Сведения о старообрядцах Подольской епархии были предоставлены епископом Евсевием в виде донесения Правительствующему Синоду согласно требований секретного Указа Святейшего Синода за № 37, от 28 июля 1853 года1. Донесение содержится на семи листах (формат 220x350 мм.) рукописного текста, собственноручно подписанного еп. Евсевием и датированного 14 февраля 1854 года. По признанию Евсевия, сбор материалов для донесения осуществляли "доверенные духовные лица".
Учитывая, что документ составлен в рамках официальной, синодальной церкви мы допускаем возможность некоторых неточностей в оценке состояния старообрядчества, но все же этот материал позволяет получить общее представление о распространении сторонников древлего православия в Подольской епархии. Составителями докладной отмечены все основные факторы жизни и деятельности местного старообрядчества.
Из документа следует, что на данной территории проживали представители как поповских согласий, так и безпоповцы, которые в официальных документах именовались "дьячковцами". Так на протяжении всего XIX века в Малороссийских губерниях называли безпоповцев, так как общинами руководили дьячки (наставники),2 которые к известным на Ветке и в Стародубье беглопоповцам-дьяконовцам отношения не имели, а принадлежали к Поморскому согласию. Общее количество старообрядцев в Подольской епархии определялось в количестве 7887 человек обоего пола, из которых подавляющее большинство принадлежало к поповским согласиям.
Наибольшее число старообрядцев проживало в Винницком (2312 чел.), Брацлавском, Ямпольском, Литичевском и других уездах. В Могилевском уезде и г. Гайсине сторонников старых обрядов находилось наименьшее количество. В Каменецком и Проскуровском уездах постоянных жителей старообрядцев составителями докладной не зафиксировано. Безпоповцы проживали главным образом в Литинском уезде. Кроме того, в Ольгопольском уезде были отмечены два монастыря, мужской в количестве 34 иноков и послушников и женский с числом насельниц в 28 человек. Руководители старообрядцев авторами докладной разделены на несколько категорий, среди которых указываются:
1. Люди грамотные и начитанные Избранные наставники, так называемые "дьячки".
2. Проживающие в монастырях иноки и инокини, которые ходят по селам, совершают требы, утверждают в вере и по словам епископа Евсевия "укрепляют в среде старообрядцев дух противления".
3. Так называемые "сборные старосты" и подрядчики, ходящие среди старообрядцев и собирающие средства на содержание часовен моленных домов, а так же приискивающие рабочих-старообрядцев на совершение разнообразных подрядов.
4. Старообрядческие священники, которые к тому времени уже появились в приграничных городах Российской империи, таких как Хотин, Измаил и Аккерман.
В качестве значительного фактора поддержания старообрядчества в епархии епископ Подольский Евсевий, кроме "грубости и невежества самих раскольников", указывал на потворство и послабление со стороны местных чиновников Земской полиции, "которые в поддержании раскола видят для себя средства к обогащению".
Подводя в докладной итог состояния старообрядчества на подотчетной территории Подольской епархии, епископ Евсевий предлагает способы воздействия на старообрядцев с целью их привлечения в официальную церковь и о необходимых для этого мероприятий. Вот только некоторые из инициатив:
• Ввести обучение старообрядческих детей в приходских школах синодальной церкви.
• Закрыть старообрядческие моленные дома и всячески пресекать возможность совершения треб.
• Ввести строгий надзор за чиновниками и повысить служебную дисциплину.
• Не признавать законными браки совершенные старообрядцами.
• Повысить образование синодальных священников.
• Для Винницкого уезда назначить в городской храм настоятелем профессора семинарии с магистерской степенью.
Причем владыка Евсевий лично брался произвести отбор духовных лиц, призванных служить в приходах, в которых были распространены старообрядцы, а в одном из приходов даже запретил в служении священнику за неблагонадежность, которая проявлялась в общении со старообрядцами.
Исследуя такие донесения, как представленное, мы имеем возможность не только узнавать о численности и распространении старообрядцев, но и получать обзорную информацию о разнообразных сторонах деятельности, хозяйственной жизни, материальном и духовном состоянии старообрядчества
Материальное положение старообрядцев в общем определялось как незначительное, а основными занятиями являлись хлебопашество, мелкая торговля и ремесло. Источниками основного дохода старообрядческих обществ Подолья указывались пожертвования от больших обществ Измаила, а так же Малороссийских и Великороссийских губерний. Особенно такую помощь деньгами и имуществом получают монастыри, которые в свою очередь оказывают помощь небольшим старообрядческим обществам.
Примечания
1. Донесение еп. Евсевия Подольского и Брацлавского в Правительствующий Синод. (14.02.1854 г.) - копия документа хранится в архиве Российского Совета Древленравославной Поморской Церкви (Москва).
2 Безгодов А.А., Писаревский А.Ю. Путеводитель по древлеправославным (старообрядческим) согласиям: справочник. - М., 2004
А.А.Безгодов (Москва)
Липоване: история и культура русских-старообрядцев. Вып.2 - Одесса, 2005
|