В официальных сведениях о состоянии раскола в Самарской губернии, которые публиковались епархиальными властями, данные о существовании в Самарской губернии толка странников не встречаются. Однако в документах Самарского комитета Православного Миссионерского Общества имеются сведения о том, что представители этого толка проживали в Новоузенском уезде Самарской губернии.
Достоверно известно, что странники проживали в деревнях Ахмат, Морша и селе Мироновка Новоузенского уезда.
Исследователь этого толка, епархиальный миссионер Д.Александров полагал, что этот толк занесен в губернию в начале 1870-х г.г. крестьянином Нижегородской губернии Николаем Макаровым, который поселился в д.Морша и открыл там свою лавку. Детей своих Н.Макаров и его жена Марья Андреевна, которую миссионер называет «ярой раскольщицей», также «воспитывали в расколе».
В селе Мироновка к странническому толку принадлежала семья мельника Антона Ен-ва (фамилию установить пока не удалось). Антон перешел в страннический толк из никониан, и стал активно проповедовать идеи странников. Был он человеком грамотным, имел хорошую библиотеку. В Отчете по противо-раскольничьей миссии за 1898 г. говорится: «Ен-въ опасен тем, что имея мельницу и входя поэтому в постоянные сношения с местными крестьянами, когда последние привозят хлеб для помола, или приезжают за мукой, то, говорят, вступает с ними в религиозные беседы, восхваляя, конечно, староверие» (Самарские епархиальные ведомости, 1899, № 10, с.474). В Морше и Мироновке странников (явно обнаруженных) насчитывалось 14 душ.
Но центром страннического толка была деревня Ахмат. Она была основана довольно поздно, в 1885 (по другим сведениям, в 1887) году, когда жители с.Ахмат и д.Студенки Камышинского уезда Саратовской губернии осели на казенных оброчных землях в Новоузенском уезде Самарской губернии на правах арендаторов.
Религиозный состав населения новой деревни был пестрым: кроме официальных православных в ней проживали старообрядцы белокриницкого согласия, поморцы-брачники, поморцы безбрачные, спасовцы, но больше всего – 30 дворов и не менее 150 душ – составляли странники, или, как их называли в деревне, «познамые», «подпольники». Это только «явно обнаруженные» странники, а скрытых, писал специально командированный в деревню для исследования «ахматского раскола» представитель епархии, «трудно и определить» (СЕВ, 1897, № 13-14, с.636).
Епархиальный миссионер Д.Александров указывал, что официальные данные сильно занижены, и в действительности староверов в селе не менее 2\3 населения, да и большинство официально считающихся православными жителей «заражены духом раскола, по преимуществу, «странничеством» (СЕВ, 1899, № 10, с.473).
Вот как описывает он старообрядцев-странников в своем Отчете по противораскольничьей миссии в Самарской епархии за 1898 год: « С ненавистью и злобой Ахматские странники относятся к Православной церкви и ее пастырям. «Антихрист» - это «предержащая власть и попы», по учению странников, а посему каждый православный христианин должен бежать, хотя пред смертью, или под старость, от антихриста, должен скрыться, хоть под пол, прияв истинное крещение от наставника. А пока, живя под властью антихриста, скрывай других, выдавай себя за православного, но в храме не бывай, тем паче у исповеди и Святого Причастия… И вот, вдали от глаза властей, у ахматских странников проживают в подпольях бродяги, наезжает какая-то «Клавдия», по слухам, из Казанской губернии. Сношения имеют с Владимирскими и Бабановскими (Саратовская губерния) странниками. У всех вожаков дома с особыми, на случай, выходами, тайниками. Что творится в этих подпольях, трудно сказать. Знают только некоторые православные, что, вот, был такой-то, захворал, а куда девался? Ушел, говорят, «странничать».
Замечательно, что странники (собственно странноприимцы), как несчитающие действительным крещение в Православной Церкви (господствующей – И.Б.), крестов не носят. По идее странник – монах. С женой живет до крещения. (имеется ввиду истинное крещение, совершенное староверами- И.Б.). Перекрестившись, жену и детей бросает.
«Странноприимцы», то есть, живущие в миру, дающие приют чистым бегунам (перекрещенным), чтобы отвлечь себя от подозрений в укрывательстве, - детей крестят и брачат в церкви, не придавая, конечно, этому никакого значения. Главарем у ахматских бегунов считается Георгий Ш., собираются же по преимуществу в доме (особая половина, с выходом на задний двор – к амбарам) Ст.Чер-ва и у Кор-кова» (СЕВ, 1899, № 10, с.473-474).
Жили странники скрытно, о том, кто был их руководителем, по мнению уездных миссионеров, не было известно даже местным жителям. Так ли это было на самом деле, или «зараженные расколом» жители деревни просто не хотели давать информацию заезжим миссионерам, сказать трудно.
После 1917 г. сведений о странниках в губернии не встречается. Один их местных краеведов К.Серебренитский утверждал, что странники в Куйбышевской области встречались еще в 60-х г.г. ХХ в. Но, учитывая, что в работах К.Серебренитского весьма своеобразно трактуется как само староверие, так и отдельные его согласия и толки, утверждать, что в данном случае речь идет, действительно, о староверах-странниках, авторы сайта не берутся
|