Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Мар-28, 12:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Урал

Панкратов Александр, иерей РПСЦ. Поездка Преосвященнейшего Алимпия, митрополита Московского и всея Руси на Урал 7-14 мая 1996 года

1. Торжества в связи с 600-летием святителя Стефана Пермского

 

На заседании Совета Старообрядческой Митрополии состоявшемся 29 апреля 1996 г., после празднества святы жен-мироносиц, была утверждена программа празднования   600-летия со дня преставления святителя Стефана Пермского   в   наиболее   крупных   старообрядческих   приходах  Пермской области, городах Верещагине и Перми. В соответствии с этим постановлением в понедельник, 6 мая, из Москвы в г. Верещагино отбыла духовная делегация во главе с преосвященнейшим Алимпием,  Митрополитом Мос¬ковским и всея Руси. В ее состав вошли протоиерей Леонид Гусев (Москва), иерей Леонтий Пименов (г. Орехово-Зуево Московской обл.), иерей Георгий Гусев (г. Сызрань Самаркжой обл.), иерей Алексий Лопатин (Москва), диакон Александр Маслов (Москва), чтецы Иоанн Гусев, Максим Кидава (Москва), Тимофей Овчаров (Ярославль) и уставщик Александр Панкратов (с. Устьяново Московской обл.).

 

По пути следования во время остановки поезда во Владимире преосвященнеишего Митрополита Алимпия приветствовали пением и цветами старообрядцы местной общины, возглавляемые иереем Иоанном Думновым.

 

В город Верещагино поезд прибыл 7 мая, почти с часовым опозданием, при пасмурной, дождливой погоде. Однако, несмотря на ненастье, встретить первосвятителя собралось большое число людей, как старообрядцев, так и любопытствующих. Общее число встречающих превышало пять тысяч человек: люди не вмещались на узкой платформе и вынуждены были располагаться не только на переходах над путями, но и на крышах близлежащих строений. Впереди всех стояли настоятель местного храма св. Николы иерей Валерий Шабашов (благочинный старообрядческих приходов   Пермской   области),   протодиакон   Никола   Бунда (Верещагино), диакон Анатолий Лещёв (г. Очёр, ныне иерей), прихожане верещагинского храма и храма села Бородулино, расположенного неподалёку. Встреча проходила в соответствии со старинными традициями: о. Валерий и о.Никола были в облачениях, многие из прихожан - в традиционной одежде, с иконами и хоругвями. Владыке Алимпию  были поднесены хлеб-соль и цветы.

 

Торжественная встреча высокого гостя стала началом величественного, многолюдного крестного хода. Шествие от вокзала к храму прошло по центральной улице Верещагина, движение автотранспорта было временно перекрыто. Крестный ход с пасхальными песнопениями направился к памятнику верещагинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

 

После прославления Святой Пасхи шествие продолжило путь к старообрядческому храму. На центральном перекрестке преосвященнейшего Митрополита Алимпия приветствовал глава администрации Верещагинского района Петр Дмитриевич Аликин, оказавший большое содействие в организации и проведении встречи почётного гостя.

 

Церковь святителя Николы встретила Митрополита колокольным звоном и большим собранием верующих; Преосвященнейший владыка в сослужении членов духовной делегации совершил богослужение на праздник Преполовения Пятьдесятницы. Божественная литургия утром следующего дня (8 мая н.ст.) завершилась водоосвящением, а по отпусте были провозглашены многолетия первосвятителю, стране Российской, настоятелю храма сего и всем православным христианам.

 

После праздничной трапезы в просторном доме отца Валерия делегация выехала в г. Пермь. Автотранспорт для этой неблизкой (150 км) поездки был предоставлен администрацией г. Верещагино по ходатайству о. Валерия Шабашова. На всём пути следования колонна машин сопровождалась автомобилем ГАИ со спецсигналом.

 

Старообрядческий храм святых верховных апостол Петра и Павла г. Перми расположен на окраине этого крупного (1,5 млн. жителей) областного центра, в скромном деревянном доме. На улице, перед входом в храм, преосвященнейшего Митрополита Алимпия встретили исполняющий обязанности настоятеля пермского храма иерей Михаил Татауров, диакон Никола Татауров (п. Шамары Екатеринбургской обл., ныне иерей в г. Перми), а также большое число местных старообрядцев во главе с председателем Церковного совета Димитрием Егоровым. Встреча отличалась спокойной торжественностью и уставной чинностью.

 

Вечером того же дня в храме пермской общины было совершено всенощное бдение под праздник иже во святых отца нашего Стефана,  епископа Пермского. К особенностям этой службы можно отнести проникновенное пение группы  певцов-мужчин  на  правом  клиросе  под  руководством иерея Леонтия Пименова. Неплохим уровнем исполнения отличалось и пение левого клироса, где находились местные клирошане, возглавляемые чтецом Романом Носковым. Пение величания на полиелеосе, а также последующее   поклонение   совершалось   перед   новонаписаниконой св. Стефана, привезённой высокой духовной делегацией в Пермь в качестве дара здешнему храму. Сей oбраз был создан к 600-летию св. Стефана в с. Бородулино Пеской обл. иконописцем Димитрием Барановским.

 

Богослужение следующего дня, 9 мая н.ст., coвершалось по  чину  престольного  праздника:   помимо  божественной литургии с архиерейским служением были совершены молебен с водоосвящением и  крестный  ход.  К сожалению, полноценность торжества несколько умалялась чрезвычайно скромными размерами молитвенного помещения, с трудом вместившего духовенство и прихожан.

 

После праздничной трапезы и краткого отдыха члены духовной делегации во главе   с   Митрополитом  на   предоставленном   властям Перми транспорте отправились в поездку по городу. В  здании администрации Пермской области преосвященнейшего владыку принял заместитель мэра В.Г.Сергеев. Затем  представители старообрядчества посетили городское кладбище, где находятся братские могилы воинов, умерших в пермских госпиталях в годы войны (среди них немало старообрядцев).    Вблизи   кладбищенского   храма   были   пропеты стихеры Пасхе. После этого делегация направилась в центр города, в местный краеведческий музей, где в те дни проходила выставка, посвященная 600-летию святителя Стефана Пермского. Здесь особое внимание привлёк архиерейский посох, принадлежавший святому Стефану. Украшенный высококачественной резьбой, он является ценнейшей святыней и редким памятником древнерусского прикладного искусства. Интересно отметить, что его форма ("перевёрнутый якорь") соответствует той форме жезла епископа, которая поныне сохраняется в старообрядческой Церкви.

 

Конечным пунктом поездки по городу стал двор одного из домов в центре Перми, на углу улиц Газеты "Звезда" и Советской. Здесь сохранилось двухэтажное каменное здание, где до 1930-х годов находилась старообрядческая моленная (а по сути, - храм). Осмотрев это сооружение, занимаемое ныне одной из контор, преосвященнейший Митрополит Алимпий благословил продолжать уже начатые пермской старообрядческой общиной ходатайства перед властями города о возвращении здания в церковную собственность. (Вопрос о возвращении в собственность Церкви данного здания положительно решён не был. В настоящее время старообрядцы Перми собирают средства для строительства нового храма на отведённом им земельном участке. – прим. автора.  В 2006 г. состоялось освящение построенного храма – прим. «Самарского староверия»)

 

Утром следующего дня, 10 мая н. ст., духовная делегация в специально выделенном вагоне электропоезда отбыла из Перми в пос. Шамары Екатеринбургской обл., где предстояло совершить освящение новопостроенного храма.

 

2. Освящение церкви Рожества Иоанна Предотечи в посёлке Шамары

 

Путь до станции Шамары пролегал по живописной местности  среди Уральских гор,  вдоль берега реки  Сыл Остался позади  город  Кунгур,  украшенный  несколькими старинными церковными зданиями. И вот впереди по ходу поезда, в межгорной долине, как на раскрытой ладони, оказались здания поселка Шамары, и среди них - новопостроенный храм, сияющий на солнце светлой древесиной стен и  "серебром" крыши из белого железа.

 

Трогательной и  чинной была встреча первосвятителя: старообрядцы воглаве с о. Михаилом Татауровым и диаконом Николой Татауровым  стояли  на зеленом склоне холма в традиционной древнерусской одежде с иконами и хоругвями. Члены духовной делегации во главе с Митрополитом сошли с поезда и под звуки пасхальных песнопений направились к храм.  А в два часа дня в новой церкви началось всенощное бдение.

 

На следующее утро преосвященнейший Митрополит Алимпий в сослужении прибывшего с ним духовенства совершил чин освящения. В памяти запечатлелось неторопливое, слаженное пение клиросов, на которых собралось немало певчих как из уральских старообрядческих общин, так и из других местностей России. Пением на правом клиросе руководил прибывший с Митрополитом чтец Тимофей Овчаров, на левом - местный уставщик Иоанн Татауров.

 

Этот субботний день практически полностью был посвящен богослужению, так как освящение храма и первая в нём литургия закончились в три часа дня (начавшись в шесть утра), а уже в пять часов вечера начали службу под воскресный день, неделю пятую по Пасце, о самаряныне. В самый же день воскресения в новоосвящённом храме была совершена божественная литургия архиерейским чином.

 

Немалые труды этих дней вызвали потребность в отдыхе, которому и была посвящена вторая половина воскресного дня.

 

3. Поездка к могиле священноиноков Аркадия и Константина

 

Весьма ярким событием, завершившим пребывание преосвященнейшего Митрополита Алимпия и сопровождавших его лиц в уральских пределах, явилось посещение  могилы старообрядческих священноиноков Аркадия и Константина, которая расположена примерно в 30 км от Шамар, близ деревни Платоново.

 

Уместно привести вкратце историю жизни захороненных там подвижников. Они  были  местными  уроженцами  и  происходили из безпоповцев. После воссоздания полноты церковной иерархии в  старообрядчестве,  когда в  России начал служение (после  1853 г.) преосвященнейший архиепископ Антоний (Шутов), Константин и Аркадий (к тому времени — безпоповские иноки) по воле Божией познакомились со старообрядческим первосвятителем. После продолжительных бесед с архиепископом они убедились в неправоте отрицающих священство безпоповцев и присоединились к Церкви Христовой.

 

Вскоре после этого владыка Антоний рукоположил их  во  священноиноки.   Вернувшись  в  родные  уральские края, отцы Аркадий и Константин усердно принялись увещать своих земляков,  склоняя многих из безпоповцев к принятию священства белокриницкой иерархии. Эта деятельность  вызвала  у  местного  безпоповского   наставника недовольство, которое быстро перешло в ненависть. Попущением Божиим отцы Константин и Аркадий были убиты. Их тела убийцы забросали сухими ветвями и снегом, поскольку случилось это зимой, когда земля на Урале промерзает так, что копать её невозможно.

 

Весной же, когда стаял снег, тела иноков нашли нетленными. Вызванный в связи с этим медик пытался вскрыть трупы для анатомирования, легко распоров одежду, скальпель заскрежетал по стальным веригам... С плачем отбросив нож, врач заявил, что отказывается резать останки святых. После этого священноиноков  захоронили вблизи места их подвигов - на вершине лесистого холма, из подножия которого в текущую поблизости реку бил кристально чистый родник. Было это в 1856 г.

 

С тех пор мало изменилась эта местность. Только нет уже здесь иноческих обителей, близ могилы виднеются лишь полусгнившие остатки старого коровника. Над самым захоронением стоит деревянный памятник в виде четырехгранного обелиска, увенчанного восьмиконечным крестом с надписью следующего содержания:

 

Здесь покоются раби Божии  священноиноки Аркадий и  Константин, убиенные в лето 7364-е генваря 18 дня. Памяти же их Аркадию генваря 17-го, а Константину марта 8-го. Анепсий Стрыю (племянник дяде (греч) – прим. автора) в лето 7370-е индикта 5-го. Отец Василий Гухов.

 

(Крест, венчающий памятник, поставлен в недавнее время, так как прежний был сломан в годы "воинствующего безбожия" – прим. автора)

 

Прибыв к сему памятному месту, преосвященнейший Митрополит Алимпий в сослужении членов духовной делегации совершил на иноческих могилах прославление Святой Пасхи, а также заупокойную литию и молебен по пасхальному чину. Затем было произведено освидетельствование останков священноиноков. Для этого рядом с захоронением силами сопровождавшей Митрополита и духовенство большой группы старообрядцев был выкопан шурф, от которого землекопы постепенно продвигались к предполагаемому местонахождению останков. Работа шла трудно, так как земля ещё не оттаяла после зимы и ее приходилось буквально прорубать топорами и ломом.

 

Но вот, после того как был снят очередной слой грунта, показалась тёмно-коричневая древесная труха, под ней полусгнившая береста, а затем - костные останки. Несмотря на то что кости почти полтораста лет пролежали в сырой земле, сохранность их очень хорошая, а цвет ровный, желтовато-коричневый, без пятен.  Согласно древнему преданию, восходящему к традиции святой горы Афон в Греции, такое состояние костных останков есть свидетельство праведности жизни тех людей, которым они принадлежали Один из скелетов был опоясан веригами в виде железного пояса, проржавевшего от времени. Так ещё раз была подтверждена достоверность предания о жизни и кончине отцов Константина и Аркадия. Вскрытые кости священноиноков были положены в подготовленный заранее новый гроб, а затем вновь преданы земле. Преосвященнейшим митрополитом и сопровождавшими его духовными лица были совершены необходимые при этом церковные чинопоследования: положение во гроб и иноческое погребение. По его окончании над могилой была воздвигнута деревная часовня, заранее подготовленная трудами местных старообрядцев. Она была весьма быстро и умело собрана, подобно древнерусским "обыденным" храмам и часовням. Строение было увенчано Крестом Христовым.

 

Утром следующего дня делегация отбыла в Москву, увозя с собой незабываемые впечатления о совершённых делах, явившихся одним из ярких проявлений духовной жизни старообрядческой Церкви в 1996 г.

Категория: Урал | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-10)
Просмотров: 1188

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz