Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-22, 23:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Ошин И. О старообрядческой общине г. Набережные Челны
Памяти Митрополита Андриана посвящается

 

 

Трудно сказать с чего всё началось. Может быть 20 лет назад, когда государство прекратило гонения на Церковь. А может быть, этой истории только пару лет. Быть может, и того меньше. Судите сами, а мы начинаем рассказ о жизни Челнинской старообрядческой общины.

 

Старообрядцы, как известно из исторических источников, селились в Поволжье сразу после раскола. Территория Татарстана стала для приверженцев древнего благочестия перевалочным пунктом в движении на Восток. Еще в житии Аввакума можно найти упоминание о мучениках за веру, сожженных в Казани. Позднее, уже в XVIII в., старообрядцы-казаки за заслуги перед Родиной селятся в Поволжье. С волнами гонений царской власти уменьшалось или увеличивалось количество старообрядцев.

 

После 1905 года, когда царь Николай II своим высочайшим указом прекратил гонения, наступил Золотой век старообрядчества. Везде стали возводиться храмы и часовни, открываться богадельни и больницы. Не теряли времени даром и в нашем крае. Все старания перечеркнул 17-й год. Вера и Церковь снова стала гонимой. А верующим пришлось, как и в первые века гонений на христианство, либо принять Крест Мученичества, либо таится от безбожной и безжалостной власти. Годы советской власти выжигали в людях веру и убивали любовь.

 

Но с Церковью бороться диавол бессилен, какие бы сети не плел он – все прах против Христа, Который всегда ее оберегает. Вот и над нашей многострадальной Матушкой Россией взошло солнце рассвета. И как после долгой ночи на зов колоколов потянулся народ в храмы.

 

Лишь только гнет госорганов ослаб, здесь, в Челнах, начали поговаривать о строительстве своего Храма. Но в то время в силу ряда обстоятельств идея идеей и осталась.

 

Священники из других городов продолжали посещать Челны, но молились на квартирах и домах. Храма или даже молитвенного дома не было.

 

Время шло, община без постоянной совместной молитвы уменьшалась: умирали бабушки, отходили молодые, некоторые искали хоть какую-то молитвенную поддержку в храмах патриаршей церкви. И, наверное, так бы все и заглохло, если бы Господь не призрел на чад своих.

 

После посещения Челнов Владыкой Андрианом, о строительстве заговорили снова. И владыка своих слов без дел не оставил. В тот момент возрождающейся общине он помог и наставлением, и обращением к власть имущим, чтобы они не оставили без внимания дела общины… Вот уже больше года с нами нет Владыки, но дело, которое он поддержал, живет. Как из рук смертельно раненного в бою солдата, следующий подхватывает знамя, так и община Набережных Челнов не опустила руки, а принялась за работу.

 

Было трудно, иногда, казалось, безвыходно, но Господь с испытаниями посылал и силы.

 

В последние годы появилось несколько активных христиан, которые, с Божьей помощью, стали хлопотать за строительство храма, и дело стало набирать обороты. Архитектором из Новосибирска - А.П. Долноковым - был выполнен эскизный проект, община нашла средства с помощью спонсоров, чтобы выполнить рабочую документацию, и, вот, уже по готовому рабочему проекту, заказана первая партия свай.

 

Господь не оставил, и постепенно, при активном участии протоиерея Геннадия Четвергова из Казани и по благословлению Митрополита Корнилия,  в Челны подтянулись молодые люди. В их числе был и я.

 

Приехали мы в пятницу, а уже в субботу я, ежись от холода, смотрел на работу бульдозера. Он ровнял территорию будущего старообрядческого комплекса. Как хотелось нам, чтобы техника успела сделать за смену невозможное – разровнять всю территорию. Но сделать это так и не удалось. Хотя, слава Богу, мы успели сделать немало.

 

Но территория, как была голой, так и осталось. Только кусты с оврагами исчезли. Нужно было думать об устройстве забора и установке хоть какого-нибудь жилья. С Божьей помощью, и напряжением скромных сил общины, удалось купить и привести небольшой вагончик. Нам показалось, что с этого можно хорошо начать возрождение жизни общины. И первым делом нужно было начать молиться. Не по отдельности, не по квартирам, не по углам, А ВСЕМ вместе, как в Церкви.

 

Только здесь начинаешь ценить, то, что в твоем городе есть храм. Как говорится в русской поговорке: «Имеем - не ценим, потерявши - плачем». Вот и тут, в Челнах, видишь, как людям нужен Храм, как они по нему истосковались. Но легко сказать, да трудно сделать. Перед тем, как пригласить на Покров всех верующих в вагончик, предстояло его отремонтировать и покрасить. И все это нужно сделать без света и тепла.

 

Две рабочих недели актив общины трудился над внешним и внутренним видом старой строительной бытовки. До самого последнего момента стучали молотки и пищали пилы. И вот уже вечерняя служба, нарядный народ, неспешная молитва и колыхание свечей перед принесенными из дома образами. Пришли не все, лишь те, кто мог и хотел. И как важна эта первая молитва, знают лишь те, кто присутствовал при этом. Знаете, у многих из присутствующих было ощущение ни только праздника, но и ощущение пребывания в настоящем храме. Утром пришло, как и ожидалось, меньше народа, но были среди пришедших, люди, которые никогда еще не приходили – и это важно. И после службы не нужно было искать слов, что и как сказать народу в праздничной проповеди. Праздник был настолько общий, что один просто выражал в словах мысли других. Все были в состоянии праздника, праздника Покрова Святыя Богородицы. А Покров был самый настоящий: дождь, переходящий в снег… Но холодно не было – все разносили по домам тепло свечей и радость молитвы.

 

Иван Ошин

 

Официальный сайт молодежного отдела РПСЦ

 

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-19)
Просмотров: 1398

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz