Нижегородский купец Дмитрий Васильевич Сироткин долгие годы являлся политическим лидером приверженцев старой веры. С его именем связано проведение всероссийских старообрядческих съездов, сыгравших большую роль в общественной жизни древлеправославных христиан начала XX века. Одним из важных, но практически неисследованных направлений общественной деятельности Д.В. Сироткина стала организация им переселения малоземельных крестьян-старообрядцев на Дальний Восток.
Отметим, что знаменитый нижегородский предприниматель, как и абсолютное большинство других промышленников-старообрядцев, происходил из крестьянской среды и нужды деревни знал не понаслышке. Поэтому он очень внимательно следил за ходом решения аграрного вопроса и, как мог, старался уменьшить земельную нужду своих единоверцев. Первый случай для этого представился Сироткину в 1900 году, когда он возглавил делегацию I Всероссийского съезда старообрядцев, встретившуюся в Ялте с министром финансов С.Ю.Витте. Старообрядцы просили Витте помочь им передать свое прошение о религиозных нуждах императору. Министр содействовал им в этом, а, кроме того, задал следующий вопрос: "Если бы… старообрядцам была дарована полная религиозная свобода на веки веков и покровительство Государя Императора в Маньчжурии, при даровом проезде туда и нарезке земли, нашлись бы среди них желающие переселиться в Маньчжурию на линию строящейся железной дороги, для того чтобы оберегать там интересы России и воспрепятствовать ассимиляции казаков туземным населением?"1.
Витте в данном случае заботился о судьбе своего детища - Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Однако и для старообрядцев перспектива, нарисованная министром финансов, представлялась весьма заманчивой. Данный вопрос обсуждался на II съезде старообрядцев, состоявшемся в августе 1901 г. в Нижнем Новгороде, в доме Сироткина. После этого организатор съезда - Совет Всероссийского старообрядческого попечительства - стал осаждаться со всех концов России запросами по поводу переселения.
Интерес к переселению на Дальний Восток проявили и заграничные приверженцы Древлеправославного христианства. В ноябре 1902 г., по поручению III Всероссийского съезда, старообрядческая депутация ездила в Австро-Венгрию для посещения митрополии в Белой Кринице и сообщила там о предложении СЮ. Витте. Сразу же австрийские подданные-старообрядцы, жалуясь на свою бедноту и малоземелье, начали просить и их переселить в Маньчжурию, если там действительно будет обеспечена свобода веры2.
В практическую плоскость этот вопрос перешел в 1903 году.
6 и 7 февраля 1903 г. члены Всероссийского старообрядческого попечительства - Д.В. Сироткин, М.И. Бриллиантов, А.Т. Комаров, Д.А. Вышегородцев, Ф.Е. Мельников имели продолжительный разговор о переселении с товарищем министра финансов П.М. Романовым. Они заявили, что на обещанных условиях готовы
ехать не только русские, но и заграничные старообрядцы. Романову, однако, пришлось разочаровать старообрядческих попечителей. Выяснилось, что китайское правительство согласилось отвести для России лишь по 50 сажен земли по обе стороны КВЖД. Правда, П.М.Романов предложил другой адрес для переселения - Хабаровск. Он обещал, что
и там старообрядцы будут пользоваться полной свободой религии, на что последует Высочайшее соизволение.
В мае 1903 г. дело приняло новый оборот. В это время Общество КВЖД купило у китайского правительства 200 тысяч десятин, значительно расширив свой земельный фонд. Поэтому министерство финансов вновь вернулось к вопросу о переселении старообрядцев в Маньчжурию. С.Ю.Витте составил всеподданнейший доклад о даровании там переселенцам полной свободы веры на все времена. Николай II этот доклад утвердил3 составленные Минфином "Правила о водворении русских подданных на участках, принадлежащих обществу Китайско-Восточной железной дороги" были обсуждены на IV съезде старообрядцев в августе 1903 года. Там же было решено послать в Маньчжурию специальную комиссию или, по крайней мере, одного человека для изучения условий жизни в местах предполагаемого переселения. Однако вскоре начавшаяся война с Японией не позволила осуществиться этой поездке. Естественно, что и вопрос о колонизации старообрядцами Маньчжурии сам собой ликвидировался.
Не исчезла, однако, земельная нужда крестьян-старообрядцев. А после Указа 17 апреля 1905 г., даровавшего старообрядцам религиозную свободу, именно нехватка земли осталась единственной нерешенной проблемой старообрядческого крестьянства.
Определенные надежды на решение аграрного вопроса старообрядцы связывали с Государственной думой. На II чрезвычайном съезде старообрядцев в Москве 2 января 1906 г. (посвященном предвыборной проблематике) решено было поддерживать только тех кандидатов в Государственную думу, которые будут выступать за дополнительное наделение крестьян землей. Прирезку земли съезд предлагал осуществить за счет "государственных, удельных, монастырских и частных имений" "при помощи государства и при условии вознаграждения по справедливой оценке частных собственников за те земли, которые будут подлежать передаче крестьянам"4.
Вокруг вопроса о земле развернулись оживленные дискуссии, и он, по предложению председателя Совета съезда Д.В. Сироткина был передан для детального рассмотрения в комиссию из присутствовавших на съезде крестьян.
Обсуждался аграрный вопрос и после съезда, в частности, на страницах издаваемой П.П. Рябушинским старообрядческой "Народной газеты". Эта газета не являлась официальным органом старообрядчества (приданию ей подобного статуса резко воспротивился на II чрезвычайном съезде архиепископ Иоанн). Но ее вполне можно считать органом, отражавшим точку зрения либеральной части старообрядческой буржуазии (в лице инициаторов создания газеты - П.П. Рябушинского и Д.В. Сироткина). "Народная газета" в аграрном вопросе поддержала линию II чрезвычайного съезда - о необходимости отчуждения (за выкуп) частновладельческих земель. Впрочем, авторы газеты понимали, что отчуждение помещичьих земель отнюдь не является панацеей. Поэтому уже в феврале 1906 г. на страницах "Народной газеты" предлагается уделить серьезное внимание переселению крестьян из многолюдных и поэтому малоземельных центральных губерний за Урал 5.
Эти идеи (в отличие от призывов к отчуждению помещичьей собственности) находились в русле политики правительства, которое именно с помощью колонизации окраин надеялось решить аграрный вопрос. Особенно большое внимание переселенческому движению стало уделяться во время премьерства П.А. Столыпина. При этом власти стремились использовать и потенциал старообрядчества. 29 марта 1907 г. Главное управление земледелия и землеустройства в лице главноуправляющего князя Васильчикова направило в Совет старообрядческих съездов письмо с предложением обеспечить бесплатный железнодорожный проезд на Амур представителям старообрядцев, чтобы они выбрали удобные места для переселения. Совет съездов оповестил об этом старообрядческие приходы, а 25—26 июля 1907 г. организовал в Москве съезд крестьян-ходоков уполномоченных своими общинами для поездки на Дальний Восток. С целью подготовки ходоков к выполнению своей миссии Совет съездов пригласил выступить перед ними специалистов по переселенческому делу (Г.Ф. Чиркина, А.И. Орбелиани и А.Д. Ши-пова), чтобы объяснить выгоды и возможные трудности обустройства в Амурском крае. Затем ходоки во главе со священником Дмитрием Смирновым отправились в путь. Вернулись они в декабре 1907 г., облюбовав для своих единоверцев земли на Зее и Се-лемдже (левый приток Зеи). Отчет Смирнова был разослан Советом съездов по приходам и вызвал подачу множества писем от крестьян-старообрядцев с просьбой помочь в переселении. Причем писали не только из России, но и из Румынии, Турции, Австро-Венгрии.
С переселенцами из-за границы у главы Совета съездов Д.В. Сироткина возникло особенно много хлопот. Те часто ехали без предварительного предупреждения, и Совету съездов приходилось то и дело обращаться с ходатайствами к властям, чтобы зарубежных старообрядцев беспрепятственно пропускали и предоставляли им все льготы по переезду 6.
П
ереселение малоземельных крестьян на Дальний Восток было составной частью Столыпинской аграрной реформы. А эта реформа, как и политика П.А. Столыпина вообще, вызывала резкое неприятие всех левых, оппозиционных партий — от кадетов до большевиков. Логика левых была доходчиво объяснена епископом Иннокентием: "надо держать всех в России, результатом чего будет мало земли — тогда будет в народе недовольство и, таким образом, скорее разразится революция"7. Но и среди старообрядцев имелось немало сторонников оппозиции (интеллигенты-начетчики, часть духовенства), враждебно настроенных ко всему, что могло укрепить самодержавие. Поэтому леворадикальное крыло старообрядчества также отрицательно относилось к переселенческому движению и к участию в нем Д.В. Сироткина. Выразителем настроений этой части старообрядческих общественных деятелей стал нижегородский журнал " Старообрядцы".
Публицистов из этого издания крайне возмущало то, что Сироткин, "уклонившись от своих прямых задач церковно-общественного характера, вздумал заняться переселением старообрядцев на Амур"8. Авторы журнала предполагали, что это было вызвано любовью Сироткина к "шумихе", его стремлением "выставить себя в Петербурге в качестве представителя не только церковно-общественных, но и экономических и политических интересов старообрядчества", желанием "г. Сироткина попасть в тон правительственной политике"9.
Решающее столкновение сторонников и противников переселения произошло на IX Всероссийском съезде старообрядцев, работавшем 2—4 августа 1908 г. в Нижнем Новгороде, как обычно в доме Сироткина.
На нем Ф.Е. Мельниковым был прочитан доклад Совета съезда по переселению заграничных старообрядцев на Дальний Восток. О своих впечатлениях от Амурской области рассказали вернувшиеся оттуда ходоки из Румынии. Ходоки рассказали, что на Амуре "добрая земля", есть возможность заработать, и они сами получали до 5 рублей в день. На это священник Авив Бородин (сторонник кадетской партии) заявил, что жизнь в Сибири "слишком хорошо рисуется". Т.С Бирюков (редактор враждебного Сироткину журнала "Старообрядцы") также утверждал, что доклад о переселении "составлен односторонне"10.
Тогда Дмитрий Васильевич поставил на закрытую баллотировку вопрос о доверии съезду по переселенческому вопросу. Доверие было единогласно выражено (воздержался только Авив Бородин). Это стало крупной победой нижегородского предпринимателя. Содействие переселенцам было продолжено.
В 1909 г. оно касалось в основном помощи переселенцам из-за рубежа. Благодаря хлопотам Совета съезда, зарубежным старообрядцам, возвращавшимся в Россию, разрешено было вступать в русское подданство немедленно по прибытии их на переселенческие участки, а не ждать 5 лет, как это предусматривалось для остальных иностранных граждан. По ходатайству Совета съездов министерство финансов разрешило зарубежным старообрядцам беспошлинный ввоз своего имущества. Вообще, благодаря стараниям Д.В. Сироткина, для старообрядцев-переселенцев все необходимые для въезда в Россию формальности были до предела упрощены.
Переселенцы из Австро-Венгрии и частично Румынии, а также из европейской части России в основном заняли места по реке Малой Пере, в 250 верстах от Благовещенска. Там имелись хороший лес и плодородные земли. Старообрядцы-рыбаки из Румынии заняли участки у устья реки Селемджи, в 400 верстах от Благовещенска, рассчитывая заняться там своим традиционным промыслом.
К переселенцам регулярно командировались уполномоченные Совета съездов, которые, в случае необходимости, должны были ходатайствовать за них перед местными властями. Кроме Амурской области, уполномоченный Совета съездов посетил Сахалин, поскольку жившие там старообрядцы федосеевского согласия обратились с просьбой направлять к ним на остров желающих переселиться старообрядцев 16
География старообрядческой колонизации Дальнего Востока все более расширялась. В 1913 г. В.Е.Мельников, командированный Советом съездов на Дальний Восток, чтобы ознакомиться с хозяйственным бытом переселенцев, получил поручение: на обратном пути заехать в Урянхайский край, обследовав его на предмет пригодности местных земель для переселения 17.
В 1907—1914 гг. благодаря содействию Совета Съездов и лично Дмитрия Васильевича Сироткина на Дальний Восток переселились тысячи старообрядцев. Таким образом, он внес важный вклад в решение проблемы малоземелья своих единоверцев. Сама старообрядческая колонизации стала важной составной частью Столыпинской аграрной реформы.
1. Труды Девятого Всероссийского съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде 2—4 августа 1908 г. — Нижний Новгород, 1908. — С.74.
2. Там же. — С.75.
3. Там же. — С.76.
4. Труды VII Всероссийского съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде 2—5 августа 1906 г. и II чрезвычайного съезда старообрядцев в Москве 2—3 января 1906 г. — Нижний Новгород, 1906. - С. 200-201.
7. Вишневски Эдвард Капитал и власть в России: Политическая деятельность прогрессивных предпринимателей в начале XX века. - М., 2000. — С. 137
10. Труды Девятого Всероссийского съезда старообрядцев... — С.74"98.
11. Там же. — С. 28.
12. Старообрядцы. — 1908.-№4,5, 6.-С. 483.
13. Там же.
14. Труды Девятого Всероссийского съезда старообрядцев... — С. 18-21.
15. Труды Десятого Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, в Нижнем Новгороде 18—19 августа 1909 года. - М., 1910. - С. 89.
16. Там же. — С.86.
17. Церковь. — 1913. — №46. - С. 1102.
Ф. А. СЕЛЕЗНЕВ, д.и.н.,
доцент Нижегородского государственного университета
Старообрядецъ, 2008. № 42
|