Книжница Самарского староверия Среда, 2020-Май-27, 15:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Безгодов А.А. Старообрядчество Подольской губернии 1850-х гг. по донесению Евсевия, епископа Подольского и Брацлавского

Сведения о старообрядцах Подоль­ской епархии были предоставлены епи­скопом Евсевием в виде донесения Пра­вительствующему Синоду согласно тре­бований секретного Указа Святейшего Синода за № 37, от 28 июля 1853 года1. Донесение содержится на семи листах (формат 220x350 мм.) рукописного тек­ста, собственноручно подписанного еп. Евсевием и датированного 14 февраля 1854 года. По признанию Евсевия, сбор материалов для донесения осуществля­ли "доверенные духовные лица".

Учитывая, что документ составлен в рамках официальной, синодальной церкви мы допускаем возможность не­которых неточностей в оценке состоя­ния старообрядчества, но все же этот материал позволяет получить общее представление о распространении сто­ронников древлего православия в По­дольской епархии. Составителями док­ладной отмечены все основные факторы жизни и деятельности местного старо­обрядчества.

Из документа следует, что на дан­ной территории проживали представи­тели как поповских согласий, так и безпоповцы, которые в официальных документах  именовались  "дьячковцами". Так на протяжении всего XIX века в Малороссийских губерниях называли безпоповцев, так как общинами руководили дьячки (наставники),2  которые к из­вестным на Ветке и в Стародубье беглопоповцам-дьяконовцам отношения не имели, а принадлежали к Поморскому согласию. Общее количество старооб­рядцев в Подольской епархии опреде­лялось в количестве 7887 человек обоего пола, из которых подавляющее боль­шинство принадлежало к поповским со­гласиям.
Наибольшее число старообрядцев проживало в Винницком (2312 чел.), Брацлавском, Ямпольском, Литичевском и других уездах. В Могилевском уезде и г. Гайсине сторонников старых обрядов находилось наименьшее количество. В Каменецком и Проскуровском уездах постоянных жителей старообрядцев со­ставителями докладной не зафиксиро­вано. Безпоповцы проживали главным образом в Литинском уезде. Кроме того, в Ольгопольском уезде были отмечены два монастыря, мужской в количестве 34 иноков и послушников и женский с числом насельниц в 28 человек. Руководители старообрядцев авто­рами докладной разделены на несколь­ко категорий, среди которых указыва­ются:

1. Люди грамотные и начитан­ные Избранные наставники, так называемые "дьячки".

2. Проживающие    в    монастырях иноки и инокини, которые ходят по селам,  совершают требы,  утверждают в вере и по словам епископа Евсевия "укрепляют в среде старообрядцев дух про­тивления".

3. Так называемые "сборные ста­росты" и подрядчики, ходящие среди старообрядцев и собирающие средства на содержание часовен моленных домов,
а   так   же   приискивающие   рабочих-старообрядцев на совершение разнообразных подрядов.

4.   Старообрядческие священники, которые к тому времени уже появились в   приграничных   городах   Российской империи, таких как Хотин, Измаил и Аккерман.

В качестве значительного фактора поддержания старообрядчества в епархии епископ Подольский Евсевий, кроме "грубости и невежества самих расколь­ников", указывал на потворство и по­слабление со стороны местных чинов­ников Земской полиции,  "которые в поддержании раскола видят для себя средства к обогащению".

Подводя в докладной итог состоя­ния старообрядчества на подотчетной территории Подольской епархии, епи­скоп Евсевий предлагает способы воздействия на старообрядцев с целью их привлечения в официальную церковь и о необходимых для этого мероприятий. Вот только некоторые из инициатив:

•  Ввести обучение старообряд­ческих детей в приходских школах синодальной церкви.

•  Закрыть      старообрядческие моленные  дома  и  всячески  пресекать возможность совершения треб.

•  Ввести строгий надзор за чи­новниками и повысить служебную дисциплину.

•  Не    признавать    законными браки совершенные старообрядцами.

•  Повысить образование сино­дальных священников.

•  Для   Винницкого   уезда   на­значить в городской храм настоятелем профессора семинарии с магистерской степенью.

Причем владыка Евсевий лично брался произвести отбор духовных лиц, призванных служить в приходах,  в кото­рых были распространены старообрядцы, а в одном из приходов даже запре­тил в служении священнику за неблаго­надежность, которая проявлялась в общении со старообрядцами.

Исследуя такие донесения,  как представленное, мы имеем возможность не только узнавать о численности и рас­пространении старообрядцев, но и по­лучать обзорную информацию о разно­образных сторонах деятельности, хозяй­ственной жизни, материальном и ду­ховном состоянии старообрядчества

Материальное положение старооб­рядцев в общем определялось как незначительное, а основными занятиями являлись хлебопашество, мелкая торговля и ремесло. Источниками основного дохода старообрядческих обществ По­долья указывались пожертвования от больших обществ Измаила, а так же Малороссийских и Великороссийских гу­берний. Особенно такую помощь деньгами и имуществом получают монасты­ри, которые в свою очередь оказывают помощь небольшим старообрядческим обществам.

Примечания

1. Донесение еп. Евсевия Подольского и Брацлавского      в      Правительствующий      Синод. (14.02.1854 г.) - копия документа хранится в архиве Российского  Совета Древленравославной Поморской Церкви (Москва).

2              Безгодов А.А., Писаревский А.Ю. Путеводи­тель   по   древлеправославным   (старообрядче­ским) согласиям: справочник. - М., 2004

А.А.Безгодов (Москва)

Липоване: история и культура русских-старообрядцев. Вып.2 - Одесса, 2005

Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-21)
Просмотров: 1765

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz