Юг Украины исторнчески формировался как полиэтнический и поликонфессиональный регион. Оригинальные оттенки в его колорит внесли и русские старообрядцы. В процессе заселения Степи, Екатеринослава, Херсона [1, с. ПО; 31, л. 1 б]. Самым крупным из этих поселений стала Большая Знаменка, доныне существующая на территории Запорожской области. Другая часть старообрядческого населения, примечательная своей хозяйственной и предпринимательской инициативой, постепенно пополняла состав южноукраинских городов. Возникли районы их компактного проживания в Елисаветграде, Бахмуте, Кременчуге и др. городах. Среди этих городов были и Александровск (нынешнее Запорожье), и Бердянск. Территория последних, как и Большой Знаменки, ныне входит в состав Запорожской области, поэтому часть документов по истории русского старообрядческого населения отложилась в государственном архиве Запорожской области.
Документы архива по истории старообрядцев очень разноплановы, интересны и информативны. Хотя их нельзя назвать исчерпывающими для воспроизведения целостной картины деятельности данной самобытной этноконфессиональной общности.
Наиболее объемную группу имеющихся источников, самых ранних по времени своего возникновения, составляют метрические книги церквей, прихожанами которых были старообрядцы. В частности, это метрические книги единоверческих церквей с. Большая Знаменка: Знамения Богородичной, Ильинской и Алексеевской. Они сосредоточены в двух фондах: Херсонской духовной консистории (ф. 246) и архивной коллекции метрических книг регистрации актов гражданского состояния по Запорожской области (ф.р. - 5593) и охватывают период 1840-1842, 1860-1861 гг., а также почти полностью отражают хронологический диапазон с конца 60-х гг. XIX в. до 1921г.
Эти источники обладают значительным потенциалом. Спектр информации, сосредоточенной в них, намного шире от изначально заданного ему социального предназначения. Эти документы исследователь может использовать не только как источник генеалогических сведений о конкретных лицах. Документы могут способствовать изучению демографических и социальных процессов. Их данные позволяют ответить на вопрос о сохраняемом уровне традиций в старообрядческой среде. Об этом опосредованно свидетельствуют имена новорожденных, социальное положение, сословие и род занятий их родителей, супругов, свидетелей, умерших и т.д.
В равной мере принципы исторического анализа применимы и для воспроизведения динамики религиозных процессов. Метрические книги сохранили фамилии и имена священников. За 1868 г. фиксируются упоминания о священниках Симеоне Щербакове, Петре Панкееве, Иоанне Иванове, Николае Панкееве, дьяконах -Стефане Щербакове, Стефане Жаринове. В 1909 г. в метрических книгах многочисленные записи сделаны священником Григорием Панкеевым, в 1912 г. - протоиереем Иоанном Ивановым, священником Григорием Жариновым. Эти материалы дают основание утверждать о наличии среди священнослужителей местных представителей и бытовании среди единоверцев (наравне с другими православными) традиций семейной преемственности священнического служения. Метрические книги начала XX века, свидетельствуют о сохранении у старообрядцев такого специфического сословия служителей культа, как уставщики. В 1909 -1912 гг. в Большой Знаменке установщиками были: Георгий Авилов, Михаил Сапожников, фамилии которых свидетельствуют об их великорусском происхождении [29; 30]. Не сложно выяснить и вопрос о том, как долго пребывал на приходе тот или иной священнослужитель. Таким образом, по документам можно сделать выводы о сменяемости кадров среди местного духовенства.
Заголовки метрических книг указывают на административное подчинение общин. Оно не претерпевало принципиальных изменений. В частности, узнаем, что большезнаменские старообрядцы, по крайней мере, с 1840 г. (дата наиболее давней из сохранившихся метрических книг) продолжали признавать иерархию Русской православной церкви, организационно входя в состав Херсонской, а позднее - Таврической епархии.
Достаточно интересными для исследователей могут быть также сведения относительно трансформационных изменений в старообрядческой среде - об организационном размывании устоявшейся религиозной общности. Эти сведения предоставляют акты регистрации браков между русскими старообрядческими семьями и православным украинским населением (в частности - с Полтавщины), которое пополняло состав Большой Знаменки в ходе освоения и заселения Юга. Чрезвычайно показательными для иллюстрации обозначенных ассимиляторских влияний и ци-вилизационных изменений старообрядчества являются записи о смене членами их общин традиционного вероисповедания. Так, в метрической книге единоверческой Знамения Богородичной церкви за 1912 год находим запись о переходе прихожанки Вассы Фроловой "согласно желания на основании высочайшего указа от 17 апреля 1905 года об укреплении начал веротерпимости <...> в секту евангельских христиан" [30, л. 102-103].
К сожалению, метрические книги церкви, которая являлась центром городского прихода старообрядцев Александровска, не сохранились.
Следует иметь в виду, что сведения об отдельных фактах регистрации актов гражданского состояния старообрядцев-единоверцев (преимущественно - браков с верующими Русской православной церкви (РПЦ) и рождения детей от смешанных браков) распылены в большом массиве метрических книг официальной церкви, и установить их количество (а соответственно - и проанализировать статистику) нет возможности.
Чрезвычайно близки по характеру и ценности информации к выше обозначенной группе источников посемейные списки. Значение этого типа исторических памятников трудно переоценить. В них в более цельном, нежели в метрических книгах, виде посемейно записаны фамилии и имена староверов. Более наглядными предстают численность, качественный состав семей, миграционные процессы, влиявшие на старообрядцев. Рядом с датами рождений, браков, смертей, как правило, фиксировались и даты других важных сооы-тий, связанных с этими конкретными лицами: усыновление, установление опеки, повторная выдача метрических свидетельств, прохождение проверки органами милиции, уточнение фамилий и т.д. К сожалению, вынуждены констатировать, что такой список сохранился лишь по старообрядческой общине г. Бердянска. Установить дату его заведения не представляется возможным. Очевидно другое - список охватывает широкий хронологический диапазон, фиксируя события с 1857 до 1979г. В нем 198 семей [28].
Как отдельную группу церковных источников следует выделить документы учреждений РПЦ. Последняя стремилась плотно опекать любых иноверцев с целью нейтрализации их деятельности и обращения в лоно своей конфессии. Таким образом, сформировалась соответствующая часть деловой документации, преимущественно отчетно-информационного и полемического характера. Согласно отчетам благочинного церквей первого округа Александровского уезда за 1917 г., в городе и прилегающих к нему населенных пунктах насчитывалось: "поповцев - 81, беспоповцев - 22". Приведенные цифры, без сомнения, невелики (учитывая более чем шестидесятитысячное население города), но они конкретны.
Чрезвычайно интересную группу документов, которые характеризуют социально-экономическую основу деятельности старообрядческого населения и поземельные отношения, представляют собой архивные фонды Мелитопольского уездного землемера (ф. 262). В первом из названных фондов сохраняются владенные записи на землю 1889 г., копия межевой книги на земельное владение (1902 г.), таблица расчетов общей площади податного лесного участка (1870 г.), документы о купле-продаже земли (приговоры, акты, купчие; 1873-1901 гг.) крестьян с. Большая Знаменка [24]. Во втором фонде круг документов, связанных со старообрядческим населением, значительно обширнее (169 единиц хранения). Он сам по себе заслуживает специального исследования. Это документы 1907- 1917 гг., преимущественно ] связанные со столыпинской аграрной реформой: дела по выделению из общин хуторских хозяйств [9], прошения крестьян о выходе из общин [10], списки ' землевладельцев [11], домовладельцев [12], зажиточных [13] и разорившихся [14] крестьян, протоколы уездного землемера о межевании крестьянских усадебных участков [15], копии экспликаций к планам хуторских хозяйств [16], описание огородов, приусадебных участков и пустошей, которые принадлежали сельской общине [17], прошения крестьян о решениии земельных споров [8; 18] и др.
Другую значительную группу документов представляют материалы органов земской статистики. В фонде Мелитопольского уездного статистического бюро за 1911 - 1917 гг. (ф. 255) сохранились описания специальных сельскохозяйственных культур большезнаменской сельской общины [20] и многих частных хозяйств этого старообрядческого села за 1911 - 1912 гг. [19; 21; 23], а также ценные сведения Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г. В основном это -карточки для сплошного описания хозяйств [22], в которых сконцентрированы статистические данные по многим (карточкой предусматривалось 139 позиций) показателям. Отражена также сословная и национальная принадлежность хозяина, его социальный статус ("приписной", "посторонний", "беженец"), возрастной и семейный состав членов хозяйств (количество и возраст их детей; проживание, кроме хозяина, других лиц; факт временного отсутствия членов семьи, в том числе - по мобилизации), размер имеющихся надельных площадей, купчих, арендованных земель, поголовья скота, сельскохозяйственного инвентаря. Условно выделяемый блок документов дореволюционных учреждений, подобных по своей видовой принадлежности и практическому предназначению, в которых сосредоточены данные о старообрядцах, представляют фонды органов городского и земского самоуправления: Александровской городской ратуши (ф. 1), упрощенного общественного управления (ф. 21), городской думы (ф. 24) и управы (ф.р. - 2030), уездной земской управы (ф. 56).
Однако, следует иметь в виду, что часть вышеупомянутых материалов незначительна, как незначительным было и старообрядческое население в социальной структуре южноукраинского региона. В названных фондах только несколько архивных единиц хранения очевидно связано с решением проблем старообрядческой общины. Отдельным делом сохранились, например, документы городской думы о выделении земли для строительства старообрядческого храма [2], материалы об отведении части земли на христианском кладбище для старообрядческих захоронений за 1912 -1915 гг. [3].
Делопроизводством органов городского и земского управления сохранились и отрывочные материалы циркулярного и отчетного характера, способные проиллюстрировать имперскую государственную политику по отношению к староверам, как, например, дело "О ведении метрических книг старообрядцев и сектантов" за 1913-1914 гг. [4].
Значительно больше архивных документов выше обозначенного блока не нашли своего отражения в заголовках архивных дел, но их можно выявить в процессе эвристического поиска, принимая во внимание обстоятельство, что среди старообрядческого населения г. Александровска были деятели, оставившие заметный след в его экономическом развитии и общественной жизни. Такими, например, были фигуры купцов семьи Минаевых. Как сообщают документы, недвижимость Александра Андриановича Минаева в 1890 г. оценивалась в 3500 руб., на основании чего он был включен в список лиц, имевших право избирать представителей местной власти. Его брат, Дмитрий Аядриа-нович Минаев, также был хорошо известен: купец 2 гильдии,владелец многих торговых и промышленных заведений города, меценат. Его неоднократно избирали в состав Алексан- дровского городского совета общественного самоуправления. В частности, известно о работе Д. А. Минаева членом строительной комиссии (1909 г.), заместителем первого городского по налогу с недвижимых имуществ присутствия (с 1911 по 1914 г.). В 1917 г. он продолжал работать в составе Александровской городской думы [5, л. 11].
Документы об истории старообрядцев послереволюционного периода нельзя назвать многочисленными. Однако они достаточны для общей характеристики изменений в состоянии староверов.
Фрагментарные сведения, необходимые для воссоздания социальных процессов в данной среде, присутствуют в фондах многих советских учреждений: сельского хозяйства, образования, здравоохранения, статистики и др. В частности, в фонде Запорожского окружного отдела народного образования (ф.р. 785) сохранились документы о деятельности большезнаменской сельскохозяйственной профшколы за 1927-1930 гг. Они представлены протоколами заседаний школьного совета, методкабине-та, перепиской но хозяйственным вопросам [26]. В фонде Запорожского окружного отдела здравоохранения (ф.р.-676) сохранились документы о состоянии и деятельности большезнаменской амбулатории. Это доклады, выписки из протоколов, переписка, сметы [25]. Интересную разновидность документов составляют статистические сводки Запорожского губстатбюро (ф.р.-224), Бюро Всесоюзной переписи населения 1939 г. по Запорожской области (ф.р.-1202) и др. фондов органов статистики. Как пример такого вида документов могут служить статистические карточки о состоянии развития сельского хозяйства с. Большая Знаменка за 1922 г. [7], подворные списки домовладельцев этого села на 1939 г. [27, л. 90-102].
Чрезвычайный интерес среди архивных источников 20-х гг. XX в. вызывают документы административного отдела Запорожского окрпсполкома (1923-1930 гг.). В них преобладают сведения о конкретных религиозных общинах, зарегистрировавших свою деятельность. Среди них были и единоверческие приходы при Алексеевской, Александро-Нев-скоп, Ильинской, Знамения Богородичной и Вознесенской церквах Большой Знаменки и община старообрядцев г. Запорожья.
В упомянутых документах, по своей видовой принадлежности, преобладают анкеты общин, их духовных руководителей, списки членов. Подобные материалы позволяют уточнить время основания религиозных очагов и подают соответствующие новому времени характеристики количественного, национального, возрастного, социального состава старообрядческих общин. По документам единоверческих церквей выясняем, что в 20-х гг. XX в. большинство членов общин по национальности были русскими, тогда как в городском приходе Запорожья, среди так называемой "пятидесятки" основателей (т. е. формального числа членов, дающего юридические основания для регистрации устава общины) большую часть уже составляли украинцы (28 украинцев, 22 русских), что свидетельствует о трансформации общины. Также интересным для констатации обозначенной эволюции является социальный и профессиональный состав приходов. Большинство среди основателей городской общины - 37 чел. - значатся как рабочие.
Документы религиозных общин сообщают об их материальном состоянии. Анкета прихода г. Запорожья, составленная в середине 20-х гг., констатирует отсутствие ценностей и исторических памяток (очевидно, после известной сокрушительной кампании по изъятию церковных ценностей 1922-1923 гг.): "кроме икон и богослужебных книг нет ничего". Скромное, даже бедное материальное состояние общин воспроизводят также короткие и достаточно формализированные (составленные по требованиям органов государственной власти) отчеты их руководства. Эти отчеты сообщают о максимальном ограничении инициативы хозяйственной деятельности правления приходов. Статьи доходов и расходов показывают незначительность размеров финансовой поддержки для высших органов - отчисления на содержание канцелярии благочинного и архиерея, одновременно свидетельствуя об организационной активности верующих.
Важно отметить, что позволение советской властью религиозной инициативы всем альтернативным конфессиям - с целью раскола могущественной РПЦ - способствовало возобновлению и укреплению связей старообрядцев южной Украины со своими одноверцами в России. Руководство большезнаменских Алексе-евского и АлександроНевского приходов констатировало свою административную подчиненность большезнаменскому благочинию Мстерской епархии Владимирской губернии. Из отчета Александро-Невской церкви узнаем о выдаче средств для командирования делегата на церковный съезд в Нижнем Новгороде. Таким образом, по состоянию на середину 20-х гг., велико-знаменские единоверцы продолжали поддерживать связь с достаточно отдаленными общинами и организационными центрами своей конфессии. Интересно, что другая часть старообрядцев этого же села - Ильинского прихода, а также община при Запорожском городском старообрядческом храме - находились в ведении Никопольского благочиния Харьковской епархии.
С развертыванием тотального наступления государства на права религиозных общин, старообрядцы, подобно другим конфессиям, ощутили па себе болезненные проявления этого процесса. Его ход наглядно демонстрируют многочисленные документы фондов органов местной власти, организаций, учреждений, которые действовали на территории компактного проживания старообрядцев. Сохранились и представляют интерес в данном контексте, прежде всего, документы Большезна-менского волревкома за 1920-1921 гг. (ф.р.-282), волисполкома за 1920-1923 гг. (ф.р.-227) и волостного комитета незаможных селян за 1920-1923 гг. (ф.р.-278), Каменского райисполкома за 1920-1923 гг. (ф.р.-290).
Трансформацию хозяйственного и духовного уклада староверов в условиях коммунистической политики, приобщение их к общественно-политической жизни в очерченных большевиками формах, позволяют увидеть также документы партийных органов, распоря- жавшихся на территории проживания старообрядцев. Имеем в виду, прежде всего, документы Каменского районного комитета КП(б)У (ф.п.-210), сохранившиеся начиная с 1920 г. В документах этого фонда достаточно сведений о большезнаменской первичной партийной организации. Их можно найти среди статистических отчетов о составе парторганизации района (1927 г.), протоколов заседаний бюро райкома и материалов комиссии по обследованию работы по раскулачиванию (1930 г.), протоколов заседаний районной комиссии по чистке партии и списков коммунистов по первичным организациям (1934 г.) и др. [б].
Перечень групп документов, способных обеспечивать разработку исторических аспектов деятельности старообрядческого населения на территории, составляющей нынешнюю Запорожскую область, может быть продолжен. Он нескончаем в своем разнообразии, как неисчерпаем национальный архивный фонд, аккумулировавший разнообразные и разноплановые проявления человеческой жизни. Работа над охарактеризованными документами позволит лучше проникнуть в историю немногоч исленной старообрядческой общности Запорожского края. Она будет способствовать более глубокому осознанию характера трансформации данной среды под влиянием драматических коллизий новейшего времени в Украине; изучению процессов интеграции русской этнической общности в хозяйственные, религиозные, общественно-политические структуры южноукраинского региона.
Источники и литература
1. Тригуб О. П.Iсторiя заснування Катеринославськоi та Херсонськоi enapxii (1775-1837)//Науковi правцi iсторичного факультету Запорiзького державного университету. -Вип. 7. - Запорiжжя, 1999.
2. Государственный архив Запорожской области, ф. 24, оп. 1, д. 232
3. Там же, д. 498
4. Там же, д. 1910
5. Там же, д. 1771
6. См., напр., там же, ф.п.-210, оп.1, д.61, 72, 93-95, 102, 107, 123
7. Там же, ф.р. -224, оп.1, Д. 112
8. Там же, ф. 252, оп.1, д.1, 6
9. Там же, д. 11,20, 21
10.Там же, д. 27-29
11.Там же, д. 31-33
12.Там же, д. 34-36
13.Там же, д. 37-41
14.Там же, д. 45-47
15.Там же, д. 58-63
16.Там же, д. 70-75
17.Там же, д. 76
18.Там же, д. 84
19.Там же, ф. 225, оп.1, д. 1-5, 59-63
20.Там же, д. 64-65
21.Там же, д. 66
22.Там же, д. 441,446, 454
23.Там же, д. 510-680
24.Там же, ф. 262, опЛ, д. 2-7
25.Там же, ф.р. - 676, оп.1, д. 231, 249
26.Там же, ф.р. - 785, оп.1, д. 1056, 1152,1464
27.Там же, ф.р. -1202, оп.1, д. 313
28.Там же, ф.р. -5593, оп.1, д. 188
29.Там же, д. 392-394
30.Там же, д. 395
31. Государственный архив Одесской области, ф.р. - 3865, оп.1, д. 84
А.Н.Игнатуша
Белая Криница, 7510 (2002), № 2-3