Здесь ароматный воздух и ключевая вода - все исполнено целебной силы. Здесь даже туманы полезны для здоровья. Лечебные туманы приходят странно. Вдруг, непонятно почему, в лесу начинают дымиться какие-то отдельные деревья. Они будто выдыхают пар, который сгущается, колышется и расползается. Деревья не связаны между собой, они растут в разных уголках леса. Со стороны, наверное, кажется, что в лощине задымили костры. Их все больше, больше. Потом туман закрывает лес, плотно укутывает его вместе со всем содержимым. Внутри тумана жизнь продолжается, но другая. Ни пространство, ни время ничего больше не значат: невозможно никуда спешить, и не видно дороги. Тихо и бело. Стоянка души. Вне суеты, вне жизни. Как будто оказался в какой-то заколдованной стране. Это Хвалынск.
Городок на Волге, окруженный дугой меловых гор, где уютно можно прожить целую жизнь, вдыхая аромат яблок, которыми Господь наградил Хвалынск в превеликом изобилии. Яблоки здесь такая же важная экспортная статья, как алмазы для Якутии или нефть для Саудовской Аравии.
На гербе города можно было бы изобразить румяное, сочное яблоко. Но в те времена, когда герб создавался, основным занятием хвалынцев было рыболовство. Поэтому на гербе города, как в пруду, плавают рыбины. Всего их пять. То ли осетры, то ли стерляди. Сверху три, соединяясь хвостами в точку, а снизу еще две, покрупнее, плывущие параллельно друг другу. Хотя это, конечно, не приходило на ум герольдам екатерининской эпохи, но удивительным образом рисунок герба напоминает о древле-православном крестном знамении - о двуперстии. Два перста, протянутых во изображение Богочеловека Христа, и три перста, соединенны во имя Троицы.
Хвалынск был создан и населен старообрядцами.
Его следовало бы считать правнуком Ветки. После Ветки, Стародубья и Иргиза здесь вкоренились древние иноческие традиции, здесь умножилось старообрядческое священство. Хвалынские обители, знаменитые Черемшанские монастыри, превратили маленький волжский городок в укрепрайон старой веры.
Времена были гонительные. За веру нужно было пострадать. Не прошло и 75 лет после того, как Екатерина Великая призвала старообрядцев, бежавших за границу, «поселясь в России, пожить спокойно и в благоденствии в пользу свою и всего общества», как ее внук, Николай I, перечеркнул обязательства своей бабки. По его указу стали посягать не только на осьмиконечные кресты, дораскольные книги и иконы старинного письма. Ловили попов, даже детей у старообрядцев начали отбирать, чтобы крестить в никонианских церквах и воспитывать в новой вере.
А на том берегу Волги, немного ниже по течению, на Иргизе, за три месяца до того события, о котором мы хотим рассказать, разгромили Средне-Воскресенский монастырь.
Руководить прибыл из Саратова сам губернатор Степанов. Дело было в начале марта, на двадцатиградусном морозе. Иноки затворились в монастыре, пели молебен. Вокруг обители встали старообрядцы нескольких окрестных сел, живой стеной преграждая путь никонианским священникам. Казакам была дана команда разогнать народ нагайками, но крестьяне терпели и продолжали стоять, даже получая кровавые раны. Тогда в дело вступили пожарные, которые стали поливать толпу водой из пожарных рукавов. Лед склеивал, сковывал, придавливал. Но и тогда никто не побежал. Через двадцать минут дело было кончено: саратовский генерал-губернатор лично исполнил указание Николая I о переводе иргизских монастырей в единоверие. «Указывая на груду полумертвых тел, будущую единоверческую паству, генерал весело предложил приехавшим с ним саратовским священникам: "Ну, господа отцы, извольте подбирать, что видите», - так описал финал этой истории Н. Никольский в «Истории русской Церкви"».
Но единоверческой паствы не получилось. Выжившие беженцы хлынули в Хвалынск.
Как раз в то время, а именно весной 1837 года, император Николай I соизволил, чтобы его сын и наследник престола великий князь Александр Николаевич отправился в путешествие по России. Прекрасная возможность для будущего царя свести личное знакомство со страной, а ее обитателям - выразить безграничное чувство любви к своему монарху. «Государь дал праздник России, он послал своего сына», - воскликнул поэт Василий Андреевич Жуковский, которому нашлось место в свите цесаревича. Путешествие вызвало восторженные чувства и у самого Александра. Спустя месяц после отъезда из Санкт-Петербурга он писал отцу: «Я точно не знаю, как благодарить тебя, милый папочка, за то, что ты прислал меня сюда, ибо пребывание мое здесь принесло и жителям и мне душевную радость».
Когда царь читал это письмо, поезд наследника, состоящий из семи колясок и дормеза, запряженных шестерками лошадей, в сопровождении троек перекладных, скакал уже по Сибири. Пресс-служба регулярно готовила донесения. «Северная Пчела» печатала репортажи. Из них следовало, что великий князь своим безмерным обаянием очаровывал целые города и губернии. Триумф приближался.
В такие исторические моменты, даже если и случались на пути какие-либо мелкие неприятности, современники проглатывали их, как арбузные косточки, не замечая. Тем более что далеко не о всех деталях путешествия сообщалось. А теперь уже все и забылось окончательно.
Так, о некоем происшествии в Хвалынске мало известно и поныне. Происшествие это вызвало досаду будущего императора Александра II и стало причиной изменения ближайших планов его путешествия.
В карандашных записях на скорую руку, которые вел В. А. Жуковский во время путешествия (опубликованы с сокра щениями в журнале «Русская старина» за 1902 г.), читаем:
«Июнь 25. Переезд из Симбирска в Хвалынск...
Приезд ночью в Хвалынск. Три довольно крутые горы. Ароматный запах. Хвалынск, довольно опрятный город».
Для постоя великому князю отвели самый лучший в городе дом. Жуковский записал: «Дом: в окна деревья. У хозяина хорошие фрукты».
В Хвалынском историческом музее сохранились записки местного художника Льва Алексеевича Васильева (Радищева), из которых можно узнать, что дом принадлежал его деду, купцу Льву Кузьмичу Михайлову.
Этот купец был тем, кого журналисты в других случаях обычно причисляют к «столпам общества», но применительно к старообрядцам именуют не иначе как «раскольничьими тузами». В Хвалынске их было немало - Михайловы, Кузьмины, Пономаревы...
Некоторые детали поездки цесаревича были восстановлены в местной печати. Пользуясь дневниками Жуковского и другими свидетельствами, сделал это Константин Игнатьевич Хапилин. Вот что он писал: «В действительности, Кузьмины и Михайловы были одним родом. Их прабабкой была Екатерина Дементьевна Мыльникова, оказавшаяся в петровские времена среди беглых стрельцов-староверов в соседнем с Хвалынском селе Сосновая маза. У Мыльниковых нашел приют и беглый старообрядец из подмосковных Гуслиц Кузьма Михайлов. Стал их зятем. Его же потомки получили в наследство свои дома и... свои фамилии.
В их домах и остановились наследник со своей свитой. Они планировали наутро посетить знаменитые Черемшанские монастыри, но это посещение не состоялось. Великий князь срочно покинул Хвалынск за несговорчивость купца Михайлова, за его нежелание отказаться от старой веры, несмотря на обещанное дворянство и заверения об устройстве дочери в Смольный институт благородных девиц.
Случилось невиданное: неподкупным оказался купец!»
Этот поздний разговор между будущим императором и купцом нетрудно себе представить. Александр сидит на хозяйском месте в гостиной, перед ним ваза фруктов. Позади Александра некоторые свитские. Хозяин дома стоит в центре, а за его спиной, потупившись, стоят старшие сыновья.
- Ну, что ж, братец, - продолжает начатую беседу цесаревич. - Мы видим, ты человек разумный, верноподданный слуга своего Государя, и пора, знать, тебе оставить свои раскольничьи предрассудки и присоединить к нашей православной церкви. Этим ты много обрадуешь своего Государя и меня!
- Простите, Ваше импраторское ское Высочество, но разве это в моих силах! Как я могу оставить веру, в которой и рожден был?
- Ну, если это не в твоих силах, то, значит, в моих силах. Нет более для меня приятной задачи, чем помогать соединению наших поданных с матерью-церковью. Ведь я о спасении твоей души по-христиански хлопочу. Ты должен меня послушать! Пойми, братец, хватит упрямиться! В девятнадцатом веке уж нет более места темному невежеству раскола. Это, кажется, всякому более-менее разумному человеку видно. Подумай сам.
- В делах спасения на свой ум понадеяться было бы слишком ненадежно, Ваше Высочество!
- Ненадежно... Вот я тебе и помогу. Мне ты веришь? Своему Государю? Если ты не хочешь решать своим умом, то должен послушаться, когда я тебе скажу.
- Опасаюсь оставить веру отцов своих, в которой оные спаслись и Царствия Божиего сподобились.
- Да неужто я, по-твоему не спасаюсь?!
- Сего я никак не говорю-с и - отнюдь не смею думать даже. Я этого никак знать не могу. Только многие Вашего Императорского Высочества благородные предки до Никона-патриарха благочестивое житие пожили, и Богу угодили, и сейчас вместе с ангелами за Вас молятся именно двумя перстами. И мы так же за Вас и за Государя молимся...
Еще пять минут такого разговора, и Александр стал смотреть на Кузьмина, как только может глядеть русский император разве что на распоследнего жида. В наступившей тишине флигель-адъютант Юревич, или Симочка, как звали его в царской семье, уголком рта очень тихо, но очень внятно произнес:
- Пшел вон, купчина!
Впрочем, мы не настаиваем на том, что разговор шел именно в этом ключе, однако цесаревич Александр, исполняя волю императора Николая, действительно, одной из важных целей своего путешествия считал «уврачевание раскола». «Быть может, посещение великого князя будет со временем считаться эрой в сей стране, погрязшей в закоренелых предрассудках самого упорного раскола, эрою начала православия», - писал в письме своей жене флигель-адъютант С. А. Юревич (письма опубликованы в 1887 г. в журнале «Русский Архив»),
Незадолго до приезда в Хвалынск в другом старообрядческом городе, в Уральске, наследник престола лично заложил камень в основание первой новообрядческой церкви. «В Уральске много церквей, но все старообрядческие», - писал об этом все тот же Юревич.
Так что же случилось в Хвалынске? Город оказался не только с ароматным запахом, но и с крепкой верой и с настоящим характером. Нашла коса на камень. Великий князь получил твердый отказ. На следующее утро - срочный отъезд, никакой культурной программы. Все по боку!
Видно, Александр не стерпел купеческого «своеволия».
«26 июня, - записывает Жуковский, - переезд из Хвалынска в Саратов... При выезде из города с одной стороны Волга, с другой уже пески, известковые холмы далее. Дорога идет вдоль правого или нагорного берега Волги. По ту сторону Волги на самом берегу прекрасная роща. С этой стороны: дорога через сад, жилища иргизских раскольников, грустные крики».
Грустные крики, должно быть, доносились из Черемшанских монастырей, где все еще оплакивали жертв погрома, учиненного на Иргизе.
Сегодня в городском историческом музее нет экспозиции, посвященной старообрядческому прошлому города. В одном из зальчиков в углу стоит узкий шкаф, в быту называемый пеналом, в нем на полочке и собраны кое-какие доказательства старообрядчества*. Это все. Гораздо больше повезло пестрым рыбам далеких южных морей, им отведена площадь, в сотни раз большая.
К своему старообрядческому прошлому нынче город относится снисходительно-насмешливо. Будто стесняется своего происхождения. Общее мнение, что старообрядчество - это темнота, невежество, косность. Что это удел древних старух, доживающих свой век. Откуда взялось это мнение в городе, который почти весь вышел из старообрядческой купели, - нам не понять, разве что цесаревич Александр, срочно покидая Хвалынск, оставил здесь его семена.
Поэтому в городском музее вы не узнаете о том, что из четырнадцати храмов Хвалынска двенадцать были старообрядческими, о том, что здесь проходили поволжские и всероссийские соборы и съезды старообрядцев, что здесь просияли святостью истинные анахореты и были по гребены шесть епископов. Что здесь в юношеские годы жил Афанасий Кочуев, которому Господь вложил мысль о восстановлении архиерейского чина за границей России. Так была создана Белокриницкая иерархия, но Афанасий всего этого уже не увидел. Он заплатил за свою идею пожизненным заключением. Но мало кто знает, что он был нареченным сыном тех самых купцов Кузьминых-Михайловых, которые даже царям могли отказать.
Возможно, чтобы лучше понять Хвалынск, надо покинуть скрипучие музейные комнаты и просто погулять по нему. От старого времени в Хвалынске сохранились не отдельные дома, даже не центральные кварталы, а целых полгорода. Здесь есть чему подивиться - и чинности купеческого домостроения, и кованому крыльцу парадного входа, и деревянным наличникам. На наличниках изображены три свечи - это местная традиция, которую еще сохраняют. Три свечи как напоминание о Боге, о Том, Кто дал нам свет. Кисейные, ситцевые, тюлевые занавески. Цветы в палисадниках, цветы на подоконниках. Домовитость устоявшейся жизни. Побывав в разоренных Черемшанских монастырях, обезображенных и проданных, мы отправились посмотреть и на кладбище.
В городе их несколько. Старообрядческое находится на горе под названием Каланча. Это самая высокая точка в окрестностях города.
Удивление вызвало, что дорога туда, или, как говорится, последний путь, начинается в городе со стрелки-указателя «Свалка мусора».
Дороги бывают разные. Одни похожи на стальные тросы, которыми привязаны друг к другу города и целые страны. Есть и такие, которые больше похожи на розовую ленточку, упавшую из волос на траву. Наша дорога была крива и горбата и покрыта глиняными шлепками. Она поднимается вверх по бетонным плитам, потом, выбившись из сил, превращается в грунтовку, и, наконец, от нее остается только колея, изъеденная промоинами.
Почти на самой вершине Каланчи, где нет деревьев, зато так много неба, стоят осьмико-нечные кресты. Их мало, они раскиданы далеко друг от друга, они ослабели и покосились, но еще стоят! Как остатки той крестьянской толпы, что защищала иргизский монастырь. Мы из тех, кто любит бродить по старым кладбищам. Нет, не для того, чтобы нарушить покой могил, а для того, чтобы самим набраться покоя, привести в порядок мозги, сделать инвентаризацию чувств. На кладбищенских аллеях посещают не просто мысли, а думы, здесь легко вспоминать былое, здесь хочется говорить правду как под присягой.
Здесь как в храме - чувствуешь, что стоишь перед лицом Великого и Непостижимого.
Хвалынское кладбище поставило нас перед лицом факта: как же туп, бессмыслен и скотоподобен может быть человек. Дым со свалки, где постоянно жгут что-то, был, как водится, горек. Порой он застилал кладбище, раскинувшееся на ровном плато как поле битвы. Здесь и в правду была битва. Осколки разбитых и опрокинутых могильных памятников. Куски мрамора и гранита среди некошеной травы.
Какой Мамай здесь прошелся? Неужели местный, хвалынский?
На одном из обломков сохранилась фамилия человека, некогда погребенного и оплаканного здесь. Ни его чина-звания, ни имени-отчества, только кусок темного гранита с единственным словом, обращенным вверх: ШАБАЛИН**.
Целый рой мыслей пронесся в голове. Почему, для какой цели Господу было угодно, чтобы имя этого человека осталось нетронутым, когда кругом всё разгромлено? Что это был за человек? Великий грешник или великий праведник? Ничего не осталось от него: ни могилы, ни памяти, только буквы, зачем-то смотрящие в небо.
Эти семь букв - кому они предназначены?
Какое отношение имеет это к нам? Чему должно научить?
Горькие мысли терзают душу. Отсюда, с Каланчи, открывается всеохватная панорама Хвалынска. Он по-прежнему такой же маленький, домовитый, как был и век, и два назад. Окружающие горы не дали разрастись новым кварталам. Он вроде бы все тот же, но теперь мы точно знаем, что в главном - уже не тот.
Б этот полуденный час Хвалынск казался пустым, будто неживым. Из порта не доносится ни звука. Неживая Волга залегла возле города. Баржа, как сучок в доске, неподвижно торчала посредине реки. Разморенный зноем спокойно дремлет городок, во сне мечтающий об инвестициях и богатых иностранных туристах. Его сон не омрачают видения руин скитов и монастырей, которые в давние годы давали смысл всему его существованию. Дремотные мечтания не прерываются от ужаса при воспоминании о погроме, учиненном на могилах предков, создававших сам Хвалынск: Кузьминых-Михайловых и других людей. Как можно пользоваться их наследством, жить в их домах, и так относиться к их памяти! Да кто же вы такие, хвалынцы?!
Стоя на горе, хотелось пролить гнев на город, на людей, которые допустили надругательство над могилами предков и ничего не делают, чтобы исправить дело и замолить грех.
- Хвалынск, Хвалынск, какого будущего тебе еще ждать!
Нет памяти - нет человека. Не будет и города. Песком занесет. Заволочет белесым туманом. Слишком много утрачено нами на нашем пути. Утрачен и Хвалынск.
Россия, Россия! Что скорее к нам придет - второе дыхание или последний вздох?
*В музее соседнего г. Вольска, не менее известного в истории русского старообрядчества хотя бы своими знаменитыми съездами беглопоповцев, совершенно отсутствует какое-либо упоминание о старообрядцах, составлявших всего век назад большинство его жителей.
** Фамилию мы изменили, повинуясь какому-то смутному чувству
Сергей Тропинин
Духовные ответы, 2006, № 17
|