Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 15:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Синелькова В. Добрые старые времена... и будущее храма

На широком церковном дворе в селе Старая Некрасовка высится большой кирпичный храм сравнительно недавней - 30-х годов - постройки. Рядом с ним - удивительной красоты здание новой келии. А в глубине двора старенькое, покосившееся от времени строение, которое доживает свой век - это старая келия. Внутри нее почти пусто, а на стене в трапезной висит пожелтевшая фотография - этот же церковный двор 60 лет назад: идет строительство нового храма (прежний был мал и не вмещал всех молящихся). Множество людей, от босоногих мальчуганов до седых стариков, стоит на лесах. Их лица радостно сияют.

Те годы были для нашего села временем духовного процветания. С первым ударом колокола каждый оставлял свою работу, и если бы глянуть с высоты птичьего полета, то видно было бы, как текут по улицам живые речки из мужчин в черных кафтанах и женщин в длинных сарафанах и платках, сливаясь в единый поток возле храма. Вот и строили так же - всем селом, всем миром.

Отголоски этого доброго старого времени мы застали, когда десять лет назад приехали в Старую Некрасовку, несколько десятков стариков, которые еще помнили дедовские традиции, сохранили веру и ревность к Божьему храму.

Но годы безбожия и атеистического воспитания и здесь оставили свои следы. Молодое поколение считало веру своих предков темным пережитком прошлого. Даже раз в год, на Пасху, сходить в церковь считалось делом постыдным. Грустно было смотреть, как один за другим уходят старики, и остаются в храме пустые, никем не заполненные места.

Но иногда и на старых, засохших пнях пробиваются молодые побеги. Так и в нашем приходе стали появляться ребятишки - трех-пятилетние внучата прихожан. И эти маленькие некрасовцы оказались на удивление стойкими: даже лютой зимой, когда в храме от мороза отлетала краска от стен, они выстаивали всю службу до конца.

По горькому опыту прошлых лет мы знали, что детей, даже самых ревностных, не всегда удается удержать. Подрастая, они надолго, если не навсегда, забывают дорогу к храму. Чтобы этого не случилось, нужно вооружить их против соблазнов мира сего, подкрепить чистую детскую веру сознанием. Тогда и появилась идея создания воскресной школы.

Осуществить ее в полной мере удалось не сразу. Два года подряд занятия проводились на дому, только в летнее время. Первыми слушателями нашей церковной школы стали девять маленьких прихожан, которые к тому времени уже пошли на клирос.

- Зачем же мы в церковь ходим, зачем Богу молимся?

- Чтобы Бог дождичку давал, да чтоб все росло.

- А еще в аду есть большой котел со смолой, бесы под него дрова подкидывают, И все грешники будут в этом котле вариться.

Постепенно число желающих учиться в воскресной школе возрастало, и в ноябре 1996 года по благославлению владыки Савватия, в день памяти Св. великомученика Дмитрия Солунского, состоялось открытие приходской воскресной школы. Торжественный молебен храмовому святому апостолу евангелисту Иоанну Богослову и экскурсия по храму стали первым уроком в начинающемся учебном году.

И вот наша "золотая молодежь" в возрасте от шести до пятнадцати сидит на лавках за грубо сколоченными деревянными столами и слушает первые уроки о Боге -Создателе, о том, как был сотворен мир и человек, о грехопадении людей и пришествии в мир Спасителя.

Прибегают за полчаса до занятий, сидят, тревожно прижавшись друг к другу (класс ведь небольшой, а их поначалу приходило не меньше сорока). Они слушают внимательно, порой напряженно - многое для них здесь ново и непонятно. Спрячутся, как улитки в свою скорлупу, и слова от них не услышишь. Но постепенно ледок оттаял. Детишки стали бойко отвечать на вопросы, задавать свои, завязался оживленный диалог.

- Ребята, а нравится ли бесу, когда человек начинает жить по христиански?

- Нет!

- И что же он пытается сделать?

- Он пытается этому человеку помешать.

И действительно пытается. Искушения не заставили себя ждать. Особенно прискорбно то, что исходят они от родных и близких людей. Был такой случай. Один мальчуган, из самых активных, перестал посещать воскресную школу. Спрашиваю у детей:

- Что с ним случилось?

- А ему соседская бабушка сказала". "Сынок, да на что оно тебе, ты что, попом будешь?" - вот он и перестал ходить.

Добавить тут нечего. Кроме того, что таких вот "доброжелателей" в старообрядческом селе не единицы.

Но есть и другие примеры. Под Рожество Христово мы с ребятами разучили рождественские песнопения и стали ходить по домам славить Христа. Заходили в дом к стареньким дедушке с бабушкой, которые по своей немощи уже не всегда смогут прийти в церковь.

- Благославите Христа прославить!

- Бог благославит!

"Христос рождается, славите!" - заводят чистые детские голоса, и баба Марфа вспоминает, как девчушкой бежала она по этой улице. Еще до свету стучала в калитки соседей: "Благословите Христа прославить!"

"Рожество Твое, Христе Боже наш", - выводят наши юные христиане. Со слезами радости и умиления слушают старики знакомые с детства слова. "Есть у нас замена, теперь и умирать не страшно" -говорят... А ребятня планы строит: "В этом году двадцать домов обошли, а в следующем разделимся на две команды и еще больше обойдем". Так возрождаются добрые старые традиции.

Многое в деятельности нашей воскресной школы было направлено на то, чтобы в церковной общине дети почувствовали себя как в родной. Помимо основного содержания урока, звучали рассказы о том, как проходит престольный праздник в соседнем городе или селе, о том, что в нашей епархии рукоположен новый священнослужитель, о благочестивых старообрядческих семьях, славящихся своим гостеприимством и о многом другом. Конечно, кроме рассказов, пусть даже и иллюстрированных слайдами и фотографиями, детям нужны и более яркие впечатления. Для этого был поставлен рожественский спектакль, с волхвами и царем-Иродом в действующих лицах. Путешествие персидских мудрецов за не обычной звездой смирения, поклонение младенцу Христу и его Пречистой Матери, злая фигура Ирода-царя - все это надолго запечатлелось в детской памяти.

Были у нас и походы с кострами и печеной картошкой, и праздники "сладкие столы" - в общем, все, что может принести радость детям, еще крепче сплотить их между собой.

Одним из наиболее запоминающихся моментов было посещение нашей воскресной школы владыкой Савватием. Из его уст прозвучало много теплых слов и пожеланий, а затем все ребята по очереди подошли к нему под благословение.

К концу учебного года наши ребята сами стали готовить сообщения к урокам "о церковной свече", "о почитании мощей", "о праздновании дня Ангела". Темы звучали самые разные.

Теперь ребятишек было гораздо меньше, чем в самом начале. Много за этот год было расставаний, неожиданно уходили самые активные, самые, казалось бы, преданные. Были и такие, которые приходили всего раз или два.

30 мая, в день Св. Троицы, двадцать человек получили поздравительные открытки с окончанием первого курса обучения в воскресной школе. Из шестидесяти человек, побывавших на занятиях, далеко не все стали прихожанами нашей церкви.

В нашем храме на левом клиросе двенадцать юных клирошан. Скоро их число пополнится "новичками". Звонкое детское пение и чтение согревают сердца стариков и молодых: если в храме есть дети, значит, у храма есть будущее.

Слава Богу!

В.Синелькова (с.Старая Некрасовка)
 
Белая Криница, 7510 (2002), № 2-3
Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2008-Апр-30)
Просмотров: 2252

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz