В календаре за 1996 год описывались благодатные деяния равноапостольного проповедника Стефана Пермского, ставшего в 1382 году первым епископом Великопермским. Почитав эту статью, я решил поведать историю одного из регионов Пермского края, известного как Верхокамье, и, в частности, земель в бассейне реки Обва. Опираясь на рассказы местных жителей и некоторые архивные выписки1, я постараюсь воспроизвести наиболее достоверные сведения.
Начну с предыстории. Впервые на Каме постоянные русские поселения возникли на рубеже 14-15 веков. С 1451 г. здесь устанавливается местное самоуправление. В 1455 г. началось массовое обращение в христианство Великой Перми при епископе Питириме.
В 17 веке коренное русское население в основном обитало по берегам р. Камы и ее притокам, на землях промышленников Строгановых. После отступнических реформ патриарха Никона большинство жителей края не приняло новшеств. В 1684 году «владельцы края» Строгановы предприняли попытку ввести церковные реформы, но народ не принял новообрядчества. В 1685 году указом царского правительства «раскол» был запрещен. На истинных ревнителей древнего благочестия начались гонения. В 1698 году было разгромлено восстание Московских стрелецких полков. По свидетельству А. Лукашина и Палладия Пьянкова (никонианские миссионеры), «... «раскол» принесли в Пермскую землю... беглые стрельцы, основавшие в Верхокамье скиты по рекам Сепыч, Лысьва и Очер. Среди стрельцов лица родовитые и сановитые».
В начале 18 века подвергаются опустошению старообрядческие обители на р. Керженец. Государство не могло долго мириться с тем, что недалеко от крупного промышленного центра находится обширный район, пребывающий под контролем старообрядцев. Против средоточия «бунтарства и непокорности» направляются правительственные войска, и в 1725 году скиты были окончательно разгромлены. Христиане остались без духовных пастырей, гонимые и преследуемые, многие семьи двинулись дальше на восток. Возможно, в скитах сохранялись остатки дониконовского благочестивого священства, которое было уничтожено во время разгрома.
Можно предположить, что огромное старообрядческое население Верхокамья, оставшись без духовного окормления, постаралось найти наставников для руководства, о чем свидетельствует факт, что в начале 1730 годов Выгорецкий киновиарх Симеон Дионисьевич, прослышав о Верхокамье, пишет послание Верхокамским старообрядцам: Верительная грамота, для первого Поморского учителя в Верхокамье Григория Яковлева.
Вот отрывок из этого послания: «... Дойде к нам в поморские скиты слышание о вашем Боголюбии и елицех, покаряющихся священным правилом. Слышим от еретик крещение и рукоположение He-приемлющих и обращение с ними не имеющих. О таковых мы зде радостию возрадовахомся, яко еще в толикое время паде искра истиннаго благочестия в той удаленной стране, да аще и в малых сияет, но обаче по Златоусту: «Лучши един творяи волю, паче тмы беззаконных»... И елика писанием извещение, или возвестит вам брат Григорий, не преслушайте от Божия закона глаголющу ему». 2
По прибытии Григорий Яковлевич с помощниками обосновался в одном из крупнейших центров селе Сепыч, которое стало центром Верхокамских поморцев. 3 Впервые годы влияние распространилось на Бубинскую, Екатерининскую, Путинскую, Люкскую, Карсовайскую и Сепычевскую волости. Поморцы в большом количестве также поселились в районе г. Очера, где позже появилось много часовенных.
К концу 18 века активную деятельность развернула администрация промышленников Строгановых. В своих камских вотчинах они принудительно ввели единоверие, а в среде крепостного крестьянства стало распространяться беглопоповство. Но эти «обращения» население Верхокамья в основном не приняло, окрестные земледельцы-поморцы не были в крепостной зависимости.
В это время стали появляться проповедники от федосеевского и других согласий. Вот что пишет в 1810 г. вятский старообрядец-филипповец о верхокамских старообрядческих поселениях в грамоте сибирским старообрядцам: «... Есть в Пермской стране в Верх-Сепычевских селитвах много христиан, поморских отец учительства, принято было от прежних; еще когда не принят был тропарь от царя молится за царя. От тех еще принято было. А ныне к ним приходил федосиевский учитель, предпомянутый оной Карп Иванович. И сказался, якобы от поморских отец... Сего ради изгнали от предел своих. Еще осталось его ученик 9 человек». 4 Таким образом к 1 четверти 19 века основное население Верхокамья оставалось лично свободным и верным древнему благочестию.
Очередная волна давления со стороны государства, началась в 30-е годы 19 века в правление императора Николая 1. В 1833 году более 23 тыс. обвинских старообрядцев было переведено в единоверие. Однако уже вскоре более 17 тыс. вновь заявили себя поморцами. В ответ на это власти стали закрывать поморские храмы и молитвенные дома и развернули массовое строительство новообрядческих храмов. Так появился единоверческий храм в с. Путано и государственные храмы в Савичах и Сепыче. По ревизской сказке к середине 19 века по Верхнекамью числилось: старообрядцев - 15 тысяч, единоверцев — 7 тысяч, официальная церковь - 5 тысяч. Центром внедрения государственной церкви стала усадьба Сиволоцкая дача (с. Сива), которой владели князья Всеволожские.
Между поморскими общинами поддерживалась связь, происходили совещания наставников. К сожалению, на местном соборе в Сепыче в 1886 г. среди наставников произошла размолвка, которая на соборе в 1888 г. в д. Гришки под председательством Давыда Ивановича и Максима Григорьевича привела к разделению. Расхождение произошло главным образом из-за неприязни различных наставников друг к другу и нежелании их разрешить совместно наболевшие проблемы. Отделившиеся последователи Максима Жданова стали именоваться «максимовцами» (Шантаровское согласие). Они жили преимущественно в Нифонятской и Шантаровской волости. Большинство же поморцев, называемое «деминцами» под руководством Максима Григорьевича (10-й отец духовный) населяло согласно списку по Верхокамью: «...2 страны Сиволоцкой и Нилкамской в объеме 3-х волостей: как Сепычевской, Юсовской (Кулижинской) и Екатерининской Сиволоцкой дачи, в объеме этих волостей захвачены даже несколько деревень Бубинской волости, с большим населением деревень была эта местность и теперь есть».
С началом столыпинских реформ много поморских семей, в основном «максимовцев», переселилось в окрестности г. Кемерово, где и проживает до настоящего времени.
Большим облегчением для старообрядцев стал указ императора Николая II (1906 г.) о уравнивании прав «раскольников» с правами других граждан государства, но недолго удалось пользоваться открывшимися возможностями. Наступил 1917 год.
В августе 1918 г. в Сепыче происходит крупное антисоветское восстание, а к осени череда выступлений прокатилась по всему краю. К зиме 1919 г. силой восстановлена советская власть, но в 1921-1925 годах крестьянские волнения повторяются. Представители советской власти временно уезжают. В 1926 г. образовался сельсовет в с. Буб, а в 1927 г. Безгодов С. Я. организовал колхоз «Свержение», но из-за несоответствия указаниям Москвы он был разогнан в ходе Бубенского бунта 1927-1929 годов. Окончательно советская власть в деревнях установилась в 1929 г., когда был организован новый колхоз «Красный партизан». Много семей было выселено.
Не утихала борьба с церковью. Так, в 1892 г., 1918 и 1927 годах были произведены описи книг и икон Кониплотнического храма поморцев-деминцев. Первый местный собор после революции созвали в 1924 г. в с. Сепыч, секретарем собора был Мелехин Григорий Николаевич. Итогом собора стал сборник «Деяний и уложений собора по догматическим и каноническим вопросам» 5
Несмотря на тяжелые военные годы в 1946 г. созывается второй собор. Из - за сложности проведения он состоял из четырех «советов» (заседаний). Первый совет 7 марта 1946 года в д. Гарь, второй совет 11 июня 1947 года, третий совет 23 июня 1947 года в д. Андронята, 4 совет 11 марта 1948 года в д. Абромята и заключительный совет 23 июня 1948 года около с. Сепыч, на котором было принято «Возвание к дорогим нашим по вере братиям святой Христовой церкви». 6 На соборе были представлены следующие центры по Кулиге: Тюменский, Розвальский, Кулиж-ский, Юсовский, Сидоровский, Афонятский, Костымский, Лыповский, Ефимовский, Саватятский. А также соборы 7: 1. Сепычевский, 2. Одронятский, 3. Запольский, 4. ( ), 5. Купчевский, 6. Коростлевский. Прибыли представители более 50 общин, присутствовало около 100 человек. Секретарем собора был Мальцев. Одним из итогов этого собора стало сближение с максимовцами.
Следующий собор был созван в 9 марта 1960 г. в д. Кривчаны, на нем был утвержден порядок исполнения келейного правила. 8
К началу 1970-х годов крупнейшими центрами являлись у «максимовцев»: с. Соколово, с. Сенино, пос. Северный Коммунар, д. Нифонята. У «деминцев» же с. Путано, с. Демино, д. Чирки, д. Павличата, с. Кулига, д. Пестери, д. Саватята, д. Малая Сива, с. Кар-савай, и др., а также с. Сепыч со смешанным населением.
В настоящее время поморская церковь в Верхокамье переживает трудные времена, сохранившиеся общины между собой мало связаны. Однако традиция регулярных местных совещаний поддерживается и по словам Марии Федоровны, живущей в д. Трошата, в 1980-х годах состоялся еще один собор в Сепыче под председательством Григория Киприановича. Присутствовали представители Кулигинского, Путинского и Сепычевского соборов.
В нашей округе за долгие годы советской власти многие общины, и сохранилась лишь объединенная с центром в д. Кулезени, где продолжаются традиции Пестеревского собора. Последние духовные отцы и наставники благословили на службу и отправление треб старицу Чадову Евдокию Александровну, которая с детства воспитывалась в строго церковной среде. Службы ведутся по старопечатным «филаретовским» и «иосифовским» книгам. Многие иконы медного литья местного производства. Службы проходят по воскресным и праздничным дням, поморцы собираются по домам. Так, в д. Котята сложилась инициативная группа прихожан под руководством Безгодовой Екатерины Ивановны, заместительницы Чадовой Е. А., а в селе Путино община под руководством Старкова Семена Ивановича. В д. Лискино жил Старков Андрей Иванович (см. Памяти умерших), председатель местного собора, у него находилась на хранении соборная библиотека, насчитывающая свыше 300 книг, в числе которых много рукописных, а также редчайшая печатная Острожская библия, выпущенная первопечатником Иваном Федоровым в 1581 году. В книге на полях под текстом подписано: «... (Глаголемая) (Острожская Библия) города Белева (Приказной избы)..»., а на последней странице изображен герб Ивана Федорова.
Заказы на церковную литературу и утварь местные старообрядцы направляли в Ригу, а после 1991 г. — в Санкт-Петербург. В данное время налаживаются поставки из г. Москвы.
К сожалению, некоторые люди, соблазненные нынешней жизнью и пропагандой лжеучителей, забывают о своих «корнях». В последнее время бурную деятельность в крае развернула белокриницкая церковь, вовлекая тех слабых християн, которые возомнили себя умнее собственных благочестивых предков, навсегда отказавшихся от услуг потерявшего благодать священства. Это происходит в частности и потому, что многие по крещению поморцы на службу не ходят, ограничиваются лишь крестинами, исповедями, отпеваниями и поминками, живут во внешнем и внутреннем мирщении. Верхнекамским общинам хочется пожелать активнее налаживать связи между собой, а также с Российским Советом, официально оформлять общины и создавать молитвенные дома.
1.Из католога «Рукописи Верхокамья 15- 20 вв.» М.1994 г.
2. С. Денисов «Верительная грамота», по ркп. №803.
3. По рукописи №803 , л 313 - 314. 1810 г.
4. Выписка из частного собрания.
5. по рукописи № 1578 .
6. по рукописи № 2285.
7. здесь и далее: так в Верхокамье называют общины по рукописи № 1548 л № 1-2 об
А. Безгодов
Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1998 год
|