Светлояр
Рассказы о старообрядчестве в Нижегородском Заволжье слушаются, как повествования об Атлантиде. Или как былины о могучих героях прошлого, не чета нам, нынешним. От притеснений несправедливой власти ушли старообрядцы в глухие леса, храня верность закону и обычаям предков, не согласившись поменять свою жизнь по прихоти реформаторов. Это был настоящий подвиг сильных духом людей. Мечты о счастливой жизни не только на небесах, но и на грешной земле, замешанные на воспоминаниях о былой справедливости, рождали в старообрядческой среде легенды, самая известная из которых - легенда о граде Китеже и озере Светлояре. В этой красивой сказке чаяния людей XVII-XVIII веков спроецированы на времена более ранние – татаро-монгольского нашествия. Может быть, стоит вкратце напомнить историю.
Были на Нижегородской земле два города с названием Китеж – Малый и Большой. Малый Китеж стоял на Волге – теперешний Городец, а Большой хоронился в глухих заволжских лесах. После того, как «злые татарове» захватили Малый Китеж, нашёлся в русском войске предатель, который указал им дорогу на Большой Китеж. Но, подойдя к городу, враги его не нашли – он сделался невидимым (по другим версиям легенды – ушёл на дно озера или под землю). Легенда утверждает, что город этот существует до сих пор, и время от времени находятся люди, которым открываются под гладью светлоярских вод силуэты церквей, лики старцев со свечами в руках и слышится звон колоколов. В XIX веке легенда о Светлояре стала популярна в России. Достаточно упомянуть оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Когда я впервые услышал, что знаменитое озеро Светлояр существует реально и находится не где-то, а в родной Нижегородской области, моё удивление было сродни тому, как если бы в Дивеевском районе оказались египетские пирамиды. Правда, для большинства саровчан Нижегородское Заволжье так и остаётся Terra Incognita, Атлантидой, невидимой страной.
Светлояр находится в 50 километрах от города Семёнова. После поворота с трассы Нижний Новгород – Киров на Воскресенское дорога становится просто отличной: пустой и гладкой. Всю дорогу шёл проливной дождь, и кто-то из моих спутников (это были члены объединения «Саровская пустынь») догадался: это Светлояр нас испытывал. Когда проехали большое село Владимирское с двумя церквями и въехали на автостоянку, дождь совершенно неожиданно прекратился – испытание мы выдержали. Спасибо дождю, народу на Светлояре почти не было, и никто не мешал нам наслаждаться его красотами.
В отличие от моих спутников, мне уже доводилось здесь бывать – 7 лет назад. Состояние озера и его окрестностей приятно удивило. Раньше его берега были укатаны автомобилями и усыпаны отходами - кто хоть раз был на Протяжке, тот легко представит себе эту картину. Теперь подъезд к Светлояру невозможен. Березовая аллея от автостоянки посыпана белым песочком, сделаны деревянные сходы для купания, расставлены контейнеры для мусора, на холме построена церковь. Стало культурнее, но сработало «золотое правило»: выиграв в чистоте, озеро проиграло в первозданности. Что же делать, все хотят увидеть Светлояр!
Особенно много народу здесь бывает в начале июля на праздник Ивана Купалы. Приезжают не только православные христиане (у верующих ещё с XIX века считается спасительным проползти вокруг озера на коленях), но и многочисленные и разнообразные ныне неоязычники. Об этом можно догадаться по деревьям, увешанным цветными лоскутками и ленточками (семь лет назад этого не было). От этих людей можно услышать модные нынче рассуждения об «энергетическом канале», отверстом именно здесь, и о других «аномалиях» этой «зоны». Всех их можно понять: красота Светлояра никого не может оставить равнодушным, но надо же как-то объяснить её происхождение!
Если вы будете на Светлояре летом, обязательно искупайтесь. Лично у меня здесь единственный раз в жизни при купании в озере возникло ощущение, что я в море. Наверное, это из-за очень чистой, почти стерильной воды.
Комарово
Следующая часть этих путевых заметок будет, наверное, более интересна читателям Мельникова-Печерского. Сознаюсь, меня раньше всегда пугали его тяжеловесные четыре тома на полке библиотеки – «В лесах», «На горах». Но, начав читать исключительно по краеведческому пристрастию, я неожиданно обнаружил, что эти тома – интересное и даже увлекательное чтение. Так что не побоюсь порекомендовать всем, кто ещё не прочитал, а прочитавшим сообщу, что знатокам нижегородского старообрядчества известны места, где происходило основное действие романа «В лесах», и что названия скитов в романе: Шарпан, Комарово, Оленево, Улангер – не выдумка писателя, а реально существовавшие места, правда, так же, как и град Китеж, сейчас ставшие «невидимыми». И мать Манефа – начальница Комаровского скита – не литературный герой, а историческое лицо.
Интересно повернулась судьба писателя. В 1840-1850-е годы он служил чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел и по долгу службы собирал «досье» на старообрядческие скиты для их закрытия. Чиновник П.И.Мельников принимал участие и в закрытии скитов. Собранные им при этом материалы, с одной стороны, служат теперь источником для изучения быта старообрядцев, а с другой – легли в основу написанных им впоследствии под псевдонимом Андрей Печерский романов. Романов, написанных с явной симпатией к старообрядчеству. Вот так, по долгу службы карал, а по душевной склонности любил и, в конце концов, прославил.
Чтобы попасть на место, где был Комаровский скит, надо от Семёнова проехать по дороге на Ковернино и в Малом Зиновьеве повернуть налево. Асфальт кончается в селе Елфимове. Как оказалось, далеко не все в этом селе могут указать дорогу на Комарово. Но нам повезло, знающий человек нашёлся среди местных механизаторов. Машину мы оставили на хозяйственном дворе и дальше пошли пешком, до Комарова оттуда пара километров.
Комаровский скит был одним из старейших и крупнейших духовных центров старообрядчества на Керженце. Существовал он с конца XVII – начала XVIII века, в начале XIX века жили в нём около 500 скитниц и ещё примерно столько же послушниц. Жили в ските отдельными «обителями», в каждой из которых командовала своя начальница. Таких обителей было до 35. Обитель Манефы была одной из самых больших. Несмотря на почти не прекращавшиеся гонения, скит просуществовал до 20-х годов ХХ века. До недавнего времени на месте скита существовала деревня Комарово, сейчас и её нет.
Теперь на месте скита поле, окружённое перелесками. Оно, кажется, тоже уже не обрабатывается. Бывшее человеческое жильё выдают два кладбища на подходе к скиту (а когда-то здесь кладбищ было около десятка). Кладбища характерные, типично старообрядческие, с голбцами (это деревянные столбики, прикрытые сверху двумя дощечками, как крышкой) вместо привычных нам могильных крестов. Отдельно, на краю поля стоит могила матери Манефы (умерла в 1816 году). Найти её оказалось непросто, хотя нам и объясняли, как это сделать. Лес уже почти поглотил это старое скитское кладбище, простые могилки уже неразличимы в лесу, а эта – с большим замшелым камнем, на котором с трудом читаются буквы почти стёртой временем надписи, и железной оградой – ещё стоит. Чувствуется, что сюда иногда приходят люди. Поклониться нашей памяти о навсегда ушедшей культуре керженских старообрядцев.
А.Подурец
Городской курьер
|