С какой бы стороны ни подъехали к нашему селу - издалека будет манить вас к себе и радовать глаз белоснежная красавица колокольня - нашей Свято-Введенской церкви. Стоит она нерушимо вот уже вторую сотню лет и радует всю округу своим чудесным звоном. Этот уголок бессарабской земли обжили и облагородили своими работящими руками наши далекие предки.

 

Чем больше узнаю я историю родного села, тем больше восхищаюсь трудолюбием, природным умом, дальновидностью этих удивительных людей - русских старообрядцев.

 

В нашей большой семье дети росли под впечатлением рассказов и воспоминаний прабабушки Лапшиной Анны Филатовны. Она родилась в 1912 году, прожила 88 лет. В ее памяти сохранились многие события из истории нашего родного края. До последних дней жизни бабушка сохраняла живой, светлый ум, хорошую память, строго следовала церковным правилам: соблюдала посты, много молилась. В ее комнате перед старинной родительской иконой "Всех скорбящих радость" всегда горела лампада. Тихими волшебными вечерами мы, ее внуки и правнуки, с замиранием сердца слушали рассказы о том, как жили, чему радовались, о чем печалились наши умершие прадедушки и прабабушки.

 

Бабушка была грамотной, хотя она нигде не училась - грамоте ее обучил дома отец. Но глядя в лицо бабушки, которое светилось умом и бесконечной лаской, мы понимали, что наша, не кончавшая университетов бабушка Анюта - мудрая, сильная женщина. Легкой ее жизнь не назовешь.

 

Счастливым было только детство. Росла она в большой зажиточной семье, у нее были любящие отец и мать, три сестры, два брата, просторный и уютный родительский дом, большое хозяйство.  Прабабушка с детства научилась многому: готовить кушанье, стирать, доить корову, ухаживать за младшими детьми, косить, вязать снопы, мазать и белить стены, ткать дорожки, ухаживать за огородом. И хоть с утра до позднего вечера вся семья трудилась - бабушка с радостью вспоминала о том времени. Ничто не нарушало мирной жизни их семьи. В доме царили лад и порядок, любовь и согласие. Отец, Феофилакт Спиридонович, был церковным старостой, уважаемым в селе человеком, ему и поручило село руководить строительством новой колокольни. На храмовые праздники у него гостили священники, епископы. Бабушка рассказывала, как она с жадностью ловила каждое слово из бесед отца с именитыми гостями. Сколько полезного отложилось в детской душе, многие рассказы прочно запечатлелись в ее памяти почти дословно. Девочкой она очень любила церковные службы, пение, знала наизусть много ирмосов, стихер, величаний. Эту любовь она сохранила до конца своих дней.

 

Беда пришла в дом Ремезовых в 1946 году. Глухой осенней ночью отца, мать, младших детей полураздетыми выгнали из дому и, загрузив на подводы, вывезли из села, как врагов советской власти - кулаков. Как выяснилось позже, по доносу пригретого отцом племянника. Бабушка уже была замужем, жила в доме мужа. Наутро, узнав о том, что случилось с их семьей, побежала к родительскому дому.

 

То, что увидела, она не могла забыть и через 50 лет. В родительском доме хозяйничал кто хотел, кто-то тащил самовар, кто-то прихватил сарафаны сестер, кому-то подошли отцовские сапоги, кому-то борона, кому-то плуг... Одним словом, дом был разорен, родные и горячо любимые отец, мать, братья и сестры вывезены неизвестно куда.

 

Новой власти мало было избавиться от неугодных ей людей, она начала наступление на церкви и храмы. Из рассказов бабушки я узнала еще об одном страшном злодеянии большевиков, которое они совершили в том же 1946 году в нашем селе.

 

На берегу красивого и глубоководного озеря Ялпуг, за селом, был когда-то богатейший мужской Свято-Архангельский монастырь - старообрядческий. По словам бабушки, монахи жили тихо и благочестиво. В монастыре было две церкви: Знамения Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила. Хозяйство монастырское было благоустроенным и крепким: яблоневый и грушевый сад, виноградник, огород. Все поливалось с помощью интересного механизма - дулапа. Работали маслобойка, виноделка, многочисленные кладовые были полны съестными припасами. Двор в монастыре был очень ухоженным, чистым. С резными палисадниками, мощенными дорожками, с ранней весны до зимы цвели цветы... Но главное - это было богатейшее хранилище книг, икон, рукописей. Хранилище памяти и духовных сил. Монастырская жизнь шла размеренно и исправно. По звону колоколов в селе сверяли часы: звонили к утрене, в 9 – к обедне, в 16 - ко всенощной.

 

И вот на этом самом месте произошла трагедия, которая потрясла жителей села. Кельи монахов, книги, иконы новая власть сожгла дотла. Полные повозки книг и икон вывозились на поле за монастырь и сжигались. Жители Новой Некрасовки, люди крепко верующие в Бога, понимали, что такое кощунство не может пройти безнаказанно. И такое наказание не замедлило. В нашем цветущем плодородном крае начался страшный голод. Вымирали люди целыми семьями, пустыми становились целые улицы. Перестали звонить колокола в церкви - новая власть запретила церковный звон.

 

Это и все, чего она добилась. Разрушить церковь (как это было в соседних селах) ей не удалось. Не нашлось среди старообрядцев человека, который бы согласился рушить храм. Никакие запугивания не помогли, угрюмые молчаливые бородачи были непреклонны. Службы в церкви не прекращались несмотря ни на что. Как же велика была вера их! Преданность БОГУ! И какой поучительный примердля нас - их внуков и правнуков! Мы должны низко поклониться этим людям, наотрез отказавшимся участвовать в поругании святынь, сохранившим нам церковь, передавшим нам церковное знаменное пение, старопечатные книги, старинные иконы. Это богатство, которое ничем не измерить. Нам не нужно блуждать в поисках смысла жизни, духовных ценностей - они нам достались от наших дедов и прадедов. И еще мы знаем, что наши предки не были половой, разносимой ветром, а были отборным зерном, которое дало всходы.

 

Наталия Кучерявенко.

с.Новая Некрасовка.

 

Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-23)
Просмотров: 1438

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz