Территория нынешней Саратовской области была и остается одним из локальных мест проживания волжских старообрядцев (самоназвание их - «кулугуры», причем, как приемлющих, так и неприемлющих священство). В большинстве сел (Терса, Рыбное, Широкий Буерак) проживают потомки волжских старообрядцев, которые из-за отсутствия моленных домов не имеют возможности участвовать в богослужениях либо (что чаще) вовсе не хранят веру предков.
В результате экспедиции в г. Вольск выяснилось, что в городе действуют общины Древлеправославной церкви (беглопоповской), беспоповских согласий: спасовского и поморского.
Беглопоповцы имеют вновь выстроенный храм (1993 г.) во имя святых апостолов Петра и Павла, где была произведена запись воскресной службы в неделю Фомы. В богослужении участвуют два лика. Один состоит из постоянных прихожан, имеющих давний опыт совместного пения на клиросе, но не владеющих крюковой грамотой, песнопения заучены ими в изустной форме «напевкой». Второй лик состоит из небольшого числа певчих, головщица — жена настоятеля отца Александра Семиклетова, матушка Наталья. Задача достичь единообразия в пении обоими хорами решается попыткой пения по унифицированной письменной версии, то есть по крюковым книгам. Сравнение расшифрованной записи Херувимской «болгарского» роспева с письменным источником (рукописная Обедница второй половины XIX в., собрание Научной библиотеки Саратовского государственного университета, № 2853, л. 8 об.) показало их идентичность. Херувимская исполнялась обоими клиросами под руководством матушки Натальи. Однако выяснилось, что она тоже не владеет крюковой грамотой (!), но пользуется собственной графической системой.
Певческие книги, востребованные на службе, имеют под текстами карандашные пометы. Они представляют собой набор точек и стрелок, обозначающих количество звуков и изменение высоты. Это своеобразные мнемонические символы для воспроизведения знакомых на слух напевов. Обнаружение подобной «нотации» свидетельствует о творческой трансформации традиций богослужебного пения. Не принимая линейную систему и не зная при этом крюковую, певчие изобретают собственную «вспомогательную» графику.
Спасовское согласие в Вольске имеет давние корни. Ныне богослужения спасовцев ведутся в частном доме, заменяющем собой моленную. Записана служба отдания Пасхи. Головщица - вдова наставника Елена Егоровна Якшанина - крюков не знает, как и никто из вольских спасовцев. Интересно, что некоторые песнопения прозвучали разными распевами (например, «Воскресение Христово видевше»).
Представилась возможность присутствовать и записать в частном доме службу поминовения усопших (Радоница) в поморской общине г. Вольска. Пение «напевкой» совершалось всеми прихожанами, из которых, как оказалось, с крюковой грамотой никто не знаком.
Старообрядческие общины имеют небольшое число книжных памятников, довольно поздних по датировке (XIX—XX вв.). Практически все книги используются за богослужением, в том числе крюковые. В книжных собраниях находятся как печатные, так и рукописные экземпляры. Рукописи в большинстве своем местного происхождения.
Вольские старообрядцы продолжают сохранять дух и строй старообрядческой культуры, традиций богослужения и адаптировать их к современным условиям.
А. Хачаянц, старший преподаватель, кандидат искусствоведения
Журнал "Народное творчество"
|