Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Апр-20, 00:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Безгодов А.А., Кожурин К.Я. Рабочая поездка членов Российского Совета ДПЦ по Восточной Украине

12-13 февраля 2007 года состоялась рабочая поездка членов Российского Совета ДПЦ А.А. Безгодова и К.Я. Кожурина по Восточной Украине. В ходе поездки они посетили поморские общины Харькова, Борового и Чугуева, собрали ряд архивных сведений и ознакомились с современным состоянием общин.

 

На территории Украины проживает довольно значительное число старообрядцев-безпоповцев, в подавляющем большинстве принадлежащих к Древлеправославной Поморской Церкви. Старообрядцы продолжают жить на этих землях, ставших для них поистине родными, вот уже около 350 лет, вкладывая свой труд в развитие и процветание края. На Украине сложилось два основных района проживания старообрядцев-безпоповцев. Они отличаются историей своего происхождения и развивались достаточно изолированно друг от друга.

 

К первому району относится территория Левобережной Украины, где с XVII века проживали в основном поморцы, ориентировавшиеся в духовных делах на Москву и Выговский монастырь. Расселены они были по всей Восточной Украине, но наиболее компактно в районе Харькова, недалеко от которого находился Чугуевский монастырь, основанный в 1760 году выходцем схииноком Даниилом совместно с иноками Герасимом и Германом. Все они были поморцами. Инок Даниил родился в Поморье, впоследствии жил в Москве.

 

Договорившись между собою, три пожилых инока решили идти вместе искать место, где бы можно жить в иночестве и беспрепятственно совершать молитвы по древлеправославному Уставу. Побывали они в городе Стародубе у знакомых богатых людей, но там оказались неподходящие условия для иноческой жизни. Там они прослышали о том, что где-то на окраине государства Российского есть малый город Чугуев, где есть военные поселения и от разорившихся стрельцов-старообрядцев сохранился мужской монастырь, который после окончания Семилетней войны (1756-1763 гг.) окончательно запустел. Даниил, Герасим и Герман отправились в Чугуев и составили общежительство. Уже в преклонных годах возглавил Даниил Чугуевский монастырь. Пожилые жители Чугуева и окрестных населенных пунктов напрашивались в совместное проживание в обители, в их числе была и Марина Серикова. Она жила в Панкратовом саду, что в 8 км от Чугуева, а в 40-летнем возрасте пришла в монастырь к игумену Даниилу. Он с радостью принял ее, благословил и постриг в схиму, а сам в 1790 году почил в Бозе. Таким образом было положено начало женской обители, которая пополнялась насельницами, число их в некоторые периоды доходило до 30-40 человек.

 

В те же годы из богатой дворянской семьи пришла в монастырь Домника Сухинина. Матушки Домника и Марина проживали некоторое время вместе, а затем, получив благословение, матушка Домника отходит в Кубанскую область и основывает обитель на реке Белая.

 

По смерти инокини Марины власти предприняли гонение на Староверие, разгромили в 1806 г. монастырь, разогнали его насельниц, а имущество погрузили на 15 подвод и отвезли в никонианскую Чугуевскую церковь. Усадьбу монастыря выкупил священник Жоданов. По прошествии 10-15 лет сменились местные власти, приехала из Белореченки инокиня Домника. Вместе с оставшейся матушкой Варварой стали они думать, как восстановить обитель. Выкупили у вдовы Жоданова усадьбы и начали обустраиваться. Построили моленную, расширил кельи. Стало пополняться число насельниц. Богатые люди стали оказывать обители помощь. Но в разгар строительства матушка Варвара умирает. Чугуевский купец Михаил Николаевич Черников еще при ее жизни предложил неподалеку от города небольшой домик для монастыря. Однако ввиду отдаленности матушка не захотела, и тогда Черников на свои средства построил большой дом с пристройками, а пан Даниил Фирсович Домрин подарил обители усадьбу в 30 десятин за селом Осиновка, где была основана Калмыцкая слобода.

 

В 1870 году умирает матушка Домника, подготовив себе замену. Ею стала схимница Гликея (Глафира?), в миру Анна Федоровна Елецкая. Она была участницей Второго Всероссийского Собора 1912 года. В 1871 году приезжает из Сибири схимница Ираида (Ираида Ивановна Серебрякова), впоследствии вернувшаяся на родину, но оставившая по себе глубокую память, собрав и письменно изложив историю Чугуевского монастыря.

 

Гликея была опытной, образованной матушкой, прекрасно управляла обителью в эти труднейшие времена войн и революционных потрясений. В ее настоятельство от обители отпочковались Кошлаковский, Крапивенский, Кавказский монастыри, которые просуществовали до 1930-х гг., став пристанищем для многих ищущих иноческого жития.

 

В конце XIX века насельницы прослышали о том, что в непосредственной близости от монастыря собираются строить железную дорогу Харьков – Купянск. Несмотря на хлопоты, часть усадьбы была отторгнута под железную дорогу.

 

После известных событий засухи и голода 1920 г. началась компания по изъятию церковных ценностей. В 1921 году проведена ревизия (обыск) в монастыре. Были изъяты ценности (золото и серебро), накопленные за долгие годы. Монастырь закрываются, насельницы изгоняются. Мебельный Чугуевский комбинат, расширяя свое производство, захватил усадьбу монастыря, здания переоборудовал под жилье своим работникам. Матушки разъезжаются кто куда. Некоторые возвратились к мирской жизни, другие уезжают к родственникам, третьи ушли в подполье, снимая себе жилье, тайно молились и продолжали соблюдать монастырский порядок.

 

Подпольный монастырь арендовал дом у Екатерины Гридневой, позже Семен Маркович Бочаров купил для матушек  дом по улице Петровского, 68. В 1959 году местные власти совершили акт вандализма: в монастырь нагрянула милиция, забрала 96 богослужебных книг и 10 лучших икон. Пришлось заново собирать круг богослужебных книг.

 

                                                 Чугуевская обитель

 

В последнее время монастырь насельницами не пополнялся, свой век доживали оставшиеся две матушки: Федосья Парамоновна Сакунова (1914-1992) и Марфа Марковна Бочарова (1904-1994). А в Синодике монастыря записано 580 душ, тела которых лежат на уничтоженном ныне старообрядческом кладбище.

 

Руководителями Чугуевского монастыря на протяжении его истории были: схимник Даниил (1710-1790), рук. с 1760; схимница Марина (Серикова, 1725-1805), рук. с 1790; схимница Домника (Сухинина, 1778-1870) рук. с 1805; инокиня Варвара, схимница Ираида (Ираида Ивановна Серебрякова, 1812-1885), рук. 1871-1879; схимница Гликея (Анна Федотовна Елецкая, 1850-1940), рук. с 1879; схимница Анна (Анна Афанасьевна Рыкова, 1884-1983), рук с 1941; схимник Лев (Николай Николаевич Черкашин, 1875-1957), черница Марфа Марковна Бочарова (1907-1994), рук. с 1983; черница Феодосия Парамоновна Сакунова (1914-1992); чернец Козма Васильевич Полетов (1849-1925); черница Клавдия Ефимовна Ботылсва (1903-1989); черница Зоя Даниловна (1851-1929); инок Ни­кола (Николай Кузьмич Чурилов, 1896-1975); черница Евпраксия; черница Аполинария, инок Терентий (Фирсов), черница Ирина Ивановна Тарасова (1880-1970), черница Ксения Ефимовна (1905-1980).

 

Второй район проживания старообрядцев-безпоповцев – Правобережная Украина. Безпоповские районы Правобережной Украины, в отличие от восточных общин, связаны своим происхождением с Белоруссией. В XVIII–XIX вв. среди них преобладали федосеевцы, принявшие впоследствии брак. Всего на Украине в настоящее время насчитывается порядка 40 общин (в Житомирской, Винницкой, Хмельницкой, Харьковской, Ворошиловоградской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Черниговской областях и в Крыму). Кроме того, существуют еще отдельные группы поморцев в Закарпатской, Одесской и других областях.     

 

В городе Харькове у поморской общины (достаточно многочисленной) имеется молитвенный дом. Службы совершаются по воскресеньям и по праздникам. Общину возглавляет духовный наставник Александр Иванович Потапов. Пение в общине наречное, порядки строгие. Храмовые праздники – Успения Пресвятыя Богородицы, Вознесения и Иоанна Богослова. Со временем харьковские християне планируют приняться за расширение своей моленной и возведение над ней купола.

 

В селе Боровом, расположенном на юг от Харькова, также действует поморская община. История ее достаточно любопытна. Некогда здесь была деревянная моленная, освященная во имя Святителя Николы, которая сгорела, а на ее месте в 1909 году была построена новая, каменная, во имя Рожества Христова. С середины 1920-х гг. общину возглавлял отец Павел Артамонович Черкашин. В 1930-е гг. моленную у поморцев забрали и устроили в ней школу. Когда немцы заняли село, моленную вновь вернули верующим (1942). Однако на праздник Сретения, 15 февраля 1943 года, наставник вместе с 20-30 прихожанами и другими жителями села был расстрелян немцами. Когда в село вернулась советская власть, в моленной вновь была устроена школа. Здание сохранялось до 1980-х гг. и впоследствии было постепенно разобрано.

 

С 1943 по 1944 год общину возглавлял отец Филипп Иванович Картавцев, а с 1944 года – чугуевская инокиня Евдокия Тимофеевна («Донюшка»), прекрасно знавшая знаменное пение и многих научившая пению по крюкам. Пение здесь, так же как и в Чугуевском монастыре, преемственно с Выга, было  и остается наонное. Християне собирались на молитву в доме Евдокии Тимофеевны вплоть до ее смерти в 1982 году. Затем во главе общины некоторое время находилась Федосья Яковлевна Лукшина (скончалась 25 января 2001 г.), также знавшая знаменное пение.

 

                          Духовный наставник о.Павел Исаевич Картавцев

 

В 1985 году, после праздника Воздвижения, на отечество был благословлен Павел Исаевич Картавцев (род. 1928), ныне здравствующий духовный наставник поморской общины села Борового, а в 1986 году произошло немыслимое по тем временам событие: за один год на месте прежней моленной была построена новая, более просторная, из белого силикатного кирпича. Когда местные власти об этом узнали, открылось целое дело. «Потаскали за это, за малым не посадили», – вспоминает Павел Исаевич. Однако Бог милостив. Несмотря на попытку снести новую моленную, прихожанам все же удалось ее отстоять.

 

                                Поморская моленная в с. Боровое

 

В настоящее время в селе Боровом староверских дворов насчитывается порядка 150, однако на службу ходят мало – на Пасху собирается лишь человек 30-40.

 

В Харьковской области моленная есть также в Терновом (освящена во имя св. Иоанна Богослова). Местную общину возглавляет Мария Григорьевна. Молятся християне и в Новой Покровке, расположенной по дороге из Харькова в Чугуев.

 

В самом Чугуеве в стенах последнего пристанища инокинь по воскресным дням и праздникам доброхоты-староверцы из Чугуева и окрестных сел молятся по Поморскому уставу на оставшиеся иконы под руководством християнки Анны Матвеевны Ситниковой. Обитель освящена во имя Явления чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Тихвинския. Обычаи здесь до сих пор сохраняются монастырские. Так, например, перед всякой службой читают большой начал и молятся три лестовки (первую – земными поклонами с молитвой Исусовой, вторую – Богородице и третью – Ангелу-Хранителю).

 

А.А. Безгодов

К.Я. Кожурин

 

(использованы также материалы статьи И.Н. Тарасова  «Чугуевский монастырь» // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1996 год. М., 1995. С. 66–67).

 

Сайт "Староверы в Рыбацком"

 

Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-16)
Просмотров: 1463

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz